Дорогая таблетка или народное средство — что эффективнее? В каждой ситуации по-разному, всё зависит от того, какой у пациента диагноз. Для пациентов самым лучшим лечением будет комплексное, считает эксперт Владислав Шафалинов. Другой вопрос, почему нас приучают к мысли, будто с помощью одной таблетки можно решить все проблемы?
Нередко, сталкиваясь с какой-то медицинской историей, человек выходит из кабинета врача с огромным, длинным списком препаратов с непонятными названиями. Всё — сплошная химия. Да ещё и с побочными эффектами. И выходит так, что лечит одно, а другое... И вот как понять: нужны ли все эти препараты? Или без них можно обойтись? Есть же какие-то другие способы, помимо химии? Как-то же лечили нас наши бабушки? Понятно, что не всё… Но народная медицина существовала много-много лет. И никто не умер, почти…
Вот это "почти" и ставит тот самый знак вопроса на качестве традиционных и нетрадиционных способов лечения. Мы привыкли думать, что традиционная медицина — это вот то, что пишут в тех самых длиннющих списках для приобретения в аптеке. К слову, фармацевтический бизнес — один из самых прибыльных в мире. По словам гендиректора маркетингового агентства DSM Group Сергея Шуляка, в 2023 году фармрынок в России может вырасти на 4-8% по сравнению с 2022 годом — до 2,7 трлн. А ещё через год — на 5,5%, примерно до 2,9 трлн рублей.
Ведущая "Первого русского" Диана Сорокина обсудила эту тему с профессором, доктором медицинских наук Владиславом Шафалиновым в программе "Вакцина правды".
"Бабушкины методы" или химия?
Диана Сорокина: Владислав Анатольевич, сегодня мы с вами обсудим такую тему, как народная медицина. Вот, что она из себя представляет?
Владислав Шафалинов. Народная медицина — это та медицина, которую народ несёт через свою историю и предлагает, так сказать, некий метод профилактики, либо лечения каких-либо заболеваний. Ну, скажем, чай с лимоном. Вполне народный метод. Врачи современные почти не прописывают. Пишут просто: обильное тёплое питьё, если какая-то вирусная или бактериальная инфекция. То есть для того, чтобы проходила некая детоксикация организма, выведение веществ. Но что именно, врач обычно не пишет. А вот бабушка заварит какую-то траву, зверобой, шалфей или ромашку. Или чай с малиной приготовит. Потому что малина хорошим потогонным эффектом обладает. И это народные методы лечения.
— Ну, вот, сейчас люди объединяют воедино такие понятия, как народная медицина, альтернативная медицина и нетрадиционная. Это правильно?
— Это правильно, но здесь очень много путаницы. Что считать традиционной медициной? Что считать традицией и, отталкиваясь от этого, говорить, что, допустим, это традиция, а вот это альтернативный метод?
ФОТО: ЦАРЬГРАД
Современная медицина — это "медицина Рокфеллера". В том числе у нас в России. Ей около ста лет. Хотя она пыталась и раньше заместить все виды медицины, существовавшей веками. Натуропатическую медицину, гомеопатическую медицину или лечение травами…
Современная медицина предлагает человеку очень упрощённую схему. Симптомы, диагноз, таблетка — вот лечение. Когда я служил в армии, у нас ходила шутка про врача медпункта. Когда один солдат приходит и говорит: "Доктор, у меня голова болит". Второй говорит: "А у меня живот". Доктор ломает об колено таблетку и говорит: "Вот это тебе от головы, а это тебе от живота. И смотрите не перепутайте!". Это насмешка над современной медициной. Когда человек приходит, а ему — на таблетку, иди! И будь доволен.
Если традицией считать столетнюю "медицину Рокфеллера", то медицина, которая была до этого, считается нетрадиционной с точки зрения сегодняшнего дня. Ну или альтернативной традиционной. А если считать, с моей точки зрения, то та медицина, которой тысячи лет, показала свою эффективность. Люди не вымирали. Ну, да, были эпидемии, понятно. Но, как правило, они были сопряжены с неправильным образом жизни. Это либо какая-то скученность, либо плохие социально-бытовые условия, либо войны. Что приводило к вспышкам эпидемий. Безусловно, это так. И они не были рукотворными. Но были и рукотворные эпидемии…
Получается, если считать ту медицину, старинную, традиционной, то вот эта "медицина Рокфеллера", с таблеткой об колено, должна считаться нетрадиционной или альтернативной.
Наука стала брендом
— Вот то, что люди верят в так называемые ненаучные способы лечения, — это правильно, по вашему мнению?
— Что есть наука? Вот вопрос. Я, как человек учёный, имею право это сказать. Если под наукой понимать выдвижение неких аксиом, которые, на самом деле, являются не аксиомами, а теоремами, причём плохо и неправильно доказанными, с неправильными результатами, — тогда, конечно. Один из моих коллег пишет в telegram-канале по научному фактчекингу слово "наука", а вверху, в кружочке, ТМ. Торговая марка. Так вот, слово "наука" стало сегодня действительно некой торговой маркой.
ФОТО: ЦАРЬГРАД
Фраза "британские учёные доказали…" у меня, например, вызывает усмешку. А человек читает и думает: ну, раз британские, да ещё и учёные доказали… Часто это является просто уткой или таким маркетинговым ходом пропихнуть какой-то метод лечения.
— А может быть народная медицина полезна чем-то?
— Конечно. Она полезна, безусловно. То есть фармакологические препараты должны являться дополнением к лечению, а не основным методом. Что касается нашей российской медицины, то когда я учился, нам преподавали, что любое лечебное назначение пациенту в стационаре, к примеру, начинается с режима, второе — с диеты. Но сегодня я часто вижу, что врачи пишут с 1-го по 10-й пункт — наименование препаратов с описанием, сколько раз и по сколько в день принимать, после чего. Притом что некоторые препараты являются взаимоисключающими. Их нельзя совмещать, это химия. Для организма это не проходит бесследно.
К тому же многие препараты имеют серьёзные противопоказания. А режим и диета не имеют противопоказаний, если они правильно назначены. У них нет побочных эффектов.
— А может какой-то вред нанести человеческому здоровью народная медицина?
— Может в случае злоупотребления. Если, к примеру, ты хочешь, чтобы у тебя не было какой-то пищевой аллергии, то какие-то продукты должны быть исключены. Другие продукты нельзя есть каждый день. Так и человек, если начнёт пить ромашку или любые другие травы каждый день, а не применять это как некий метод лечения, то, наверное, это может привести к каким-то нехорошим результатам. Допустим, человек любит баранину или курицу. И ест это каждый день на протяжении года. Ну это же ненормально? Так и здесь… Но в целом народная медицина, с моей точки зрения, достаточно безвредна.
Остеопатия — лженаука?
— Тогда что не так с остеопатией, почему её не признаёт Минздрав?
— Уже признал. С остеопатией всё в порядке. Я считаю, это большое достижение медицины. Остеопатия, к нашему сожалению, родилась в США, а не в России. Действительно, ещё лет 15-20 назад я часто слышал от коллег, что это такой "лжеметод", "лженаука" и так далее. Но попробуйте на себе. Когда у вас будет что-то болеть, вы придёте к травматологу и скажете: у меня болит сустав. Он скажет: окей, давай артроскопию плечевого сустава сделаем и вылечим тебя. Придите к остеопату — он вам за два сеанса излечит полностью болевые синдромы.
ФОТО: ЦАРЬГРАД
После этого вы, дорогие коллеги, убедитесь в том, что остеопатия — это действительно наука, и это работает. Слава Богу, у нас признали. И сейчас уже есть даже клиническая ординатура по остеопатии.
Я не очень уверен в том, что у нас достаточно сильная остеопатическая школа. Потому что два года обучения — этого мало.
В Европе, чтобы стать остеопатом, врач должен учиться четыре года, а не врач — пять лет. И постоянно совершенствоваться. Я думаю, европейская остеопатическая школа намного сильнее. Хотя у нас тоже наверняка есть таланты.
— А стоит ли лечиться гомеопатией?
— Да. Какие-то, с моей точки зрения, хронические болезни, допустим, ЛОР-органов, достаточно хорошо идут на гомеопатии. Да и многие другие… Это тоже метод лечения, который в начале XX века "медицина Рокфеллера" загнала "под ковёр" в США. И гомеопатия, и натуропатия — это гонимые виды медицины. Хотя гомеопатия — хороший метод. Испробовал на себе, на детях, знаю коллег, которые серьёзно этим занимаются. И отношусь с большим уважением.
— А правда ли, что лекарственные средства порой бывают лучше, чем химические какие-то препараты?
— Лекарственные средства — вы имеете в виду несинтетического происхождения?
— На травах, да.
— Да, действительно. Они мягче. Ну, что такое современное лекарство? Если взять, к примеру, препараты растительного происхождения. Это экстракт, взятый из какого-то растения, сконцентрированный в большом количестве. Соответственно, они обладают более сильным эффектом, чем если ты будешь эту траву заваривать и пить. Но у них и больше побочных эффектов. Поэтому на вопрос ответить однозначно, конечно, нельзя.
Шарлатаны и целители
— А вот как отличить шарлатанство от настоящей медицины? Если ты не обладаешь какими-то знаниями в области медицины.
— Очень тяжело. Как и человеку, который не знает таблицу умножения, но пытается проверить, как считает другой, сколько будет три умножить на четыре или пять на шесть. Нереально. Если у человека нет компетенций.
Чем умный человек отличается от неумного? Тем, что умный отдаёт себе отчёт, в чём он не является компетентным человеком, и предоставляет эту возможность тому, кому доверяет.
ФОТО: ЦАРЬГРАД
Но, к сожалению, в медицине встречаются не совсем порядочные истории. Когда с целью наживы могут увеличивать спектр ненужных обследований. И если это инвазивные обследования, связанные с внедрением в организм, то это ещё хуже. И преступление, если человеку предлагается операция по заболеванию, которого у него нет. Я таких случаев, к сожалению, знаю достаточно.
— Как можно себя обезопасить?
— Постараться найти того врача, которому ты доверяешь, и спросить у него совета, к кому пойти с тем или иным диагнозом. Я абдоминальный хирург и выходец из неотложной хирургии. Я знаю про это. Но что касается нейрохирургии — я два раза в жизни делал трепанацию черепа в городской больнице, в обычной. Это тяжёлая черепно-мозговая травма. Но прооперировать какую-нибудь астроцитому я не смогу. Зато я знаю, кто это делает хорошо. Фамилии я не могу в эфире говорить, но я знаю, что этот человек скажет всегда так, как есть. А есть человек, его я тоже знаю, и к нему никогда не пошлю пациента. Потому что он прооперирует всё, что только можно, за большие деньги.
— Спасибо вам большое, Владислав Анатольевич!
Комментарии