Россия закапывает сама себя. Главный элемент спасения забыт
Фото: tsargrad.tv

Сделав первый шаг на пути к спасению, Россия медлит со вторым. Аккуратно пробуждаясь ото сна, мы теряем время и тем самым закапываем сами себя. Главный элемент спасения – общая культура в кино, музыке, книгах – забыт. Так, может, пора вспомнить?

Художественных фильмов, снятых про Крым и освобождение Донбасса, за всё время боевых действий можно перечислить по пальцам. Наверное, самые известные из них — это "Ополченочка", "Солнцепёк", "Крым". Кто-то ещё назовёт "Военный корреспондент", "Донбасс. Окраина". Те, которые на слуху. С поэзией, с прозой чуть лучше, сборники военной прозы и поэзии выходят. Но не в том объёме, в котором, возможно, хотелось бы.

Политический обозреватель "Первого русского" Андрей Перла считает, что дело не в объёме, а в качестве, прежде всего. Более подробно он раскрыл тему в программе "Скрытые смыслы"

Русская литература и война  

Продолжая мысль, политолог заметил, что в нашей стране есть Z-поэты, они публикуются, их имена известны. Например, Игорь Караулов или Анна Долгарёва. Есть также сборник "Поэзия русского лета", который полностью посвящён войне. И есть фестиваль фантастики "Звёзды над Донбассом", который проходил не где-нибудь, а в Мариуполе, освобождённом от нацистов. По его словам, туда съезжаются выдающиеся писатели-фантасты. 

Поэтому, считает политолог, утверждать, что "русская литература вообще не пошла на войну, нельзя". Однако за полтора года, что идёт СВО, у нас действительно не появилось ничего и близко похожего на то, что было в 1941-1942 годах, согласился он.

Россия закапывает сама себя. Главный элемент спасения забыт

ФОТО: ЦАРЬГРАД 

У нас нет новой Ольги Берггольц. У нас нет ничего подобного фильму "Ленинградцы, дети мои". У нас нет ничего даже близко подобного Константину Симонову. Хорошо, Симонов был гений. Александр Твардовский был гений. Но этажом ниже Симонова и Твардовского — огромное количество мощных вещей, которые сами их создатели совершенно сознательно воспринимали как проходные. Причём речь не только о поэзии как таковой. Взять, например, знаменитый фильм "Два бойца" 1943 года. Марк Бернес в нём поёт знаменитейшие песни. У нас есть что-то подобное этим песням? Вспомнить же нечего, вот в чём ужас, — сказал Перла. 

И дело не в таланте отдельных людей. Скорее в некотором общественном настроении и состоянии культуры в целом, добавил он. Потому что хоть мы и клянём советскую власть, и за дело, и вспоминаем постоянно массовые репрессии, но, по словам политолога, к началу Великой Отечественной войны настроение общества было таким, что породило "Священную войну". 

Да, есть легенда, что это было написано в Первую мировую. Но даже если это и так, то настоящую, подлинную известность песня получила в 1941-м. И почти мгновенно породила потрясающие талантливые произведения. Был не только Симонов, у нас был Илья Эренбург, было целое поколение поэтов, ушедших на войну и которые после войны оказались прославленными, — подчеркнул Перла.

Советская цензура и кино

Что касается фильмов о войне, то, по словам политолога, нельзя сказать, что у нас их нет. Они есть. Но описывают события, произошедшие больше 70 лет назад. Или вовсе не имеют никакого отношения к тому, что вся страна проживает сегодня.

Россия закапывает сама себя. Главный элемент спасения забыт

ФОТО: ЦАРЬГРАД 

Вот, по Первому каналу идёт сериал под названием "Трейдер". Он интересен, как мне кажется, для зрителя тем, что это последняя сериальная роль великого Сергея Пускепалиса. Не смею спорить, он и там гениальный актёр, вопросов нет. Но чему посвящён сериал? Он посвящён тому, как постсоветские российские спецслужбы якобы пытались противостоять американским планам начать войну в Ираке. Время действия — от конца перестройки через "Бурю в пустыне" до начала войны, после которой они убили Саддама Хусейна. Это события двадцатилетней давности. Но простите, у нас за 20 лет ничего более интересного не происходило? — спросил Перла. 

Складывается впечатление, будто в российской культуре, как сказал классик, "любить умеют только мёртвых". И это страшно, отметил политолог. Кажется, что "мы разучились снимать кино, писать книги и песни, вообще что-то делать. Кроме, может быть, текущей публицистики. 

Советская цензура способствовала улучшению качества литературных произведений, особенно кино советской эпохи. Да, бывали сбои, да, там клали на полку фильмы Андрея Тарковского, всё это правда. Но в конечном итоге все эти цензуры, вся эта система одобрения сценариев, потом, собственно, фильмов и так далее способствовала каким-то образом оттачиванию талантов. Оттачиванию мастерства. Притом что даже близко не было тех возможностей, тех спецэффектов, которые есть сейчас, — заметил Перла.

Нужен госзаказ 

По мнению эксперта, нужен госзаказ с чётко прописанным на бумаге, что государство в лице Минобороны, Минкульта, Администрации президента России, считает правильным. Эти требования должны быть пропагандистскими. Кроме того, должна быть жесточайшая система отбора сценариев тех произведений, тех смыслов, которые нужны, отметил он.

Убежавшая политическая эмиграция начала завывать по поводу того, что меняется состав комиссий Минкульта, которые должны выделять средства на производство кино. Их не радует, что там появились священники, что уходят из комитета люди, прославленные перестроечным кино. Например, Владимир Хотиненко. Хороший был режиссёр. Его фамилия мне сразу бросилась в глаза в списке уходящих... Может быть, это опасливое, сложноватое, но движение в правильном направлении, — сказал Перла. 

Он пояснил, что литература и кино формируют картину мира людей, которые сражаются за Родину. И без жёсткого государственного решения на этом направлении ничего не получится. Само по себе оно не вырастет.

kemerovo.tsargrad.tv

Добавить комментарий