Впекло контрнаступа бросаются тысячи украинских солдат. Горят танки и другая натовская техника. Из-за океана звучат громкие угрозы и слова о скорой победе. Но секрет в том, что победа никому не нужна. И воевать с Россией НАТО не готово. И не только потому, что страшно умирать. Война коллективного Запада против России оказалась огромным прибыльным бизнесом. Скрытые пружины этого процесса — в нашем расследовании.
Маркетинговый нарратив
Тезис о том, что конфликт на Украине вот-вот может перерасти в прямое боестолкновение с армией НАТО, мы слышим едва ли не каждый день. Этот самый "риск прямого боевого столкновения" стал в русском информационном пространстве едва ли не главным пугалом. К примеру, 19 июля посол России в Нидерландах Александр Шульгин назвал причину, по которой эта страна не торопится поставлять Украине истребители F-16, хотя громче всех кричала о необходимости таких поставок:
Если эти истребители окажутся в руках украинского режима, то их придётся использовать с аэродромов, находящихся в других странах – странах НАТО. Чем это чревато, понятно всем <…> Ведь если развитие событий пойдёт по плохому сценарию, то многократно возрастает риск прямого столкновения НАТО и России.
А до того заявлялось, что причиной для такого "прямого столкновения" могут стать поставки Киеву снарядов с обеднённым ураном, а до этого – атаки Брянской и Белгородской областей (особенно, с использованием американского оружия и с негласной санкции Вашингтона). Также фраза про прямое боестолкновение со странами НАТО звучала применительно к участию в боях на стороне ВСУ натовских наёмников. Словом, всякий раз – "риск прямого столкновения". И получается, что его всё нет, раз о нём всё время говорят в будущем времени.
Между тем в самих США этот нарратив разгоняется со страшной силой. Если в России предупреждают о рисках прямого столкновения, то в США негласно постоянно грозят им России и используют его как рычаг для проталкивания лишённых практического смысла заявлений о необходимости принимать Украину в НАТО. Но этого ведь тоже не происходит.
Главный итог (саммита НАТО. – Ред.) состоит в том, что НАТО как организация подтвердила курс на опосредованную войну с Россией через Украину и курс на отказ от прямого военного столкновения с Российской Федерацией. Третий итог – отказ принять воюющую Украину в состав НАТО, но это в каком-то смысле не новость: это было ясно заранее,
– написал член Комитета по обороне и безопасности Совета Федерации Алексей Пушков в статье, опубликованной на портале Российского совета по международным делам.
К тому же на Западе понимают, что Россия такого прямого столкновения не боится. И это не наши слова, это выводы RAND Corporation – главного частного аналитического бюро, услугами которого пользуются американские ведомства. Кстати, в том же докладе было сказано, что Россия не боится не только прямого столкновения с НАТО, но и ядерного конфликта. Однако для разгона темы о прямом столкновении лишь на словах есть и другие причины.
Страны Североатлантического альянса поставили себе срок формирования подразделений к 2025 году. И это не говоря уже о том, что у них подходят к концу складские остатки по боеприпасам, а резко наладить выпуск не получается,
– сказал Царьграду глава Центра изучения военных и политических конфликтов Андрей Клинцевич.
Интересно, к слову, наблюдать и за тем, как НАТО де-юре держится в стороне, а де-факто уже осуществляет это самое "прямое боестолкновение с Россией". Его неофициально ведут переодетые в наёмников действующие подразделения натовских армий, которые для вида числятся в различных ЧВК.
На Украине присутствует, например, знаменитая Academi Blackwater, насчитывающая 20-25 тысяч человек, из которых в боях участвуют предположительно несколько тысяч. Есть, естественно, британская G4S – самая большая в мире, она входит в десятку крупнейших, у неё есть даже свои частные тюрьмы. Общая численность – 680 тысяч человек. То есть в два раза больше, чем вся британская армия,
– рассказал Царьграду военный эксперт, специалист по армиям НАТО Александр Артамонов.
По его словам, в лице этих переодетых в наёмников военных мы имеем опытный кадровый состав натовских армий, прошедших Ирак, Ливию и Сирию. Это не новобранцы, и воюют они ровно так же, как делала бы это и официальная натовская армия.
На сегодняшний день завоевание Украины со стороны НАТО уже состоялось. У нас ложное представление о том, с чем мы имеем дело. Это не НАТО поставляет что-то Украине, это уже территория НАТО. Мы освободили порядка 10-15% территории, а они приобрели 80%, и они за неё держатся насмерть. И будут умирать за неё,
– добавил эксперт.
Итого, имеем: угроза прямого столкновения России и НАТО как нечто риторическое или "вещь в себе". Причём у нас в стране вслед за дипломатами, обязанными делать такие заявления по долгу службы, повторяют этот западный нарратив раз за разом. Общественность всплёскивает руками: "Какой кошмар! Это же риск прямого боестолкновения". А где-то в Вашингтоне ухмыляются тому, как здесь, в России зреет информационный страх перед этим "столкновением".
Но если по факту получается (как писал Алексей Пушков и говорил Андрей Клинцевич), что в НАТО не могут / не хотят такого столкновения, тем более что в некотором смысле такое столкновение уже идёт, то зачем же нужен этот риторический приём?
Ирак и Сирия в огне
Утверждение, что США заработали на войне в Ираке, – по сути, уже общее место. Американское вторжение началось в марте 2003-го. Ему предшествовало то самое эффектное размахивание в СБ ООН пробиркой с белым порошком, проделанное тогдашним госсекретарём США Колином Пауэллом (который, по словам замглавы МИД России Сергея Рябкова, как человек порядочный, впоследствии сознался во лжи, объяснив это выполнением приказа).
Все помнят, как тогда США упирали на применение Саддамом Хусейном оружия массового поражения, которого по факту у Ирака не оказалось. Зато оказалось, что война шла не против "Аль-Каиды"*, которую Вашингтон обвинил в терактах 11 сентября 2001 года, ведь группировка террористов активировалась уже после вторжения американской коалиции. Тогда – зачем?
Ответы на эти вопросы дали британцы. Financial Times в 2013 году выпустила подробную статью, в которой рассказала, как американские подрядчики обогатились на войне в Ираке. В частности, они заработали на контрактах по крайней мере 138 млрд долларов.
США в подавляющем большинстве случаев несут основную тяжесть расходов как на военные нужды, так и на восстановление, потратив не менее 138 млрд долларов на частных подрядчиков по безопасности, логистике и реконструкции, которые поставляли всё – от дипломатической охраны до электростанций и туалетной бумаги,
– сказано в статье.
Далее сказано, что 10 крупнейших подрядчиков заработали больше всего – не менее 72 млрд долларов.
ЧВК Blackwater (ныне Academi) заработала в Ираке 1,3 млрд долларов. Кстати, из Ирака её затем прогнали после инцидента с казнью сотрудниками ЧВК 17 мирных жителей, среди которых были дети. Кроме прочего, компания, которая сейчас беснуется на Украине в составе сил ВСУ, была обвинена тогда в контрабанде оружия, а также была виновна в расстреле мирной демонстрации в Ираке в 2004 году. Руками ЧВК Blackwater был убит охранник вице-президента Ирака в декабре 2006 года.
Особая статья – заработок на иракской нефти. Часть месторождений этой страны стали подконтрольны американцам, и тут больше всего заработала компания Kellogg Brown and Root (KBR). Показательно, что деньги на нефти Ирака зарабатывали не какие-то частные воротилы. KBR была дочерним предприятием компании Halliburton, которой одно время руководил вице-президент США Дик Чейни. Ну а суммарно, по данным FT, нефть Ирака принесла только этой компании 39,5 млрд долларов.
KBR подмяла под себя месторождение Restore Iraqi Oil, причём вообще без конкурса. Минобороны США просто отдало контракт компании Чейни, заявив, что она была "единственным подрядчиком", пишет FT. Напрашивается вывод, что нефть Ирака просто была уже заранее поделена между влиятельными шишками в Вашингтоне.
Примеры по Ираку, разумеется, можно приводить бесконечно. Главное состоит в том, что США эта война была нужна вовсе не для борьбы "за демократию", "против кровавого Хусейна" или "террористов". Всё гораздо проще: астрономические прибыли ЧВК, целого вороха оружейных подрядчиков и, конечно, заработок для семьи Буш вместе с её приближёнными вроде Дика Чейни. Ещё раз (только вдумайтесь) – связанная с ним компания заработала почти 40 млрд долларов. Это почти половина всей помощи, оказанной США Украине с начала СВО.
В марте 2023 года Институт международных общественных отношений Уотсона опубликовал нашумевший доклад "Кровь и сокровища: бюджетные расходы США и человеческие потери за 20 лет войны в Ираке и Сирии, 2003-2023".
Данные доклада поражают. Во-первых, общие затраты США на эти войны к 2050 году составят 2,89 трлн долларов, пишут аналитики. А во-вторых, впечатляет и число человеческих жертв.
Выделенный фрагмент гласит:
В общей сложности непосредственная гибель гражданских лиц и комбатантов в двух зонах боевых действий, Ираке (с момента вторжения США в 2003 году) и Сирии (с начала операции "Непоколебимая решимость" в 2014 году), составляет около 550–580 тыс. человек.
Говоря о затратах бюджета США на упомянутые войны, следует иметь в виду, что эти деньги не ушли в песок. Они были переданы Пентагону и его военным подрядчикам по оборонным контрактам на производство оружия, на вооружение армии, на производство и поставку военной техники. Так что "тратами" это можно считать лишь условно, ведь значительная часть этих средств не покинула США, а осталась на счетах крупных оружейных компаний вроде Boeing, Lockheed Martin или Raytheon.
Война в Сирии – очень прибыльное для США предприятие, конечно, за счёт нефти. По данным Минобороны России, США зарабатывают на добыче чёрного золота там 30 млн долларов ежемесячно. По разным оценкам, креатуры Дика Чейни и экс-министра обороны США Дональда Рамсфельда заработали в сумме на "восстановлении Ирака" порядка 800 млрд долларов. В целом заработки крупных компаний на нефти, оборонных контрактах, "восстановлении" Ирака и Сирии оцениваются примерно в 2 трлн долларов. И тут не важно, что не были достигнуты политические цели по установлению в Ираке и Сирии демократии. Важно, что богатства этих стран теперь служат американцам.
Теперь очередь Украины
Уже ни для кого не секрет, что новыми Ираком и Сирией для США стала Украина. Если раньше сенаторы запрашивали у конгресса деньги на финансирование кампаний на Ближнем Востоке, то теперь этот театр явно отошёл на задний план. В авангарде – запросы и траты на помощь Киеву.
Интересно, что (вспомним тут фразу о "прямом столкновении") в русском информационном пространстве активно разгоняется тема опасности поставок летального вооружения Киеву. В начале конфликта ВСУ получили переносные противотанковые комплексы Javelin и переносные зенитные комплексы Stinger – украинцы тогда заявляли, что у них появилась настоящая "вундевафля" против русских сил, хотя реальность оказалась иной.
За 2022 год и начало 2023 года США выделили Украине "стингеров", "джавелинов", а также реактивных систем залпового огня HIMARS, БМП Bradley, самоходных гаубиц и ракет класса "поверхность – воздух" RIM-7 Sea Sparrow на общую сумму минимум 30 млрд долларов.
Однако уже притчей во языцех стал тот факт, что Киев по большей части получает старое складское вооружение, которое нуждается в ремонте, списано или просто выслужило положенный срок. В итоге возникает коррупционная схема, которую описал Царьграду офицер армии США в отставке Станислав Крапивник на примере выделения Киеву американских комплексов Javelin:
Большая часть оказывается хламом. Они берут 4 тысячи долларов, как будто посылают современный Javelin, а реально это что-то там 30-летнее. Деньги идут обратно американским конторам, чтобы произвести новый Javelin и пополнить запасы активной американской армии.
То есть реальная цена одного такого комплекса условно 1 тыс. долларов, но по документам это проводится как 4 тыс. долларов. В итоге – это серая, но вполне легальная схема обогащения для оборонных гигантов и прикормленных ими сенаторов, чиновников высокого ранга, которые как раз и проталкивали законопроекты об увеличении военной помощи Украине. Попутно это способ сбыть со складов рухлядь по цене нового оружия, а на эти деньги можно уже разгуляться, производя что-то новое, действительно эффективное и исключительно для армии США.
За примерами далеко ходить не надо. В июле концерн Boeing впервые показал кадры морских испытаний беспилотной подводной лодки Orca XLUUV. Конструкция лодки снижает заметность подводного дрона и значительно повышает его эффективность. Это новинка, к которой наверняка теперь будет приковано мировое внимание в контексте последней атаки на Крымский мост.
Маркетинг, лоббизм и ничего личного
Вся схема американского заработка на войнах строится благодаря коррупции, движущей силой которой является оружейный лоббизм. Известно, что лоббизм в США не запрещён законом, а является неотъемлемым атрибутом политической жизни. Тот или иной сенатор или конгрессмен не сядет в тюрьму за то, что берёт деньги от той или иной компании. Фактически это приводит к тому, что крупные компании официально нанимают госслужащих и через них лоббируют себе госконтракты, субсидии и так далее. Выигрывает сильнейший, нанявший наиболее убедительных сенаторов, приносящих концернам миллиарды долларов.
К примеру, за поставку Украине "стингеров" и джавелинов" активно выступал сенатор-демократ от штата Коннектикут, член сенатского комитета по вооружённым силам Ричард Блюменталь.
Они отважные, они стойкие, они будут сражаться на улицах своих городов, если мы дадим им оружие, которое им нужно. Вот почему я призываю передать им переносные зенитно-ракетные комплексы "Стингер" и "Джавелин", чтобы они могли уничтожать танки и самолёты,
– говорил сенатор, выступая за такие поставки.
И нет ничего удивительного в том, что Блюменталь – лоббист компании Raytheon Technologies, которая, собственно, и производит эти виды вооружений. Оборонный гигант активно жертвовал на избирательную кампанию Блюменталя, и суммы там весьма приличные – называется цифра 258 тыс. долларов с 2016 года.
Портал открытых данных по пожертвованиям на предвыборные кампании американских сенаторов сообщает, что в последнем избирательном цикле Блюменталь плучил от Raytheon Technologies почти 38 тыс. долларов – это 15-е место в списке всех жертвователей сенатору.
Лоббирует Блюменталь, например, и продукцию американского концерна Pratt & Whitney – "дочки" Raytheon. Эта компания занимается строительством авиационных двигателей, и сенатор начал проталкивать идею, чтобы контракт на производство двигателей для новейших истребителей F-35 был отдан именно Pratt & Whitney. Так оно и случилось – концерн получил на это впечатляющие 2 млрд долларов.
СКРИНШОТ СТРАНИЦЫ САЙТА COURANT.COM
В заголовке статьи издаваемой в Коннектикуте (этот штат представляет Блюменталь) газеты Hartford Courant так и говорится: сенатор "высоко оценил" выделение Пентагоном 2 млрд долларов Pratt & Whitney на создание двигателей для истребителей.
Не секрет также, что шеф Пентагона Ллойд Остин – сам в прошлом крупный акционер и член совета директоров Raytheon. Кстати, это та причина, по которой утверждение его кандидатуры на пост министра обороны США в конгрессе проходило со скрипом: все понимали, что лобби этого гиганта сразу же начнут накачивать его деньгами, пользуясь войнами и конфликтами. Так оно и происходит.
Примеров такого американского лоббизма можно привести очень много, Блюменталь – это лишь один из них. В конгрессе США заседают лоббисты Boeing и Lockheed Martin, Microsoft и Amazon. Анализ же всего лоббизма именно по поставкам оружия на Украину – это тема вообще для отдельного федерального расследования в США, главной трудностью которого будет вскрыть коррупцию в верхних эшелонах власти. Но вряд ли такое расследование когда-либо начнётся – слишком уж выгодна эта история с Украиной для американской верхушки.
Кстати, именно поэтому никто в Вашингтоне по-настоящему и не интересуется судьбой выделенного Киеву оружия. Это просто не важно. Вороватые украинские чиновники могут даже продать его в африканские страны. В США звучат призывы "провести аудит" поставок, выяснить, что стало с оружием. Но обратите внимание, что дальше слов дело не идёт.
Недавно телеканал CNN, рупор Госдепа США, обратил внимание, что американское оружие расползается по странам мира и попадает в руки преступных группировок. Бывает и смешное: мексиканские наркокартели грозят американцам оружием, которое те незадолго до этого отправили в Киев. Причём не стрелковым, а существенно более тяжёлым. Телеканал сообщает, что просто часть военных поставок США Киеву была украдена украинцами и продана в третьи страны. И прецедент этот крайне показательный.
Что с того?
Вот и получается, что "война с Россией", как это уже всё чаще звучит в Вашингтоне, вбросы про возможность прямого столкновения войск НАТО с русской армией, которым нас пытаются припугнуть бывшие "заокеанские партнёры" и их европейские сателлиты, – это, по сути, большой-большой пшик. Мыльный пузырь, раздутый до невозможности.
Потому что Запад понимает, что воевать-то придётся реальными соединениями, техникой, ракетами и прочим, и сам боится этого самого "прямого столкновения": деньги, которые выделялись на всё подобное добро, давным-давно распилены на оборонных контрактах и откатах и отправились в необъятные карманы владельцев корпораций.
НАТО не желает и боится войны с Россией. Если бы там реально хотели этого, повод бы нашёлся, даже не сомневайтесь: тут бы не только пресловутую "5-ю статью устава НАТО" вспомнили, а всё что угодно. Но – нет. И именно поэтому Киев вновь и вновь получает от ворот поворот, когда просит принять его в "доблестный Североатлантический альянс".
Им нет никакого дела до "помощи бедным украинцам" и прочего – всё это тоже обман и сотрясание воздуха.
Очевидно также, что поставками зачастую ржавого или устаревшего оружия (как и военной техники) в Европу, откуда ещё более ржавое железо отправляется в Незалежную, Штаты закручивают новый виток обновления арсенала – своего собственного. И, как следствие, получается новый распил.
В следующей части нашего расследования мы подробно разберём, что из себя в реальности представляет "боевая мощь НАТО". Следите за обновлениями на сайте "Первого русского".18:35
*Террористическая организация, запрещённая в России