Второй саммит "Россия – Африка", девиз которого – "За мир, безопасность и развитие", начался в Санкт-Петербурге под аккомпанемент военного переворота в Нигере. При чём здесь "бармалеи" и в чём интерес России?
Вообще саммит в Петербурге, проходящий 27-28 июля, и попытка госпереворота в Нигере – это очень своевременное и, возможно, неслучайное совпадение. Своевременное потому, что, развивая отношения с Африкой, России надо постоянно помнить о реальности, которую во многом олицетворяет именно Нигер. Эта бывшая французская колония, погрязшая в нищете, политической нестабильности (перевороты там – это норма), со средней продолжительностью жизни чуть выше 50 лет и бурно растущим населением (примерно 6,5 рождений на женщину, средний возраст – 15 лет), три четверти которого неграмотны. И практически никакой экономики: примитивное сельское хозяйство и добыча полезных ископаемых, главным образом – внимание! – урана.
Нет ли тут подсказки, почему военные (не все, а только часть) Нигера покусились на своего президента Мохамеда Базума, закрыли границы, ввели комендантский час?
Почему Песков зря расстраивается?
Стихотворение Корнея Чуковского "Бармалей" и сегодня кажется вполне современным: за 100 лет Африка изменилась очень неравномерно. Есть в нём, кстати, и такие строки: "Как я рад, как я рад, что поеду в Ленинград!". Запад "позаботился" о том, что потенциально богатейший континент (он состоял практически сплошь из колоний) превратился, если воспользоваться словами Чуковского, в "ужасный" и "опасный", от которого лучше держаться подальше.
И он же, Запад, облегчил задачу Москвы: по сравнению с первым саммитом "Россия – Африка" в Сочи количество участвующих лидеров африканских стран заметно сократилось. В первом форуме в 2019 году участвовали лидеры 47 государств, в нынешнем – 17. Плюс делегации из примерно полусотни стран, среди которых немало вторых лиц.
Президентский пресс-секретарь Дмитрий Песков выразил по этому поводу возмущение:
Во многом это связано с рабочими планами глав государств. Но это и неприкрытое наглое вмешательство США, Франции и других государств. Через их диппредставительства были попытки оказать давление на руководство этих стран с тем, чтобы воспрепятствовать их участию в форуме. Это действительно факт. Он совершенно возмутительный.
А я бы на его месте порадовался. Свои "рабочие планы" не смогли нарушить африканские политики двух категорий. Во-первых, те, кто, покрутившись в Сочи, понял, что Россия – не СССР и старой "халявы" (когда можно набрать побольше денег, оружия, поступить с ними по своему усмотрению и ничего не вернуть) не будет. Поэтому в Санкт-Петербург можно не ехать.
Во-вторых, значительная часть не приехавших – это действительно испугавшиеся. Африка бедна не потому, что бедная, она потенциально очень богата. Она бедна потому, что её "бармалеи", то есть "элиты" ("нашенские" олигархи - их дальние родственники) присваивают себе богатства своих стран и тащат их в западные банки, покупают на Западе виллы, яхты, лимузины, когда соплеменники умирают от голода и болезней. И поэтому они исключительно уязвимы для шантажа: делайте, как мы говорим, или мы отберём все ваши богачества. И делают.
Вопрос ставится именно так. Поэтому западники сами (за что им большое спасибо) провели "селекцию" участников петербургского форума: "бармалеи" не приехали. А с теми, кто прибыли, значит, можно вести дела – проверку "беспрецедентным давлением" они выдержали. Президент России Владимир Путин обещает встретиться лично с каждым из 17 прилетевших в Санкт-Петербург африканских лидеров. С 47 это было бы проблематично, а толку – меньше.
Тогда и сейчас
Окучить всю Африку России всё равно было бы сложно, да и не нужно. За последние 30 лет нас стало меньше, а африканцев – намного больше. Сильно возросла и иностранная конкуренция, особенно в лице рвущихся в Африку Китая и Индии. США и европейские страны тоже будут толкаться под ногами, а ещё они будут вредить, продолжая считать Африку своей большой колонией, которую нужно оградить от чужаков.
Поэтому всё равно России придётся выбирать. Уже можно назвать немало африканских стран, инвестиции в которые, скорее всего, вернуть не удастся. Значит, туда и не нужно лезть. Но иметь на Чёрном континенте более-менее надёжных партнёров, которым русские по тем или иным причинам подходят больше остальных, тоже необходимо. Добыча полезных ископаемых, реализация промышленных и инфраструктурных проектов, рынок сбыта своих товаров, услуги по обеспечению безопасности – вот четыре конька России, на которых реально въехать в избранные африканские государства. С Китаем мы можем в этом сотрудничать. Да и с Индией тоже.
Главная привлекательность России в глазах африканцев состоит в следующем: мы не расисты, колоний не имели, помогли им больше, чем кто-либо ещё, обрести независимость, щедро давали деньги, оказывали военную помощь. При этом, особенно сейчас, мы ничего никому не навязываем, уважаем различия, не вмешиваемся во внутренние дела. Неслучайно данная проблематика фигурирует на панельной дискуссии в рамках форума, посвящённой вопросам международной безопасности в условиях геополитической нестабильности. Её участники – президенты, министры, дипломаты, парламентарии – обсуждают угрозы для стран Глобального Юга, способы борьбы с проявлениями колониализма.
Но Африка сегодня – это не только "акулы, гориллы, большие злые крокодилы". Поэтому в первый день саммита проходит также сессия "Атомные технологии для развития Африки", в которой, помимо хозяев, участвуют министры и высокопоставленные чиновники из Египта, Руанды, Бурунди и Зимбабве.
О чём сказал президент
Выступивший на пленарном заседании саммита Путин говорил поэтому со своими, обрисовав текущий характер и перспективы сотрудничества России с Африкой. Президент подчеркнул, что "по итогам прошлого года российско-африканский товарооборот достиг 18 миллиардов долларов". По его словам,
свыше 50% российских поставок в Африку - это машины и оборудование, химическая продукция, а также продовольствие, за одно только первое полугодие текущего года объём экспортно-импортных операций со странами Африки вырос более чем на треть.
"За последние два года увеличился в 2,6 раза экспорт в Африку российской сырой нефти, нефтепродуктов, сжиженного природного газа", – добавил Путин.
ВЛАДИМИР ПУТИН НА ПЛЕНАРНОМ ЗАСЕДАНИИ САММИТА. ФОТО: PRESIDENT OF RUSSIA OFFICE/KEYSTONE PRESS AGENCY/GLOBALLOOKPRESS
В прошлом году, сообщил президент, торговля агропродукцией между Россией и странами Африки выросла на 10% и составила 6,7 миллиарда долларов, "а в январе-июне текущего года уже увеличилась ещё на рекордные 60%". При этом
зерновых Россия экспортировала в Африку в 2022 году 11,5 миллиона тонн, а только за первые шесть месяцев этого года - почти уже 10 миллионов тонн.
Путин далее под аплодисменты аудитории указал, что Россия
в состоянии заместить украинское зерно как на коммерческой основе, так и в виде безвозмездной помощи наиболее нуждающимся странам Африки.
После завершения заседания президент России должен провести переговоры с лидерами Мозамбика, Бурунди, Зимбабве, Уганды и Эритреи. Глава Эритреи, кстати, совсем недавно приезжал в Россию. Его страна – небольшая, стабильная, стратегически выгодно расположенная, щепетильно относящаяся к своей независимости и не приемлющая иностранного диктата в любой форме, православная, считающая Пушкина своим поэтом. В общем, идеальный партнёр России, и Царьград уже писал почему.
Понятно, что Путин отразил в своём выступлении лишь общие направления сотрудничества. Важно отметить следующее: от советских времён оно выгодно отличается тем, что поставлено в основном на коммерческую основу, что дисциплинирует всех.
А вот и практика
В кулуарах саммита министр энергетики России Николай Шульгинов заявил ТАСС, что отечественные газовые компании готовы участвовать в проектах по поставкам СПГ и по строительству газовой инфраструктуры в Африке. В нефтяной отрасли речь идёт, прежде всего, о геологоразведке, разработке месторождений, сооружении нефте- и газоперерабатывающей и нефтегазотранспортной инфраструктуры. Проекты с русским участием уже есть в Алжире, Египте, Республике Конго, Камеруне, Нигерии. В Африке работают "Лукойл", "Роснефть", "Газпром", "Зарубежнефть".
В различной степени проработки сейчас находится более 30 перспективных проектов ТЭК с российским участием по нефтегазу и электроэнергетике в 16 африканских странах,
– сказал Шульгинов. По его словам, заинтересованность в сотрудничестве с Россией проявляют Алжир, Египет, Экваториальная Гвинея, Камерун, Республика Конго, Эфиопия, Республика Мали.
Генеральный директор "Рособоронэкспорта" Александр Михеев сообщил ТАСС, что портфель оружейных заказов по странам Африки составляет почти 20% от общего числа. С 2019 года, после первого саммита "Россия – Африка" в Сочи, "Рособоронэкспорт" подписал "более 150 контрактов" с африканскими странами. Сейчас компания осуществляет военно-техническое сотрудничество с 43 странами континента.
Но не только оружие интересует думающие о своём развитии страны Африки. Генеральный директор Роскосмоса Юрий Борисов подтвердил: и космос тоже. "Мы в состоянии предоставить очень широкий спектр услуг для африканских коллег, и они пользуются серьёзным спросом", – цитирует его ТАСС.
Что с того?
Вот так и должно развиваться сотрудничество России со странами Африки – только с уважающими себя, на основе взаимной выгоды. Иначе ничего путного не получится. Важно не количество, главное – качество. Россия и сама очень большая. Слишком много Африки нам не надо. Развивать нужно, прежде всего, самих себя. Когда добьёмся в этом большого, видимого успеха, к нам потянутся многие, без всякой пропаганды и "приманок". И будут завидовать тем, кто разглядел наш потенциал раньше и уже с нами.
Комментарии