Неужели набор 400 тысяч контрактников провалится?
Правительственная комиссия по законопроектной деятельности не поддержала закон об освобождении от частичной мобилизации граждан, не проходивших военную службу, пишут «Ведомости». Документ был подготовлен депутатом Госдумы от КПРФ Михаилом Матвеевым в развитие указа президента РФ о частичной мобилизации, где приоритет отдан уже отслужившим.
«В целях гарантированного обеспечения мобилизационного развертывания войск в случае возникновения угроз военной безопасности РФ расширение перечня категорий граждан, которым законодательством РФ предоставляется право на получение отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации, нецелесообразно», — говорится в решении правительства. То есть власти не исключают продолжения мобилизации…
В этой связи недавнее предложение Дмитрия Рогозина о необходимости провести новую волну частичной мобилизации выглядит не только как его частное мнение. «У нас есть проблемы с личным составом, потому что ребят ранят, наших бойцов убивают. Даже когда фронт стоит, идут артобстрелы. Мы теряем боеспособных ребят. Их надо восполнять», — заявил бывший чиновник.
Вместе с тем, по его мнению, в России «есть колоссальный резерв, который помог бы избежать второй волны мобилизации — это добровольцы». Вероятно, имеются в виду контрактники, массовый набор которых начался в стране вместе с весенним призывом. Ранее сообщалось, что к концу 2023 года планируется набрать до 400 тысяч военнослужащих по контракту.
Промежуточные результаты кампании пока неизвестны, но есть признаки, что далеко не все идет по плану. Так, на совещании в апреле замглавы Совбеза РФ Дмитрий Медведев, который курирует это направление, заявил об имеющихся «проблемах». Никаких цифр в масштабах страны озвучено не было, но обнародованная цифра в 100 контрактников в день в Москве впечатляет не сильно.
Если набор добровольцев провалится, вторая волна мобилизации неизбежна?
— Отрицательный отзыв правительства на закон о выводе не служивших в армии из-под частичной мобилизации объясняется тем, что частичная мобилизация и мобилизация — это разные вещи — пояснил военный эксперт Виктор Литовкин.
В случае мобилизации призывают всех подряд. Когда идет война и нет возможности ограничиться призывом определенного количества людей, надо призывать всех мужчин боеспособного возраста. Тем более, что по Конституции защита Родины — долг каждого гражданина независимо от того, служил он или нет, имеет он военно-учетную специальность или нет.
«СП»: Просто складывается впечатление, что контрактников решили набирать вместо мобилизованных…
— Да, сейчас идет рекламная кампания по набору контрактников. Причем, согласно принятым недавно поправкам, военнослужащий срочной службы получил право подписать контракт с первого дня службы. Но это не значит, что его сразу отправят на фронт. Сначала на курсы, где несколько месяцев его будут готовить. То же касается и контрактников, которые придут в армию через пункты призыва.
По закону, принятому Госдумой, в армии должно быть до 775 тысяч контрактников. Они ценны своей квалификацией, необходимой для обслуживания сложной боевой техники и тем, что служат как минимум три года. Иначе, нет смысла их учить.
— Боевые действия требуют постоянного притока солдат, которые выбывают ранеными и убитыми, — говорит военкор WarGonzo Дмитрий Селезнев. — Поэтому государство сейчас проводит кампанию по набору контрактников, а до этого провело частичную мобилизацию, призвав более 300 тысяч человек. Это естественно.
При этом уже очевидно, что те задачи, которые государство ставило перед началом СВО в намеченный срок выполнены не были. Поэтому и пришлось обращаться к народу за помощью. Но забрав у народа отцов и мужей, отправив их в зону СВО, чиновники продолжили жить, как прежде.
Когда возвращаешься в столицы с Донбасса, видишь течение мирной жизни: бизнесмены богатеют, люди сидят в кафе и ресторанах, противники СВО по-прежнему занимают посты в сфере культуры, высказывают свободно свои мнения. Как будто никакой военной операции и нет.
Получается, мобилизованные оказались в положении жертв. Ведь они взяты на службу на весь период военных действий. Да, у них высокие зарплаты, есть отпуска, родственникам установлены льготы, но они выдернуты из жизни общества.
А что будет, если начальство имеющимися силами вновь не справится с поставленными задачами? И к тому же не сможет набрать желаемые сотни тысяч контрактников? Потребуется новая волна частичной мобилизации. И тогда у общества появятся вопросы. Мы же дали вам людей, а вы требуете опять.
В этом случае новая мобилизация может пойти со скрипом. Ладно, если СВО скоро закончится благодаря, например, политическим договоренностям. А если нет? А если она теперь навсегда и мы будем жить постоянно воюя, как Израиль с арабами? Многие думают, что так и будет.
«СП»: Как же быть?
— Правильным выходом из ситуации была бы мобилизация людей на четко оговоренный срок. Например, на год. Тогда каждый будет понимать, что у него есть шанс вернуться домой живым. Мужики от неё тогда не станут уклоняться. А там, может и понравится служить — останутся.
Если мы прогоним через зону боевых действий большинство мужского населения, наше общество начнёт меняться. Люди увидят реальность и станут нетерпимы к тем, кто кто продолжает жить прежней жизнью. Кстати, воюющим в зоне СВО надо дать разнообразные дополнительные права, в том числе и политические. Например, дать исключительное право занимать определённые посты и должности (может, власти именно этого и боятся?)
Такой подход подготовит наше общество к будущим вызовам. Потому что СВО на Украине может быть началом целой цепи противостояний цивилизаций на нашей планете. Надо быть к этому готовыми. Чем больше мужчин пройдет сейчас по военным дорогам, тем легче нам будет потом.
— Удивляет единовременная выплата тем, кто заключает контракт на службу в армии в Москве, — рассуждает социальный психолог Алексей Рощин. — Сначала она была 200 тысяч, а потом стала 600 тысяч рублей. Видимо, таким образом разбогатевшую Москву как бы «доят». Но желающих, кажется, не очень много. Москвичи не рвутся служить, потому что здесь зарплаты высокие и они не бедствуют.
С другой стороны, резкое повышение выплат подталкивает людей к мысли, что это неспроста. Тем более, что наше государство щедростью никогда не отличалось.
Несмотря на всевозможные ограничения распространения информации, сведения о том, как выглядят реальные боевые действия, все-таки проникают вглубь страны. Происходит ротация, возвращаются домой раненые, привозят убитых, люди друг другу об этом рассказывают. Например, выражение «мясной штурм» известно всем. Поэтому люди сомневаются, удастся ли им выжить.
«СП»: Рогозин говорит о необходимости второй волны мобилизации…
— Это может означать, что государство начинает осознавать, что ресурс «пряника» исчерпан и пора использовать «кнут». Кнут — это мобилизация, принудительный забрив в армию. Тем более, власти подготовились к этому: ввели закон о виртуальной повестке, перекрытии границ и т. п. Скорее всего, партия «пряника» в руководстве начинает проигрывать партии «кнута» — силовикам.
«СП»: А как же моральные стимулы? Родина зовет…
— Только что отвечающий за моральные стимулы Сергей Кириенко в своем выступлении говорил о пятой колонне, врагах, которые сбивают патриотический настрой у нашей молодежи. Но дело, думаю, в том, что значительная часть народа не воспринимает СВО как отечественную, жизненно важную для себя операцию. Если бы это была легкая прогулка, то обыватель пошел бы, а под удары «Хаймарсов» не хочет.
Еще одна причина — у нас старое население, средний возраст — 42 года. Молодежи, которая склонна к авантюрам и не очень сильно ценит жизнь, сравнительно мало. Тех пассионариев, которые были, уже повычерпали. Остались пожилые. Они идут на фронт только если ощущают непосредственную угрозу своему дому и семье, а этого за исключением приграничных регионов пока не наблюдается.
Комментарии