Единый государственный учебник по истории России наконец-то решил проблему чехарды с многочисленными школьными пособиями. С 1 сентября все ученики 10-х и 11-х классов уже изучают предмет по новой книге, написанной и изданной в рекордные несколько месяцев. Минпросвещения обещает в течение двух лет выпустить единые учебники по истории и для школьников с 5-го по 9-е классы. Следующий шаг, который давно напрашивается – издание единых пособий по всем остальным школьным предметам. О том, когда в существующем хаосе десятков вариантов учебников наведут порядок, читайте в материале Царьграда.
То, чего давно ждали школьные учителя, наконец произошло – в России начали издавать единые государственные учебники. Первой ласточкой стало новое пособие по отечественной истории для 10-х и 11-х классов. С 1 сентября этого года по нему уже учатся школьники во всех регионах России. Авторами выступили ректор МГИМО Анатолий Торкунов и председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский.
АВТОРАМИ ВЫСТУПИЛИ РЕКТОР МГИМО АНАТОЛИЙ ТОРКУНОВ И ПРЕДСЕДАТЕЛЬ РОССИЙСКОГО ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА ВЛАДИМИР МЕДИНСКИЙ. ФОТО: ЧИНГАЕВ ЯРОСЛАВ/АГЕНТСТВО "МОСКВА"
Хорошо забытое, но вовремя возрождённое
После долгих лет хаоса, когда преподавание в русских школах велось на базе сотен различных учебных пособий, в 2023 году совершён настоящий прорыв. Унификация программ и учебников – долгожданная мера, которую буквально требовали родители и педагоги. Переехав в другой регион, на новом месте отличник вдруг становился троечником из-за различий в образовательных программах. Больше такого быть не должно.
Хотя единый государственный учебник, конечно, изобретение не нашего времени. В советские годы, а именно с 1940 по 1990 годы, учебники полвека были едиными для всей страны и практически не менялись. Содержание пособия утверждалось Министерством просвещения СССР. Изредка учебники переиздавали с небольшими корректировками, но глобально их содержание оставалось незыблемым.
Помните учителя истории Нестора Петровича из популярного советского телефильма "Большая перемена"? В одном из кадров видно, что он преподаёт по учебнику истории для 9-го класса под редакцией академика Хвостова. Это учебное пособие издавалось практически без изменений несколько десятилетий – по нему учились несколько поколений советских школьников. Стабильность!
Сумасшедший либерализм
Конец такому порядку вещей положил распад Советского Союза. Учебников расплодилось великое множество, в то время как качество изложения материала вызывало серьёзные нарекания. За рынком школьной литературы в 90-е никто не следил. Лишь через несколько лет государство спохватилось, и был создан федеральный перечень учебников (ФПУ) – книги, которые Минпросвещения разрешал использовать для обучения в школе.
В стране, в том числе в образовании, царил сумасшедший либерализм. В список постоянно добавляли всё новые учебники. Со временем он превысил 1500 наименований, так что найти оптимальное пособие в этом изобилии стало непосильной задачей. Учителя просто "тонули" в море книг сомнительного качества. После экспертной проверки оказалось, что часть пособий давно устарели, а часть – просто не выдерживают критики. После "большой чистки" вместо сотен предметных линеек остались десятки, но это сокращение не решило проблемы.
До недавнего времени в школах бытовали несколько "линеек" учебников истории от разных издательств и авторов. Те, кто множил бесчисленные пособия, якобы стремились развивать конкуренцию. Однако на самом деле наводнить рынок учебной литературы они хотели только из коммерческого интереса, не придавая значения содержанию выпускаемых пособий. И лишь в 2023 году этому хаосу положен конец. Правда, пока только на уроках истории.
Первый со времён СССР
Государство вернуло себе права на выпуск учебников, появился внятный социальный заказ и гарантии качества. Дебютным решено было издать единый учебник по стержневому школьному предмету – "История России". Он стал первым государственным учебником с советских времён.
На обложке нового учебника толщиной в 450 страниц – Красная площадь (10 класс) и Крымский мост (11 класс). Что касается содержания, то здесь немало новаторского. В учебниках впервые появились QR-коды, с помощью которых можно изучать достоверные архивные материалы, в том числе из Президентской библиотеки.
НА ОБЛОЖКЕ НОВОГО УЧЕБНИКА ТОЛЩИНОЙ В 450 СТРАНИЦ – КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ И КРЫМСКИЙ МОСТ. ФОТО: ЧИНГАЕВ ЯРОСЛАВ/АГЕНТСТВО "МОСКВА"
Десятиклассникам рассказывается базовый курс истории России с 1914 по 1945 год, а пособие для выпускников описывает события с 1946 года до наших дней. Так, в программу включены темы возвращения Крыма в состав России, СВО на Украине, присоединения новых регионов, западных санкций и другие. В новых учебниках история России впервые сопоставляется с мировой, чтобы школьники понимали, что происходило в это же время в других странах. Учебник получился содержательным, взвешенным, с мощной фактологией и глубокой проработкой исторических событий.
Идеологическая атака на учебник
По итогам первой четверти учителя уже высоко оценили новый единый учебник. На днях министр просвещения Сергей Кравцов вместе с автором пособия Владимиром Мединским обсудили это с учителями истории из разных школ Санкт-Петербурга и преподавателями университета имени Герцена (одна из ключевых кузниц педагогических кадров в России). Судя по реакции собравшихся в зале педагогов, учебник прошёл проверку на отлично.
Сергей Кравцов заявил, что новое пособие с самого начала попало под информационную атаку, за которой стояли в том числе и западные спецслужбы.
Информационная война за умы, по сути своей, война за будущее для каждого суверенного государства. И учебник этот натиск выдержал, его оценили эксперты и хорошо восприняли педагоги,
– подчеркнул министр.
СЕРГЕЙ КРАВЦОВ ЗАЯВИЛ, ЧТО НОВОЕ ПОСОБИЕ С САМОГО НАЧАЛА ПОПАЛО ПОД ИНФОРМАЦИОННУЮ АТАКУ, ЗА КОТОРОЙ СТОЯЛИ В ТОМ ЧИСЛЕ И ЗАПАДНЫЕ СПЕЦСЛУЖБЫ. ФОТО: ЧИНГАЕВ ЯРОСЛАВ/АГЕНТСТВО "МОСКВА"
Соавтор учебника в свою очередь рассказал, что проделана длительная скрупулёзная работа: штудировали архивы, проверяли факты и оценочные мнения разных исторических научных школ. Получилась взвешенная позиция с описанием фактов, а не идеологических установок.
На выходе получилось так, как бывает с хорошей исторической работой: одни критиковали за то, что, например, правление Сталина слишком демонизировали, другие – что мало демонизировали,
– рассказал Владимир Мединский.
Унификация
На встрече было озвучено, что в школьный курс добавят часы по региональной истории, а общее количество часов преподавания истории в 5-9-х классах увеличат. Сейчас должно отводиться 340 часов (по 2 часа в неделю при 34 учебных неделях), скоро будет больше. А также в 9-м классе добавят 17 часов на изучение модуля "Введение в новейшую историю России".
К следующему учебному году будут изданы единые учебники по отечественной и всеобщей истории для 5-9-х классов. Но главное – единые учебники со временем должны появиться и по остальным школьным предметам. Госзаказ на разработку пособий будет выполнять Минпросвещения, в том числе утверждать авторский состав. Впереди большая работа над другими предметными линейками.
Зачем стране единые государственные учебники? Главным результатом изучения курса истории, например, должно стать воспитание "патриотизма и российской гражданской идентичности". Такую амбициозную задачу ставят авторы пособия. Но если брать в целом, единые учебники по всем предметам (а они обязательно будут) положат конец той либеральной вакханалии, которая десятилетиями царила в России, в том числе в сфере образования.
ГЛАВНЫМ РЕЗУЛЬТАТОМ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ИСТОРИИ, НАПРИМЕР, ДОЛЖНО СТАТЬ ВОСПИТАНИЕ "ПАТРИОТИЗМА И РОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ". ФОТО: BEARFOTOS/SHUTTERSTOCK
Что с того?
До 2023 года в федеральный перечень учебников входили пособия, написанные многочисленными авторскими коллективами и выпущенные для разных образовательных программ. Однако с этого года в России принята новая концепция единого образовательного пространства и единого учебника. Согласно ей, в конечном итоге по каждому предмету будет только одно учебное пособие во всех регионах страны.
Единые учебники фактически работают на сохранение и укрепление образовательного суверенитета России. Сейчас, когда уже в открытую говорится о том, что ЕГЭ было ошибкой, восстановление целостности системы образования в стране – краеугольный камень в основе нашего общего будущего.
Комментарии