Американский госсекретарь Энтони Блинкен завершил двухдневную поездку в КНР переговорами с председателем Си Цзиньпином. Хотя ранее такие переговоры не анонсировались вовсе. Безусловно, это повлекло за собой известные заявления об ударе в спину... России.
С точки зрения мировых процессов, визит госсекретаря США Энтони Блинкена в Китай, действительно, был значимым событием. Хотя бы в связи с тем, что американские госсекретари не посещали страну на протяжении последних пяти лет. К тому же Энтони Блинкен оказался самым высокопоставленным чиновником из администрации Байдена, побывавшим в Китае в последние три года. Когда все договорённости об этом визите были достигнуты, поездку отменили из-за того самого китайского дирижабля, перепугавшего американский политикум.
Когда Блинкен добрался до Пекина, помимо известных по официальному расписанию встреч, его ждал бонус - ранее не обсуждавшаяся публично встреча с председателем КНР Си Цзиньпином. Безусловно, эту встречу готовили. Но таинственный флёр сыграл на руку любителям конспирологии. Тогда и появились сообщения о том, что Китай, мол, наносит удар в спину России, принимая решение сотрудничать с США. В пику авторам таких мнений послышались другие: Китай бьёт в спину Америке, а с Россией будет дружба на века...
Попытаемся разобраться в разбросе мнений. Для начала официальная позиция.
Позиции Китая и США
Итоги переговоров с китайской стороны традиционно подводились на страницах рупора страны - издания Global Times. В частности, там отмечалось, что переговоры между высокопоставленными дипломатами Китая и США с воскресенья по понедельник достигли определённого консенсуса, а китайское правительство высоко ценит стабильное развитие китайско-американских отношений.
Хотя встреча Энтони Блинкена и Си Цзиньпина была недолгой, она содержала существенную информацию. В ходе переговоров Блинкен сделал несколько заявлений, которые приблизили его к позиции Китая. Например, госсекретарь заявил, что США привержены к возвращению к повестке дня, установленной на саммите глав государств на Бали, и подтвердил приверженность Байдена "пяти нет" (т.е. не стремиться к "новой холодной войне"; не стремиться изменить китайскую систему; активизация альянсов не направлена против Китая; не поддерживать "независимость Тайваня"; не искать конфликта с Китаем).
Однако следует отметить, что "стабильность" китайско-американских отношений требует, чтобы обе стороны шли навстречу друг другу, особенно для того, чтобы США были последовательны как на словах, так и на деле, сделали вывод на страницах издания.
Несмотря на то, что ещё слишком рано определять, был ли это успешный визит, китайско-американские отношения достигли положительного прогресса благодаря этой поездке, что в интересах США, Китая и даже всего мира.
В Госдепе США также заверили, что стороны провели откровенные, предметные и конструктивные дискуссии по ключевым приоритетам в двусторонних отношениях и по целому ряду глобальных и региональных проблем. Была достигнута договорённость продолжить обсуждения по разработке принципов, которыми будут руководствоваться двусторонние отношения, как это обсуждалось Байденом и Си Цзиньпином на Бали.
Впрочем, не обошлось без критики и со стороны США. В частности, Блинкен упомянул несправедливую и нерыночную экономическую практику КНР и недавние действия против американских фирм. Как известно, речь идёт об ответных ограничениях после агрессии США. А ещё госсекретарь США высказал обеспокоенность по поводу нарушений прав человека в Синьцзяне, Тибете и Гонконге.
Обе стороны подчеркнули, что США и Китай должны работать сообща для решения общих транснациональных проблем.
Что говорят эксперты: нож в спину или развод?
Китаист Николай Вавилов призывает понять дипломатические позиции сторон. США хотели бы вернуть Китай в позицию подчинённого. Но Китай уже не вернётся к работе в подобных условиях:
Китай во всех заявлениях говорит, что надеется на возвращение китайско-американских отношений в мирное русло. То есть многие прозападные наблюдатели либеральные выдают желаемое за действительное, пытаясь доказать и своей, и нашей публике, что Китай якобы заинтересован вернуться в американское стойло. Чтобы всё решилось миром.
На практике всё выглядит иначе. Китай требует равного положения, подчеркнул Вавилов:
А что такое равное положение? Это права Китая на Южную Корею, Японию, Южно-Китайское море, которые будут равны правам США. Фактически Китай предлагает США мирно уйти из этих регионов. Что невозможно по определению. США прекрасно понимают: соглашаясь с этой формулировкой, они принимают выдавливание себя с этой территории. А для США это означает и потерю половины мирового рынка доллара. Я бы сказал, это и есть китайская хитрость, шитая белыми нитками.
В то же время бывший аналитик ЦРУ Рэй Макговерн в интервью Эндрю Наполитано на канале Judging Freedom сказал следующее о визите Блинкена в Китай:
Я посмотрел весь небольшой отчёт, который Блинкен предоставил о своих переговорах с высшими китайскими лидерами. Единственный положительный момент, который можно упомянуть, - это то, что Си Цзиньпин всё-таки провёл с ним пусть и очень короткую встречу. С учётом того, что ранее Блинкен позволял себе действительно очень резкие и жесткие высказывания в адрес Пекина. Китай намекнул, что Америке пора поумнеть и ей никто не собирается помогать, если она сама себе не поможет. Хотя, конечно, некоторые репортёры представляют его визит в несколько приукрашенном виде.
Преподаватель в IT-центре в Гонконге Руслан Карманов в личном телеграм-канале "Китайский связной" также добавил красок в свете этого визита. Он процитировал публикацию The Hill, где говорят об одном из крупных провалов поездки госсекретаря США в Китай. Блинкену не удалось уговорить китайцев восстановить прямую линию взаимодействия военных ведомств. А в отсутствие такой прямой линии оперативной связи нет - приходится пользоваться дипломатическими каналами. По таким канала не просто долго отвечают - китайская сторона иногда даже трубку не берёт...
Так что трудно судить в свете всего сказанного выше, кто и кому пытается всадить нож в спину. Но явно речь не идёт об участии России в этом процессе.