Как выяснила «НГ», КПРФ не планирует «засвечивать» своего кандидата в президенты до съезда 23 декабря.
Однако интерес у электората поддерживать надо, а потому называются разные имена. Среди них есть давно знакомые – Геннадий Зюганов или его замы и неофициальные преемники – Юрий Афонин и Дмитрий Новиков. В ходе двойной игры в наперстки также, хотя и реже, упоминаются партийные губернаторы, активные депутаты Госдумы и «красные управленцы».
Звучат и некие намеки, что в конце года не исключен сюрприз. Эксперты считают, что он маловероятен, это возможно только в том случае, если КПРФ не достигнет консенсуса с Кремлем по поводу ее участия в кампании.
В принципе один и тот же список имен потенциальных кандидатов уже не раз обозначался партией, их называл даже сам Зюганов. Как напомнил «НГ» депутат Госдумы, первый секретарь ЦК ЛКСМ Владимир Исаков, эти конкретные фигуры были обозначены и на октябрьском пленуме ЦК (см. «НГ» от 22.10.23). Перечень довольно большой, он начинается с Зюганова, Афонина и Новикова, а продолжается так называемыми «красными управленцами», к которым относят глав Хакасии и Орловской области Валентина Коновалова и Андрея Клычкова, пока еще мэра Новосибирска Анатолия Локтя, а также экс-губернатора Иркутской области Сергея Левченко. Завершается же список претендентов, например, председателем комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Ниной Останиной. И совсем уже в стороне экс-кандидат в президенты 2018 года директор «Совхоза имени Ленина» Павел Грудинин.
По словам Исакова, в КПРФ много талантливых людей, а есть еще и 56 союзных левопатриотических организаций. Но в итоге все определит съезд, на который прибудут примерно 215 делегатов со всей страны:
«Мы, конечно, со всеми советуемся. У некоторых союзников, например, у «Левого фронта», есть свое видение. Мы к этому относимся спокойно, не стремимся накинуть платок на каждый роток, уважаем право на обсуждение. Хотите праймериз – проводите, но решение примем сами внутри партии».
Кстати, сам Исаков числится в списке участников праймериз, которые пытается организовать координатор «Левого фронта» Сергей Удальцов (см. «НГ» от 20.11.23). Однако с этим возникли проблемы якобы из-за вмешательства силовиков, хотя больше ситуация похожа на нежелание коммунистов «засвечивать» кандидата раньше времени. Поэтому идет игра в двойные наперстки: еще можно угадать, где находится шарик, но неизвестно, какое имя в итоге напишут на колпачке.
Скажем, пресс-секретарь фракции КПРФ в Мосгордуме Никита Попов написал в соцсетях:
«Кто сказал, что коммунисты не преподнесут очередной сюрприз? Руководство КПРФ – не идиоты, два плюс два складывать умеют. Умеют делать и выводы, работая над ошибками и вникая в перспективу. А это значит, что новый кандидат в президенты от КПРФ максимально удивит всех».
Руководитель аналитического управления КПРФ Сергей Обухов, разбирая предстартовую ситуацию за примерно 15 дней до официального начала президентской гонки, тоже сохраняет интригу по поводу кандидата-однопартийца: «Эксперты гадают по обязательной кандидатуре от КПРФ. Пока большинство ставит на участие Зюганова, хотя не исключаются и неожиданные решения». При этом, по его мнению, уже точно идут действующий президент и лидер ЛДПР Леонид Слуцкий. Присутствие же представителей иных политсил, включая несистемных, считает Обухов, похоже, перестало считаться обязательным.
В общем, вроде бы как традиционная предкампания явно висит на паузе. Поскольку окончательный сценарий выборов Кремлем не оглашен, а возможно – еще и не разработан, то, видимо, и КПРФ вынуждена пребывать в неведении о своих действиях. И тут ясно лишь одно – левые праймериз Удальцова оказались некстати (см. «НГ» от 26.11.23). Эксперты с этим в принципе согласились. Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин напомнил «НГ», что Удальцов поставил бы КПРФ в неудобное положение просто потому, что участников праймериз 33 человека, а в партии всерьез можно обсуждать максимум троих.
И это при том что и у власти, и у коммунистов, похоже, пока разные сценарии кампании. Например, КПРФ может захотеть одновременно решать еще и вопрос с преемником, выдвинув кандидатом Афонина либо Новикова. Но и сам Зюганов может выдвинуться, если этот вопрос о наследстве будет урегулирован кулуарно. И до сих пор возможна реинкарнация кампании-2018, но роль Грудинина может сыграть уже Левченко. Это вполне вероятно, заметил Мухин, если КПРФ не придет к консенсусному решению с властью о приемлемых для нее условиях участия в выборах. Выдвижение всяких прочих «красных управленцев» или активных женщин, по его мнению, вряд ли возможно.
«Самый вероятный вариант – это Афонин либо Зюганов. Менее вероятный – Левченко, а самый маловероятный, до нуля – Останина или один из губернаторов. Если достигнут компромисса с властью, будет Зюганов, решат двигать преемника – один из замов, а если решатся на фрондерство – Левченко. Потому что главная кампания для КПРФ впереди – это выборы Госдумы 2026 года, а сейчас ей нужно устроить смотр сил, посмотреть на свои электоральные перспективы», – подчеркнул Мухин.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев пояснил «НГ», что имена, называемые в КПРФ, подтверждают, что там выдвинут только партийного кандидата, то есть праймериз не пришлись ко двору.
«Эти праймериз КПРФ могла бы провести и внутри себя, но не открытое голосование с участием непартийных кандидатов. Народное голосование поставило бы КПРФ в неудобное положение, подчеркнув закрытый характер принятия решений», – отметил он.
Но Калачев считает, что оптимальным кандидатом от КПРФ стал бы Левченко. Во-первых, это системный политик и далеко не радикал, во-вторых, имеет управленческий опыт, был неплохим губернатором, в-третьих, он раскручен в качестве хозяйственника и крепкого сибиряка, а в-четвертых, это возрастной кандидат, что важно для Кремля.
Наконец, в-пятых, у Левченко образ гонимого и обиженного властью человека, что уже важно для левого электората. То есть Левченко приемлем и для ядерного избирателя, и для общепротестного, или хотя той части последнего, которая вообще рассматривает для себя возможность голосовать за коммунистов. При этом эксперт уверен, что такой кандидат не настроил бы и Кремль против КПРФ, ведь как бы то ни было, но в отставку Левченко ушел по собственной воле, хотя, конечно, его и принуждали к этому. У экс-губернатора нет и сверхпопулярности, наконец, он не претендует и на лидерство в партии.
«Левченко легко вывел бы КПРФ на второе место, но при этом, в отличие от Грудинина, не вышел бы за красные линии. Афонин или кто-то другой из «партийной молодежи» малоизвестны в широких кругах населения. Из этой когорты могла бы показать хороший результат Мария Прусакова – харизматичная и с протестным бэкграундом, но как раз поэтому ее и не пустят, как не пустили на выборы алтайского губернатора.
Так что если от КПРФ и будет женщина, то тоже возрастная и солидная, вроде Останиной. Но скорее всего увидим либо Зюганова, либо Левченко», – настаивает Калачев.
Комментарии