Жители Усть-Абакана и окрестностей постоянно жалуются на едкий запах дыма, идущего с промзоны. Из крана частенько льется непонятная жидкость, отдающая хлором. Угольная пыль накрывает все вокруг. Еще и разливы нефтепродуктов приходится переживать. Люди обращаются за помощью к чиновникам. И один из тех, кто реально помогает, - руководитель хакасского регионального отделения ЛДПР, кандидат на должность главы республики Хакасия Михаил МОЛЧАНОВ.
- Совсем недавно вы побывали в Черногорске, после чего рассказали о «мусорных» проблемах райцентра. Теперь приехали к нам в Усть-Абакан. Что скажете?
- По всей республике мы наблюдаем недостаток мусорных контейнеров, которые вдобавок не вывозятся. Огромное количество несанкционированных свалок - это и в прямом и в переносном смысле отравляет жизнь людей. Отходы разлагаются, смердят. Ядовитые вещества проникают в почву и водоемы, загрязняют атмосферу. Наш регион буквально тонет в мусоре. Региональный оператор «Аэросити-2000» выполняет договорные обязательства крайне плохо. Об этом давно уже говорят все. Но именно ЛДПР в мае начала сбор подписей за смену регоператора. И вот наконец под выборы нас будто бы услышали: республиканская власть запустила процесс расторжения договора с «Аэросити-2000». Однако создается ощущение фиктивности. До конца выборов процесс расторжения будет находится в той фазе, когда легко можно дать задний ход. И никто не гарантирует, что договор с «Аэросити-2000» не будет заключен в дальнейшем. Ведь нужен новый регоператор, которого пока нет. И его поиском правительство почему-то не занимается.
- Что же будет, если его не найдут? Республика останется без регионального оператора?
- Мне трудно понять логику нашей нынешней власти. Но, конечно, ей не позволят оставлять регион без оператора. Думаю, будут приняты решения, которые внешне как бы исправят ситуацию, а реально ее только усугубят. Самый плохой вариант: возобновление договора с «Аэросити-2000», который продолжит повышать тарифы на вывоз мусора. Стоит также учесть, что на нормальную, методичную работу регоператора можно надеяться лишь после проведения «антимусорного штурма». Убрать все то, что копилось годами, ликвидировать несанкционированные свалки. Также необходимо достаточное число контейнеров и контейнерных площадок, техники для вывоза. Решить вопрос с полигонами отходов, а в идеале - и с мусороперерабатывающим заводом. Нам его давно обещают, но ничего в этом направлении не делают.
- Полагаю, стоит предусмотреть и какое-то оперативное реагирование на внезапные, нештатные ситуации?
- Разумеется. Оперативное реагирование у нас не могут отладить во многих службах. Например, МЧС. Недавний пример. В водоохранной зоне Енисея в Усть-Абаканском районе обнаружили цистерну. Емкость примерно кубов на 6-7 вскрыли, содержимое вытекло. А это опасный мазут с бывшего гидролизного завода. ЛДПР тут же забила тревогу. Но правительство предложило решение только спустя три недели: подождать около двух лет, пока нас возьмут в федеральную программу ликвидации аварии. Неужели нельзя ввести режим ЧС и использовать резервный фонд для ликвидации аварии прямо сейчас?! У нас ведь есть разные варианты. Зачем опять зря терять время?
- Это территория того самого завода ООО «Мибиэкс», где в 2016 году для разрешения подобной ситуации потребовалось вмешательство Следственного комитета РФ...
- Да! Поэтому нет уверенности, что там в земле не остались еще какие-то «подарки» того же рода. Никто как следует не искал следы опасных веществ! Понимаете, по огромному числу больных вопросов мы неоднократно предлагали пути решения. Но нас не слушают. Например, мы требовали обеспечить наличие качественно работающих очистных сооружений на наших предприятиях - и добывающих, и перерабатывающих. Сейчас практически все отходы их деятельности идут едва ли не прямиком в почву и в воду. Посмотрите на наши реки - они красные! Там рыба гибнет. Уничтожаются леса и живущая в них фауна. А между тем у правительства есть достаточное количество рычагов, чтобы принуждать производственников к соблюдению экологического законодательства. Самое простое - штрафовать их за нарушения.
- А что делать с «режимом черного неба»? Такова уж судьба Хакасии или и здесь ситуацию можно исправить?
- Конечно, географическое расположение региона в чем-то уникально. Мы находимся в котловине. Воздух застаивается, не уходит - и это все усложняет. Но вы, наверное, в курсе, что есть масса городов, территорий, где промышленных предприятий много больше, чем у нас, и там ни о каком «режиме черного неба» даже не слышали. Просто потому, что там власти реально работают в данном направлении. А у нас только обещают. За пять последних лет в атмосферу выброшено 539 тонн ядовитых веществ. Это и бензапирен, и формальдегид, и диоксида азота, и оксид углерода - канцерогены, провоцирующие различные заболевания. В частности, онкологические. Часто предельно допустимые концентрации этих веществ превышены в несколько раз. О том, что можно сделать для сокращения таких выбросов, я уже говорил: качественные очистные сооружения и постоянный контроль за их использованием, за содержанием выбросов. Помогло бы и кратное увеличение штрафов за нарушение норм и, наоборот, налоговые льготы для предприятий, усиливающих защиту окружающей среды на всех этапах своей деятельности.
- У нас зимой черный снег лежит, одежда во время прогулки покрывается сажей. Наверное, отчасти это следствие использования угля для отопления домов. Как считаете?
- Да. И по вопросам отопления необходима помощь властей. Мы считаем крайне важным массовый перевод частного сектора с отопления угольными котельными на электрическое за счёт региональных и федеральных программ, а также подключение частных домовладений к центральному отоплению за счёт ресурсоснабжающих организаций. В первую очередь это касается Абаканской ТЭЦ. Все это вполне реально. Но грустно, что во власти ЛДПР не слышат. Мы ведь еще в 2020-м провели экологический митинг «Дыши, Хакасия!». Организовывали «круглые столы». Направляли в правительство резолюции. Говорили о том, что региону нужны стационарные посты наблюдения за атмосферным воздухом и химические лаборатории, чтобы четко контролировать промышленные выборы в атмосферу. С нами в партии большой эксперт-эколог Алексей Вернигоров.
Сейчас Хакасия летит в экологическую пропасть. Но я уверен: наша республика, которую многие заслуженно называют «жемчужиной» России, может стать чистой, пригодной для нормальной комфортной жизни - и сохранить свою уникальную природу. Надо только захотеть. И начать заниматься делом.
Изготовитель: Гоманов Василий Сергеевич, адрес: Республика Хакасия, город Абакан, ИНН 190110989394.
Заказчик: Кандидат на должность Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия Молчанов Михаил Александрович.
Тираж:1 экз.
Дата изготовления: 24.08.2023 г.
Изготовление оплачено из средств избирательного фонда кандидата на должность Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия Молчанова Михаила Александровича.