Гость программы «Аргументы» (Вести Хакасия) - один из создателей основ законодательной власти республики Юрий Шпигальских. 30 лет он был правой рукой председателя Верховного Совета РХ Владимира Штыгашева, работая первым вице-спикером республиканского парламента.
Этой осенью Шпигальских завершил депутатскую карьеру. Между тем к принципам работы Верховного Совета, сформированным Штыгашевым и Шпигальских, возникает много вопросов. Основная претензия, что созданная в начале девяностых система долгие годы не менялась и, более того, закостенела. Юрий Александрович отметил следующее.
"Помню, было заявлено на уровне Российской Федерации 30 лет назад, Борисом Николаевичем Ельциным, берите свободы столько, сколько хотите. И понимали это по-своему, принимали законы, которые говорили, что вся налоговая база - это их база, никаких отчислений в федеральный бюджет не нужно делать.
Хакасия тогда себя обозначила так: территория, которая однозначно входит в состав Российской Федерации, никаких иных поползновений быть не может. Мы об этом громко заявили, в отличие от некоторых других субъектов федерации. Это было правильное решение, и жизнь показала, что все субъекты приняли это за основу.
В те советские времена власть была совершенно другая. Решения принимали партийная организация , КПСС, горком и обком партии. Мощнейший партийный аппарат вырабатывал стратегию. Был и исполнительный орган. Сейчас этой партийной структуры нет.
Есть законодательный орган в субъектах. Основная функция - принятие законодательных решений и представление интересов населения. И когда говорят, а зачем такой парламент? Было в свое время 150, 120, 75, а сейчас 50 депутатов, вроде как, много. Но давайте посмотрим. Можно его сделать и 3 человека. Парламент должен представлять самые различные категории населения и реагировать на их запросы при принятии решений. Вот это очень важно.
Могу согласиться, что нужно идти в ногу со временем. Но в этой сфере ни в коем случае нельзя махать шашкой. Приведу красноречивый пример. Хакасия в отличие от многих субъектов РФ, в том числе Красноярского края, не пошла на резкую реформу местного управления. На уровне районов создали органы государственной власти, а на уровне поселений - органы местного самоуправления. И у нас система эта продолжала нормально функционировать. В Красноярском крае возникли скандалы, противоречия. Та сама независимая система друг от друга привела к тому, что там был полный бардак. Следующий этап этой реформы: вышел закон, который предлагал отмену выборов глав городов и поселений. Мы тоже на это не пошли, оставив выборы глав, потому что население оценивает их работу.
Сейчас действует восьмой созыв. После каждых выборов 70 на 30. 70 процентов приходят новые люди, 30 - уже опытные. Это и позволяет эффективно работать. Новым нужна адаптация, время - год, два, три. Только после этого они входят в тему, начинают понимать, эффективно работать. Крайне сложно эту процедуру пройти. Много серьезнейших вопросов рассматривается на уровне Верховного Совета, суета и крики не есть показатель эффективной работы. Можно суетиться, стоять на голове, но результата не иметь.
Каких ошибок стоит избегать новому составу? Ни в коем случае не принимать быстрых резких решений, где-то политизированных особенно. Нужно все соизмерять, с возможностями бюджета и политической необходимостью. Ко всему нужно подходить продуманно, грамотно, не спеша.
Развитие республики - основная цель, оно возможно. Если есть потенциал, капитал, есть возможность поддержать бизнес. Если правильно выстроены отношения с нашими крупными предприятиями - алюминщиками, угольщиками, энергетиками. С ними выстроить отношения надо даже на федеральном уровне. Это задача правительства и Верховного Совета. В период выборов я слышал от кандидатов, что мы сейчас будет работать с московскими структурами, министерствами и ведомствами. Я хотел бы, чтобы это было реализовано в полной мере. Не нужно это оставлять на потом.
Поддержка малого и среднего бизнеса, больше внимания уделить бюджетным организациям. Проблемы заработной платы не решены ни учителей, ни врачей. Возникают перекосы, которые можно реально на местном уровне разрешить. И предусматривать в бюджете те необходимые ресурсы, которые позволили бы поднять планку на более высокий уровень. От того, как мы будем финансировать бюджет, зависят в том числе и доходы бюджета.
Один из источников, который мы не в полной мере используем - те самые федеральные программы, в которые надо просто попадать. Нужно уходить от того, чтобы брать коммерческие кредиты. Пора от выборных обещаний переходить к делу.
Верховный Совет возглавляет единоросс Сокол, правительство Хакасии - коммунист Коновалов. Я пожелал бы, чтобы эта конструкция работала весь созыв хотя бы. Делить нечего.
Владимиру Штыгашеву нужно время для адаптации. Действительно, человек отдал всю жизнь Республике Хакасия. То он был председателем облисполкома, в различных должностях работал, поэтому так просто, по-человечески понятно, невозможно резко перестроиться. Нужно время. Думаю, что жители Хакасии найдут достойное применение его опыта. Он еще депутат Верховного Совета, будет подсказывать, как вести себя на уровне республики, депутатам. Польза еще будет.
У меня ощущение, что я нахожусь в отпуске, но отпуск такой затяжной, длительный. Чем буду заниматься, пока думаю. Есть еще общественная нагрузка - хоккей. Посмотрю, как будет развиваться программа садоводства, есть возможности переговорить с депутатами, чтобы они ее поддерживали.
Подробнее - в видеосюжете.
Комментарии