Незаконные доходы чиновников будут конфисковывать через суд
Президент России Владимир Путин подписал закон взыскании денег с банковских счетов государевых служащих, если сумма обнаруженных поступлений превышает легальный доход за три года, а законность их поступления не обнаружена. Об этом сообщает РИА «Новости».
По новому закону банковские счета госслужащих, а также членов их семей, включая несовершеннолетних детей, будет проверять прокуратура. Если она выяснит, что поступления превышают общий доход чиновника и его родственников за три года, более чем на 10 тысяч рублей, суд решит следует ли изъять эти средства в пользу государства. И чтобы не остаться без денег, любой чиновник должен будет доказать законность появления средств на счете. Проверяя данные, прокуры будут не только беседовать с тем или иным должностным лицом, но и направлять запросы в госорганы, банки, кредитные организации, а также в ведомства, занимающиеся регистрацией недвижимости.
По крайней мере, генпрокурор и его команда смогут теперь направлять запросы для выявления источников сомнительных доходов. Федеральная налоговая служба и те, кто занимаются цифровыми финансовыми активами, должны показать свою компетентность. Появился новый инструмент контроля.
Нельзя сказать, что раньше незаконно нажитые средства вовсе никого не интересовали. В прошлом году суд Ижевска по иску Генпрокуратуры обратил в доход государства недвижимость, землю, машины и прочее имущество бывшего главы Удмуртии Александра Соловьева и его родственников на сумму свыше 120 млн рублей. Суд тогда установил, что Соловьев целых девять лет, вплоть до 2016 года, имел непредусмотренный законом и явно превышающий его официальный заработок доход, который не очень-то и скрывал.
Другое нашумевшее уголовное дело касалось экс-министра Михаила Абызова. Он получил доход от продажи компании «СИБЭКО» на сумму 32 млрд руб. Гагаринский суд Москвы обратил их в доход государства. Бывший министр по делам «открытого правительства» Михаил Абызов так и не смог тогда в суде аргументированно опровергнуть требования Генпрокуратуры. В результате вышло, что Абызов с 2012 года скрывал от государства владение пятью кипрскими офшорами, через которые он, будучи членом правительства, незаконно управлял энергетической компанией — основным поставщиком электроэнергии в Сибири.
Можно еще вспомнить эпизод, когда суд обратил в доход государства имущество семьи Арашуковых на 1,5 млрд рублей. Басманный суд Москвы тогда удовлетворил иск Генпрокуратуры и обратил в доход государства имущество бывшего члена Совета Федерации Рауфа Арашукова и его семьи. Перед этим суд арестовал начальника госавтоинспекции Ставрополья на два месяца. Иск, касавшийся объектов недвижимости, транспортных средств и денег, удовлетворили в полном объеме.
Адвокат Дмитрий Аграновский напоминает, что в рамках уголовных дел конфисковывать имущество по приговору суда — это совсем другое дело. Кроме того, арестованное и конфискованное имущество — это «две большие разницы»:
— Арестованное имущество еще может быть возвращено. А конфискация в доход государства — это уже мера наказания. По новому закону конфискация возможна в случае, если чиновник не способен объяснить происхождение средств. В принципе это логично. Чиновники и депутаты давно уже заполняют декларацию. В ней указаны доходы, поступления средств на счета. Декларации заполняются для того, чтобы можно было выявить какое-то неправомерное поступление средств. Порой выясняется, что средств гораздо больше, чем легальных доходов.
Причем, заметьте, никто и после вступления в силу нового закона не будет изымать всё сразу. Предоставляется возможность объяснить: может это наследство, может подарок. А если не получится объяснить — тогда будет изъято, но лишь по решению суда. В суде можно еще раз попытаться что-то объяснить — закон очень щадящий.
Раньше чиновникам и депутатам непонятно было: зачем заполняются декларации? Ведь ничего за нарушения не полагалось. А сейчас появится хоть что-то за то, что они не смогли объяснить превышение имеющихся средств над официальным доходом за три года.
«СП»: — Можно предположить, что компетентные органы постепенно научились разбираться с незаконными доходами слуг народа?
— Нововведение коррелируется с тем, что чиновники уже давно должны указывать в декларациях о доходах. Я сам, когда был местным депутатом, такие декларации заполнял. Депутаты тоже обязаны объяснить происхождение средств, которые, допустим, поступили на их счет. Только речь прежде не шла об их изъятии. А я думаю, что эта мера — абсолютно правильная, давно было пора ее ввести. Мы коммунисты об этом говорили постоянно. Это правило создает в обществе более здоровую обстановку. Мы должны ликвидировать имущественное расслоение, необходимо, чтобы жизнь внутри страны стала более справедливой. Вообще необходимо, чтобы в глазах народа власть стала более легитимной. Потому что одно дело официальные результаты выборов и другое дело — реальная популярность власти.
Конечно, с тем имущественным расслоением, которое у нас было, надо что-то делать. И плюс, конечно, можно сказать, что чиновники во многом оторвались от простых людей. Поэтому закон заработает в правильном направлении. Хотя я реально даже не представляю: у кого, где, что будут по нему изымать? Скорее это мера психологического воздействия. Но мера своевременная.