Турция берёт на себя роль лидера мусульманского мира в борьбе против Израиля и готовится к войне. Об этом свидетельствуют заявления Эрдогана в субботу на массовом митинге в Стамбуле в поддержку Палестины.
Объявление войны
То и как говорил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган на "Великом палестинском митинге", который прошел в стамбульском аэропорту "Ататюрк" в знак протеста против боевых действий израильтян в секторе Газа, означает фактически объявление Турцией войны Израилю. Неслучайно после масштабных антиизраильских выступлений в Стамбуле и грозных заявлений Эрдогана Тель-Авив объявил об эвакуации своего посольства из Турции.
Эрдоган был далёк от всякого дипломатического политеса. Его речь была исполнена ярости, изобиловала жёсткими и яркими сравнениями. Ясно, что Эрдоган создаёт информационную базу для более активных действий, выходящих за рамки воинственной риторики.
Перед полуторамиллионной толпой Эрдоган заявил, что Турция объявит Израиль военным преступником и сделает это перед лицом всего международного сообщества. Он назвал Израиль "оккупантом" и "не страной, а группировкой", отметив, что палестинское движение "ХАМАС" не является террористической организацией. Эрдоган выступил с незавуалированной угрозой вторгнуться в Израиль для защиты палестинцев.
Израиль, ты оккупант. Вы хотите, чтобы война полумесяца началась снова? Однажды ночью мы можем прийти неожиданно,
– сказал он.
От слов – к делу
То, что говорил Эрдоган, по определению должно иметь продолжение в материальном плане, поскольку в противном случае президент Турции не просто потеряет реноме, но поставит крест на своих претензиях превратить Турцию в ведущую региональную державу, простирающую свои устремления на всю планету. Без практического продолжения стамбульской речи Эрдогана перестанут принимать всерьёз.
Скорее всего, Турция пытается использовать ситуацию в Израиле и повсеместные массовые антиизраильские протесты для достижения своей цели утвердиться, прежде всего, как ведущая держава в мусульманском мире. Основой этого стремления Турции является её османское прошлое, в частности, то, что значительная территория Ближнего Востока, и в том числе территория Палестины и нынешнего Израиля, ещё недавно (с исторической точки зрения) были частью Османской империи.
Вполне вероятно, что мы стоим на пороге создания регионального суннитского альянса под руководством Анкары. Совокупный военный и мобилизационный потенциал вероятного регионального мусульманского альянса, помноженный на ненависть его жителей к израильтянам, может поставить под угрозу само существование Израиля. Эрдоган очень хорошо чувствует антиеврейские настроения мусульман в регионе.
Сегодня все мусульмане могут рассматривать геноцид Израиля против палестинцев как исторический и морально оправданный шанс покончить с Израилем. Кроме того, подобные массовые настроения имеют прямую проекцию на правительства любой арабской и в целом мусульманской страны, которые будут вынуждены действовать в русле народного настроения с целью сохранить внутреннюю стабильность в своих государствах и обеспечить себе народную поддержку. И потому совершенно очевидно, что Эрдоган обращался не только к полуторамиллионной толпе у стамбульского аэропорта, а, прежде всего, ко всем мусульманам Ближнего Востока, а также к мусульманам по всему миру.
Лидер мусульман мира
Сегодня у мусульман нет очевидного лидера в лице какого-то государства и его руководителя. Президент России Путин, например, со всей определённостью и без всяких оговорок олицетворяет собой лидера тех мировых сил, которые борются за многополярный мир, против гегемонии США и за традиционные ценности. Эрдоган, похоже, стремится стать аналогичным лидером мусульман. И реальный геноцид палестинцев в секторе Газа предоставляет ему уникальный исторический шанс стать таким лидером. Это выведет Турцию не только на вершину политики в рамках Ближнего Востока, но и на мировой геополитический олимп.
Упустить такую возможность Эрдоган не захочет. А значит, он реально готовится к войне с Израилем. Не будет удивительным, если Эрдоган начнёт сейчас челночную дипломатию на Ближнем Востоке с целью формального сколачивания антиизраильского блока. Цементирующим элементом этого блока станет цивилизационная вражда мусульман и евреев.
Объектом серьёзного интереса Турции может стать Индонезия как крупнейшая мусульманская страна с мощным военным потенциалом. Не исключено, что к суннитам, несмотря на религиозные разногласия, присоединится шиитский Иран. Если Турция вмешается в израильско-палестинский конфликт, Иран со своей стороны может воспользоваться ситуаций и исполнить свою стратегическую задачу ликвидации Израиля. И в этом смысле Турция и Иран становятся сейчас не просто тактическими, но стратегическими союзниками.
Атака на Запад
В ходе своего выступления в стамбульском аэропорту Эрдоган обрушился с угрозами в адрес коллективного Запада. Турецкий лидер сказал, что страны Запада, которые "ещё вчера проливали крокодильи слезы по мирным жителям, погибшим в конфликте России и Украины", сегодня "безмолвствуют перед лицом гибели тысяч невинных детей в Газе". Эрдоган выразил уверенность в том, что западные страны несут прямую ответственность за бомбардировки Газы, а Израиль – "всего лишь пешка, которая не сможет прожить и трёх дней без поддержки союзников".
Эй, Запад, обращаюсь к вам! Вы хотите войну между крестом и полумесяцем? Тогда знайте: этот народ не умер, этот народ жив и стойко стоит,
– заявил президент Турции.
Что означает этот пассаж? Как минимум две вещи.
Во-первых, Эрдоган, формируя свой образ лидера всех мусульман, заполучил проживающих в Европе мусульман как рычаг своего влияния на европейские столицы. Достаточно одного слова Эрдогана – и в Европе начнётся война иммигрантов-мусульман против местных.
И во-вторых, Эрдоган дал понять, что при крайней необходимости он может обернуть турецкое оружие и против Европы, например, если в случае прямого участия Турции в конфликте на территории Израиля европейские страны – члены НАТО вознамерятся выступить на стороне израильтян.
Что в итоге?
Резкое обострение палестино-израильского конфликта в том виде, как мы его сейчас наблюдаем, скорее всего, будет перерастать в региональный конфликт с потенциалом втягивания в него других государств, находящихся за пределами региона. Не последнюю роль в этом процессе играет Турция, пытающаяся использовать этот исторический момент для того, чтобы реализовать свои имперские амбиции. Вероятная война между мусульманскими странами Ближнего Востока с одной стороны и Израилем при поддержке стран Запада с другой грозит разрастанием до глобального конфликта, в котором может не оказаться победителей.
Комментарии