Обстановка на Южном Кавказе накаляется до предела, в воздухе пахнет большой войной. Армения и Азербайджан уже обвинили друг друга в обстрелах позиций и стягивают силы к границам. Всё это напрягает Иран, который также начал переброску войск и готов вмешаться. Подробности в материале Царьграда.
Ситуация на армяно-азербайджанской границе остаётся крайне напряжённой, Азербайджан продолжает накапливать силы. Такое заявление сделал премьер-министр Армении Никол Пашинян. Он добавил, что президент России Владимир Путин хорошо проинформирован о том, что происходит:
Ситуация с незаконным блокированием Лачинского коридора и подтверждённым гуманитарным кризисом в Нагорном Карабахе началась в декабре прошлого года, и с тех пор у меня были десятки телефонных разговоров с президентом России.
СИТУАЦИЯ С НЕЗАКОННЫМ БЛОКИРОВАНИЕМ ЛАЧИНСКОГО КОРИДОРА И ПОДТВЕРЖДЁННЫМ ГУМАНИТАРНЫМ КРИЗИСОМ В НАГОРНОМ КАРАБАХЕ НАЧАЛАСЬ В ДЕКАБРЕ ПРОШЛОГО ГОДА. ФОТО: КАРТА ЦАРЬГРАД
Накануне вечером Минобороны Азербайджана сообщило:
Подразделения вооружённых сил Армении из населённого пункта Джил Чемберекского района вновь подвергли обстрелу наши позиции. Были приняты ответные меры в указанном направлении.
Ответ Еревана не заставил себя долго ждать. Минобороны Армении опровергло сообщения об обстреле, отметив, что Баку продолжает распространять дезинформацию.
Ранее Пашинян заявил, что за последние дни ситуация в регионе серьёзно ухудшилась. По его мнению, члены Совбеза ООН должны принять серьёзные меры, чтобы не допустить эскалации, и что Ереван готов подписать с Баку соглашение по урегулированию конфликта и придерживается мирной повестки.
Никакой третьей стороны
На фоне обострения ситуации на Южном Кавказе 10 сентября Армения начала совместные учения Eagle Partner с миротворцами США. Они продлятся ещё неделю. В учениях принимают участие 85 американских и 175 армянских военнослужащих.
Командование армии США в Европе и Африке ранее сообщало, что учения позволят обеим странам "выстроить отношения на тактическом уровне" и повысить "оперативную совместимость" подразделений для миротворческих операций.
Американское присутствие в регионе вызывает раздражение не только у Москвы, но и у Тегерана. В ходе телефонного разговора лидер ИРИ Ибрагим Раиси заявил Пашиняну, что контакты на Южном Кавказе вне формата "3+3" (Азербайджан, Армения, Грузия — Турция, Россия, Иран) ещё больше усложняеют ситуацию.
Иран не будет закрывать глаза
Чтобы разобраться в ситуации и узнать, чем может обернуться происходящее, корреспондент Царьграда пообщался с политологами Владимиром Киреевым и Дмитрием Родионовым.
Царьград: Зачем Иран повёл войска на границу? Есть мнение, что там ждут угрозы от Азербайджана, они обеспокоены дружбой Армении и США, им не нравится ни то ни другое. Или, может быть, Тегеран об этом попросил Путин?
Владимир Киреев: Тегеран обеспокоен намерением Азербайджана развязать новую армяно-азербайджанскую войну. Это должно изменить баланс сил в регионе, дав большое преимущество Турции и Азербайджану и снизив влияние Ирана. Эта война угрожает безопасности Ирана, так как Турция и Израиль очевидно будут как минимум дестабилизировать обстановку внутри этой страны, а как максимум — перенесут военные действия на её территорию.
С другой стороны, Армения, страна, для безопасности которой Иран сделал очень и очень много, почти вероломно заявляет о военных учениях совместно с США. И вообще Ереван отправляет сразу множество прозападных сигналов, что не может не настораживать Тегеран. США по своим мотивам стремятся разжечь войну в регионе, направленную сразу против интересов России, Ирана и Турции.
ТЕГЕРАН ОБЕСПОКОЕН НАМЕРЕНИЕМ АЗЕРБАЙДЖАНА РАЗВЯЗАТЬ НОВУЮ АРМЯНО-АЗЕРБАЙДЖАНСКУЮ ВОЙНУ. ЭТО ДОЛЖНО ИЗМЕНИТЬ БАЛАНС СИЛ В РЕГИОНЕ, ДАВ БОЛЬШОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО ТУРЦИИ И АЗЕРБАЙДЖАНУ И СНИЗИВ ВЛИЯНИЕ ИРАНА. ФОТО: BUMBLE DEE/SHUTTERSTOCK
Дмитрий Родионов: Не думаю, что тут дело в том, что Тегеран попросил Путин. Потому что у Ирана свои интересы в этом регионе, он является его частью. Естественно, любая дестабилизация, любые какие-то движения, связанные с подготовкой к возможной войне, не могут не вызвать реакции. И в случае, если реализуется негативный сценарий, он не может пройти мимо Ирана. Скорее всего, это приведёт к вмешательству иранской армии. Передвижение иранских войск — сигнал другим игрокам, которые жаждут именно этой дестабилизации. Иран не будет закрывать глаза.
— Иранский министр обороны Мухаммед Ахади был на встрече в Баку со своим азербайджанским коллегой. Встреча состоялась 9 сентября. Тогда он ещё не знал о планах Баку "напасть на Армению"?
Владимир Киреев: Видимо, Тегеран на тот момент считал вероятность военной операции Азербайджана против Армении незначительной и предполагал, что существует возможность донести информацию о нежелательности данного сценария. Он рассчитывал на то, что колеблющийся Баку не решится переходить к активным действиям. Но переговоры не сработали, и теперь пришло время дипломатии, подтверждённой силой.
Дмитрий Родионов: О планах Баку напасть на Армению пока что можно говорить теоретически. Но мы всё прекрасно понимаем. Война 2020 года в Азербайджане очень многими считается незаконченной. Баку не скрывает своих намерений окончательно решить карабахский вопрос. Хотя Алиев и говорит, что он уже решён. Но фактически это не так. И Баку открыто предъявляет Еревану территориальные претензии уже не только на территории Нагорного Карабаха.
Алиев периодически говорит, что и Зангезур — это азербайджанская территория. Баку готовится к окончательному решению вопроса с Арменией. Иран это прекрасно понимает. И визит министра обороны Ирана, возможно, служил именно этой цели. Чтобы показать азербайджанской стороне, что Иран не собирается оставаться в стороне.
У Турции нет выбора
— МИД Турции заявил, что если Иран рыпнется на Азербайджан, то Анкара вмешается. Но есть мнение, что Турция в войну с 80-миллионным Ираном ввязываться не будет. Или будет?
Владимир Киреев: Заявление турок — блеф. Ситуация в этой стране сложная, элиты расколоты, а состояние экономики плачевное. Война в данной ситуации с серьёзно вооружённым соседом может быстро похоронить саму Турцию. Однако провоцирует столкновение не только Анкара. Для Израиля и США война является крайне необходимой, она сможет создать проблемы сразу для всех противников Вашингтона и Тель-Авива в регионе.
При этом сам Азербайджан занимает активную агрессивную позицию, провоцируя ситуацию. Во многом в отношениях между Азербайджаном и Турцией ведущую роль играет Баку, а Анкара только следует за желаниями своего "младшего партнёра". В этой ситуации вопреки желаниям Эрдогана и прагматичным потребностям Турции Анкара вполне имеет шансы быть втянутой в большую ближневосточную войну.
Дмитрий Родионов: Турция, конечно, не хотела бы воевать с Ираном напрямую. Но тут есть одна проблема. У Турции есть договорённость с Азербайджаном: если случится так, что Иран будет воевать с Азербайджаном, Турция будет вынуждена вмешаться.
Израиль хочет решить иранский вопрос
— Израиль и Турция отправили оружие в Азербайджан. Турция — понятно, но почему Израиль помогает Баку?
Владимир Киреев: Отправка оружия Израилем Азербайджану является логичной. Тель-Авив и Баку имеют тесные партнёрские отношения, гораздо более тесные, чем есть у Израиля с Турцией и вообще с кем-либо в регионе. Израильтяне помогают азербайджанцам с высокими технологиями, армейским вооружением, подготовкой войск. Тель-Авив использует территорию Азербайджана для разведки против Ирана. И, вероятно, для диверсионных акций.
Дмитрий Родионов: Интересы Израиля очевидны. Его цель — не Армения, а именно Иран. Израиль достаточно давно рассматривает Азербайджан как главный плацдарм для войны против Ирана. На протяжении многих лет активно велись разговоры о том, что Тель-Авив может использовать в том числе военные аэродромы Азербайджана для атак на иранские ядерные объекты.
Израиль заинтересован в том, чтобы был конфликт. В том, чтобы Иран в него втянулся. Этот конфликт даст основание Израилю самому вмешаться и уже начать открыто воевать с Ираном.
Восстание в Армении?
— Сколько в Армении прорусски настроенных людей, которые поддержали бы свержение власти Пашиняна, если бы оно случилось?
Владимир Киреев: В Армении до сих пор остаётся большая аудитория, считающая отношения с Россией приоритетными и желательными для страны. Но в основном это люди старшего поколения, часто связанные с армией и спецслужбами. Критической массы в обществе они не составляют. В целом жители Армении во многом разочарованы действиями России и вообще поддерживают Пашиняна. Это тем более странно, учитывая его провалы во внешней политике.
Завтрашняя война — во многом плод его неумелой работы. Однако политики, ориентированные на отношения с Россией, не смогли победить в честных выборах. И они явно менее популярны, чем Пашинян.
Дмитрий Родионов: В Армении практически все силы поддерживают Россию. Там есть, конечно, отдельные персонажи, которые открыто выступают за разрыв связей с Россией, за выход из ОДКБ, за вывод наших войск. Но это всё-таки подавляющее меньшинство. С другой стороны, по итогам выборов мы видим, что у Пашиняна всё-таки много сторонников. Многие считали, что его свергнут ещё в ноябре 2020 года. Но этого не произошло.
Возможно, сдача Нагорного Карабаха станет поводом. Армянское общество просто банально устало от войны, от 30-летнего состояния неопределённости. Многим хотелось бы из него выйти.
МИРНЫЕ ЖИТЕЛИ АРМЕНИИ И АЗЕРБАЙДЖАНА БАНАЛЬНО УСТАЛИ ОТ ВОЙНЫ. СЕЛЬСКИЙ ЖИТЕЛЬ ПОКАЗЫВАЕТ ОСТАТКИ ПУЛЬ В АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ДЕРЕВНЕ ГАПАНЛЫ, ГРАНИЧАЩЕЙ С НАГОРНО-КАРАБАХСКИМ РЕГИОНОМ. ФОТО: ТОФИК БАБАЕВ/GLOBALLOOKPRES
Что с того?
Вероятность большой войны на Ближнем Востоке достаточно высока. Этому способствуют амбиции Азербайджана, ошибки Армении, заинтересованность Израиля и США в конфликте, неприемлемость присутствия последних в регионе для Ирана.
Как считает Владимир Киреев, Россия, связанная СВО на Украине, не готова перебросить 200-300 тысяч человек ещё и на театр военных действий на Кавказе:
Это выводит из уравнения Россию, которая является традиционным сдерживающим фактором для региона.
Кавказ будет ещё долгое время оставаться пороховой бочкой. Потому что много игроков, которые заинтересованы в дестабилизации, чтобы там была война. Это, конечно, в первую очередь Запад, которому нужно, чтобы Россия оттуда ушла. И фактически руководство Армении сейчас работает на Запад для осуществления этой цели.
Дмитрий Родионов заметил, что новая война на фоне СВО фактически станет для России вторым фронтом, который ослабит внимание к Украине. Поэтому война там сейчас очень нужна Западу:
Есть интересы Израиля, который хочет разобраться с Ираном уже достаточно давно. Есть интересы Турции, которая, в принципе, воевать особо не хочет. Но Анкаре выгодно, чтобы армянский вопрос окончательно был решён. Это даст ей выйти на побережье Каспийского моря, к другим тюркским государствам бывшего СССР.
Единственные страны, которым война в регионе не нужна, — Россия и Иран. Но слишком много разных сил, которые хотят, чтобы она всё-таки случилась…