В связи с предстоящими президентскими выборами будет особенным образом оцениваться эффективность работы глав российских регионов, говорят собеседники «Московской газеты». Кто уже готов к новым веяниям, а кто, возможно, отстаёт от повестки? В Хакасии, Забайкалье, Туве губернаторам, возможно, стоит активизироваться. А в Подмосковье или Дагестане?
Как сообщил в своём ТГ-канале политолог, руководитель Центра региональных проблем Илья Гращенков, в свете предстоящей президентской кампании российские губернаторы должны будут соответствовать новым требованиям к результативности их работы, первоочередным из которых станет эффективное реагирование на возникающие вызовы и конфликты.
Требования к главам субъектов остаются прежними, просто фокус внимания перед выборами сместится – главное, чтобы регион не был поставщиком плохих новостей, рассказал «Московской газете» политолог Константин Калачёв.
«А значит, особое внимание – той части проблемного поля, которая напрямую задевает интересы населения, — пояснил политолог. — В контексте президентской кампании основные kpi глав регионов действительно будут ориентированы на построение эффективной системы реагирования на возникающие вызовы и конфликты. Оперативная реакция и личная включенность в решение региональных проблем – это ключевое. Способность действовать в ситуации форс-мажора становится очень важной».
Оперативно реагировать на проблемы российским губернаторам надо было всегда, просто сейчас, если глава региона на проблемы не откликается, удар на него может упасть жёстче и быстрее, сказал «Московской газете» региональный эксперт, политолог, директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлёв.
«В системе происходит ускорение, усиление, ужесточение», — отметил политолог.
По словам Дмитрия Журавлёва, ряд губернаторов демонстрируют потенциал соответствовать новым требованиям:
«Это губернатор Тульской области Алексей Дюмин. Глава Хабаровского края Михаил Дегтярёв, он в этом смысле прошёл «интенсивное обучение». Губернатор Подмосковья Андрей Воробьёв. Мэр Москвы Сергей Собянин, у него и так всегда «русские горки». Наиболее энергичный и эффективный начальник – в столице».
А у ряда руководителей могут быть проблемы, считает политолог.
«У главы Хакасии Валентина Коновалова могут быть трудности. Он молодой, очень популярный, но он политик, а не администратор.
Трудности могут быть у глав республик, автономных областей. Я не имею в виду Кавказ, на него внимание Центра направлено очень сильно. Хотя, в силу объективных причин, вопросы могут быть и к руководителю Дагестана.
Но вот, например, глава Тувы Владислав Ховалыг, – вы о нём что-нибудь слышали? Он находится абсолютно вне сферы внимания. В силу исторических причин главы некоторых регионов остались на периферии общей повестки», — обратил внимание Дмитрий Журавлёв.
Если говорить именно об официальных критериях оценки работы губернаторов, можно вспомнить, что они дополнялись не так давно — Постановлением Правительства от 1 июля 2023 года, рассказал «Московской газете» директор по аналитическим проектам Агентств политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков.
«Тогда был сделан дополнительный акцент на вопросах доступности и безопасности образовательных учреждений. Не исключено, что в ближайшее время такие критерии пока не будут снова расширяться формально.
Но, вероятно, федеральные власти в преддверии и в период президентской кампании жестче будут реагировать на недоработки губернаторов в сфере профилактики и оперативного решения наиболее резонансных сезонных проблем, характерных для холодного времени года. Среди них, в первую очередь, состояние систем ЖКХ, существенные проблемы коммунальных служб по уборке улиц и автотрасс от снега, возможно, функционирование общественного транспорта», — заметил Михаил Нейжмаков.
По мнению эксперта, мотивом для особого внимания к этим темам со стороны Центра может стать не только проблемный опыт ряда субъектов РФ, но и аналогичные резонансные происшествия на постсоветском пространстве:
«Яркий пример – масштабная авария на ТЭЦ в казахстанском Экибастузе, которая произошла в ноябре 2022 года вскоре после президентских выборов в этой стране».
Кроме того, после беспорядков вокруг аэропорта Махачкалы Кремль наверняка будет еще более настойчиво ориентировать губернаторов на отслеживание на ранних стадиях любой протестной активности, в том числе по социальным вопросам, считает директор по аналитическим проектам Агентств политических и экономических коммуникаций:
«Это может быть достаточно широкий круг проблемных тем — в сфере экологии (вырубка зеленых насаждений, функционирование мусорных полигонов), застройки, расселения аварийного и ветхого жилья. Внимание федеральных властей к подобным вызовам стало усиливаться еще до недавних событий в Дагестане.
Показательно, например, что генпрокурор Игорь Краснов в ходе сентябрьской встречи с президентом заявил о необходимости реагировать «на острые социальные проблемы в обществе», но схожие вводные наверняка уже получили и главы регионов. Скорее всего, более резкой реакция Кремля будет и на случаи нарушений прав участников СВО и членов их семей в регионах».
Наконец, череда расследований в адрес глав муниципальных образований может означать, что от субъектов РФ также могут потребовать повышения эффективности работы аудиторских структур регионального уровня (скажем, Контрольных управлений губернаторов и Контрольно-счётных палат), добавил эксперт.
«В зоне риска в этой ситуации оказываются, во-первых, губернаторы из экономически проблемных регионов, где наблюдается наивысшая степень износа коммунальных сетей. Северные, сибирские, целый ряд дальневосточных регионов в этом плане оказываются наиболее уязвимыми.
Среди регионов, где в 2024 году предстоят губернаторские кампании, можно отметить обсуждение проблем с проведением отопительного сезона в Забайкальском крае – об этих сюжетах упоминали и представители «Единой России», например, депутат Госдумы Андрей Гурулев.
Во-вторых, с учетом резонанса вокруг целого ряда инцидентов с участием мигрантов, с дополнительными проблемами могут столкнуться регионы, включающие в свой состав города-миллионники или примыкающие к таким территориям (как Подмосковье). Это не значит, что за подобными инцидентами будет следовать отстранение губернаторов. Но главы таких регионов, скорее всего, в ближайшие месяцы постараются продемонстрировать Центру более активную работу по профилактике подобных проблем (включая публичные встречи с представителями диаспор).
В-третьих, могут усилиться имиджевые риски и для глав регионов, которые чаще попадают в сферу внимания федеральных СМИ в связи с локальной протестной активностью. Это может относиться и к территориям, где ключевые региональные и муниципальные кампании уже прошли, например, федеральный резонанс в предыдущие годы приобретали локальные протестные акции в Свердловской области», — заключил Михаил Нейжмаков.
Комментарии