С чего вдруг ОБСЕ понадобилось любезно приглашать «северных дикарей» к разговору?
С момента начала СВО наши отношения с европейскими организациями начали стремительно ухудшаться. Особенно — с ОБСЕ, Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе, чьи представители на Донбассе, как выяснилось, вместо предотвращения геноцида населения ДНР и ЛНР с 2014 года попросту занимались откровенным шпионажем в интересах генштаба ВСУ.
Когда Россия обвинила ОБСЕ в этой недостойной для поборников европейской безопасности деятельности, организация фактически предала нас анафеме. Дело дошло до того, что в прошлом году Польша, будучи в тот момент председателем ОБСЕ, отказала главе МИД России Сергею Лаврову в участии в заседании Совета министров иностранных дел организации, которое состоялось в начале декабря в городе Лодзь.
Мы, впрочем, в долгу не остались. В апреле этого года председатель Госдумы Вячеслав Володин заявил, что Россия приостанавливает выплату членских взносов в бюджет Парламентской ассамблеи ОБСЕ за 2023 год. «Мы не должны платить за то, в чем не участвовали» — заявил он, отметив, что российской делегации не дают работать.
В сентябре постпред России при ОБСЕ Александр Лукашевич заявил, что организация находится на грани выживания из-за подрыва ее возможностей реализации подмандатных задач, а на излете октября глава МИД РФ Сергей Лавров констатировал — против России ведётся открытая гибридная, как ее не назови, но настоящая война с использованием всех доступных сил и средств, и ОБСЕ усилиями натовцев превращается в маргинальную структуру.
Однако уже в начале ноября Россия неожиданно получает приглашение на встречу глав МИД 57 стран-членов ОБСЕ в столице Северной Македонии — городе Скопье, которая пройдет с 30 ноября по 1 декабря этого года. И инициатором приглашения стал действующий председатель ОБСЕ, глава МИД Северной Македонии Буяр Османи.
«Приглашение получили. Намереваемся поехать на уровне министра, это министерская встреча», — подтвердил этот факт замминистра иностранных дел России Александр Грушко.
С чего бы это вдруг люто русофобствующие с подачи США европейцы озаботились присутствием «варварской России» на встрече глав МИД стан-участниц ОБСЕ?
Ветром отрезвляющего поражения на поле боя подуло так, что бросились срочно наводить сожженные было мирные мосты?
Или какую-то очередную каверзу готовят?
— Да, Европа и Запад вообще все больше признает, что война против России, которую они ведут руками украинцев, по сути дела, проиграна, — констатировал общественный и политический деятель, эксперт думской Комиссии «Анти-НАТО» Вячеслав Тетекин. — Дальше, как говорится, дело техники - довести конфликт до победной для нас развязки. Конечно, это потребует усилий, это дело еще не одного месяца, но в историческом плане уже все ясно.
Но было бы преждевременно считать, что в связи с этим Европа отказалась от планов подавить и разрушить Россию. Общая стратегия евроатлантического сообщества на уничтожение своего исторического противника никуда не делась. Просто сейчас пришло время сложной тактической игры, и Европе приходится лихорадочно думать, что делать дальше и где подстелить соломки, раз победить Россию военным путем не выходит. Европейцы, надо отдать им должное, люди дальновидные, поэтому, очевидно, решено не рушить все связи с Россией напрочь на пути к полной ее изоляции, как было задумано первоначально, а оставить все же кое-какие каналы связи с ней.
«СП»: Значит, все-таки Европе пришлось включить заднюю?
— То, что они сейчас делают, это шаг не назад, а в сторону. Даже если они намекают на какие-то уступки со своей стороны, всегда надо держать в голове, что нам в итоге подкинут какой-то «подарочек» при первом же удобном случае. Вполне может быть, что нас хотят спровоцировать, создав какие-то крайне неудобоваримые условия, чтобы потом сказать — вот, мы, дескать, все из себя цивилизованные такие, пригласили этих «северных варваров» поговорить о важном, а они по-прежнему хулиганят, как были дикарями, так и остались.
«СП»: То есть все же каверзу задумали, коварные? Неужели наши дипломаты не понимают этого? Зачем тогда приглашение принимать? Ведь многие простые граждане склонны трактовать принятие приглашения нашим МИДом в ключе «европейцы только пальчиком поманили — а наши и рады побежать на зов».
— С одной стороны, ОБСЕ-то, по сути, хоть и создавалась как механизм для гармонизации интересов, на самом деле давно превращена Западом в орган борьбы против России, и доверия к нему нет. Но, с другой стороны, мы видим признаки того, что внутри Европы все-таки далеко не все согласны топать по той скользкой дорожке, которую уготовили для Старого Света янки и англичане при рабском молчании французов и немцев. Позиция Венгрии тому подтверждение, да и нынешняя риторика Словакии об этом говорит. Есть признаки того, что к ним могут присоединится страны юга Европы, включая Италию.
Так что нашим дипломатам было бы резонно пощупать, так сказать, руками, европейские настроения. Прозондировать дипломатическую почву вживую, потолковать с людьми. В конце концов, высшее искусство дипломатии в том и заключается, чтобы использовать сомнения и слабости оппонентов для защиты собственной страны.
А насчет «пальчиком поманили — мы и рады бежать», то сейчас даже самые твердолобые сторонники дружбы с Западом (а такие до сих пор среди нашей верхушки есть) досыта уже наелись того, что тот Россию все время водил за нос. А профессионалы в нашем МИДе понимали это и раньше. Так что в принятии приглашения, я полагаю, есть элемент правильного прагматизма — почему бы не воспользоваться случаем и не вставить Европе зонд, чтобы прощупать ее изнутри?
Впрочем, другие эксперты не разделяют и такого крайне осторожного оптимизма от участия нашего МИДа в грядущей встрече министров иностранных дел под эгидой ОБСЕ, расценивая приглашение России как очередную попытку Европы «замутить воду».
— На мой взгляд, приглашение говорит лишь о том, что ОБСЕ — неконсолидированная организация, — поделился собственной точкой зрения на происходящее директор Института политических исследований, политолог Сергей Марков. — Это мягкая организация, где превалирует личная позиция ее членов. Польша — одна из наиболее злобных русофобских стран, поэтому нас и третировали в прошлом году. Северная Македония — православная страна, которая все-таки посматривает в нашу сторону. Соответственно, отсюда и приглашение.
«СП»: То есть это ни в коем случае не повод восторженно восклицать — Россия побеждает, европейцы готовы мириться, и прочая, и прочая, и прочая?
— Польша сотоварищи, например, по-прежнему считает, что Россию нужно травить всеми способами и дальше, другие страны стоят за те или иные компромиссы с нами. Однако общий политический климат в Европе и ситуация принципиально не изменились.
«СП»: Может, стоит хотя бы ожидать каких-то пусть и чисто номинальных заявлений глав МИД европейский стран на этой встрече, которые выбьются из общего русофобского настроя Старого Света?
— Я думаю, там будет все по-прежнему, хотя приглашение вроде бы полностью укладывается в тренд на «новую реальность» — сначала журнал TIME публикует материал о том, что в офисе Зеленского никто не верит в победу, затем The Economist дает интервью с главкомом ВСУ Залужным, который утверждает, что конфликт зашел в тупик, следом NBC уведомляет общественность о том, что, оказывается, Запад довольно продолжительное ведет некие закрытые переговоры с Киевом об условиях замирения с Россией. Теперь вот приглашение России на встречу МИДов ОБСЕ.
Такие попытки сформировать на Западе «новую реальность» следует, по моему личному убеждению, расценивать не как признание им проигрыша в конфликте с Россией, а исключительно как признак того, что Джо Байдену для победы на предстоящих президентских выборах крайне необходимо временно остановить конфликт на Украине. Просто многие американские избиратели расценивают его как потенциальную ядерную катастрофу и напуганы им, соответственно, если он не утихнет к выборам, они просто не будут голосовать за Байдена. А как только выборы пройдут в нужном команде Байдена ключе, янки опять подожгут его с новой силой.
Комментарии