Владимир Путин заслушал доклады о звездных войнах и лунной программе
Вечером 26 октября в городе Королев Владимир Путин поручил правительству до 1 июля 2024 года разработать и утвердить национальный проект, нацеленный «на формирование мощной суверенной отечественной индустрии космических сервисов, технологий и продуктов». Совещание с министрами и флагманами отрасли на площадке ракетно-космической корпорации «Энергия» завершилось уже за полночь и состояло из открытой и закрытой частей.
О чем говорили вслух
Владимир Путин сформулировал пять основных задач, которые, как он подчеркнул, нужно решить «в предельно сжатые сроки в тесном сотрудничестве государства и бизнеса».
Первое, что требуется сделать — наладить серийное производство космических аппаратов. «Буквально перейти к конвейерной сборке, — уточнил президент. — Мы с Юрием Ивановичем [Борисовым, руководителем Роскосмоса] эту тему обсуждали. Знаю, что такая работа проводится, прошу правительство подумать, как максимально ее ускорить».
Второе. Снизить стоимость доставки спутников в космос и сделать эту услугу доступной для частных компаний.
Третье и четвертое. Для того, чтобы космические услуги стали рентабельным бизнесом, требуется предлагать предприятиям связи и других услуг, для которых может быть полезен космос, конкурентоспособный продукт по рыночным ценам. А для этого нужно допустить в отрасль частных производителей начинки для спутников, которые будут предлагать рынку свои технологии.
Пятое. Активно развивать экспорт космических продуктов и услуг.
Отдельно Владимир Путин остановился на подготовке кадров для отрасли.
— Должны быть созданы условия, чтобы школьники, студенты, вообще молодые люди могли участвовать в реальных космических проектах, решать прикладные задачи. Нужно расширить уже действующую у нас программу по сборке школьных спутников и запустить соответствующую программу в колледжах и университетах. Хорошая идея — создавать студенческие конструкторские бюро, — сказал президент.
В режиме военной тайны
Несколько вопросов обсуждались уже на закрытой части совещания. Известно, что говорили об обороне и лунной программе.
— С начала космической эры все программы освоения околоземного пространства имеют военную составляющую, — сказал «Свободной Прессе» научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Дмитрий Стефанович. — Сейчас главный оборонный функционал России в космосе — это разведка, связь, наведение, предупреждение ракетного нападения. Но есть опасения, что у противника появится и ударное оружие в космосе, чем всех пугал еще Рональд Рейган.
Поскольку российско-китайский проект документа о запрещении такого оружия в космосе американцы подписывать не хотят — приходится создавать наземные системы и спутники-истребители, способные сбивать другие космические аппараты или лишать их управления.
— У России есть лазерный «Пересвет», который может ослеплять враждебные космические аппараты, противоспутниковые испытания провели США, Китай и Индия, — напоминает Дмитрий Стефанович о системах, которые по отношению к спутникам из других стран пока ни разу не применялись. — Но главное, что все активно используют спутники-инспекторы двойного назначения. С одной стороны, они должны проверять состояние своей спутниковой группировки и удалять свой космический мусор, но с другой — могут и представлять угрозу для остальных. Ведь если ты можешь убрать космический мусор, то можешь и превратить в него чужой аппарат.
Спутники-инспекторы из разных стран облюбовали космос еще в «нулевые» годы. Они не просто зависают на орбите, а перемещаются, иногда устраивают гонки между собой, когда спутник одной страны преследует инспектора из другой. Несколько раз они даже сталкивались, что, впрочем, не приводило к международным скандалам.
Недавно наши инспекторы заметили, что от некоторых исследовательских спутников США отделяется нечто, похожее на ракету, и быстро уходит в дальний космос. Если подобный пуск сделать в направлении Земли или космического аппарата, то это уже — выстрел.
— Но если уходить от громоздких спутников к спутниковым сетям, состоящим из множества аппаратов, к чему призывают и Путин, и Борисов, то противоспутниковое оружие утратит актуальность. Замучаешься сбивать эту мелочь на орбите. И ремонтировать сеть проще, чем обычный спутник: какой-то маленький аппарат сломался — тут же запускаешь новый. А для вывода на орбиту маленьких сетевых спутников вполне подойдут выслужившие свой срок ракеты с ядерного боевого дежурства, мы так уже делали, — объясняет Дмитрий Стефанович.
Что Россия ищет на Луне
В прошлый раз наша страна была там 50 лет назад — успешную посадку осуществила станция «Луна-24». Первая после полувекового перерыва миссия, к сожалению, закончилась неудачей — «Луна-25» разбилась. Однако программа будет продолжена, и в отличие от прилунений прошлого века, которые в большей степени носили просветительский и пропагандистский характер, цели новых посадок на спутник Земли — вполне прагматичные.
Как рассказал корреспонденту «СП» во время круглого стола в РИА «Новости» научный руководитель Института космических исследований РАН, академик Лев Зеленый, ученые дистанционно открыли на южном полюсе Луны неизвестный металл космического происхождения, который скопился там в результате падений комет. Атомный состав его пока не известен, потому что на земле нет образца, но астрономы его уже «взвесили». Он обладает более высокой плотностью, чем земные металлы. Предположительно, он является особо твердым и тугоплавким.
За этим металлом и отправлялась «Луна-25», которой впервые предстояло сесть на полюсе, ведь до сих пор все аппараты, запущенные с Земли, садились только в экваториальной зоне.
Уже известно, что теперь миссию продолжат два аппарата: «Луна-26», цель которой — сесть на южный полюс ночного светила, а затем вернуться с образцом металла, и «Луна-27», снабженная буровой установкой для того, чтобы добыть металл и погрузить его на «Луну -26». Оба аппарата находятся в высокой степени готовности к полету.
Комментарии