Противник жаждет повторить успех прошлой осени
В последние месяцы на фоне постоянных новостей из Артемовска, внимание всех, кто следит за ходом спецоперации сосредоточено именно там, а также на городах донецкой агломерации — Марьинке, Авдеевке и т. д. В свете анонсируемого контрнаступления ВСУ много разговоров о перспективах южного направления: Мелитополь, Мариуполь, Крым.
А вот какое направление остается без должного внимания, так это харьковское, оно же сватово-кременное. Причем, это направление указано в числе одного из приоритетных самими представителями украинского режима, однако мало обсуждается нашими экспертами в качестве того самого, где может состояться контрнаступление.
Между тем, позиционные локальные бои там ведутся постоянно. Захватив осенью прошлого года Купянск и Красный лиман, ВСУ создали угрозу Сватово и Кременной. Кроме того, потеря Купянска, Балаклеи, а главное — Изюма, лишила наши вооруженные силы возможности с севера наступать на славянско-краматорскую агломерацию, лишила нас «выступа», который постоянно нависал бы над силами противника.
Сегодня задача наступления на эту агломерацию куда сложнее, чем год назад, к тому же теперь мы оказываемся под «дамокловым мечом» прорыва с севера — из Харьковской области. Очевидно, ВСУ были бы не прочь повторить сентябрьский успех, когда у них получилось достаточно быстро захватить значительные территории, не только лишив ВС РФ выгодных позиций, но и нанеся России серьезный имиджевый удар.
Смогут ли наши военные вернуть позиции и пойти дальше, ведь Харьков, хоть и не присоединился к России, но, несомненно, входит в число приоритетов СВО.
Что там происходит сегодня? Вот сухая сводка Минобороны РФ от 5 мая:
— На Купянском направлении ударами авиации, огнем артиллерии Западной группировки войск поражены подразделения противника в районах населенных пунктов Двуречная, Ивановка и Крахмальное Харьковской области.
В районах населенных пунктов Синьковка, Тимковка и Берестовое Харьковской области пресечены действия трех украинских диверсионно-разведывательных групп. За сутки на данном направлении уничтожено до 95-ти украинских военнослужащих, восемь автомобилей, самоходная артиллерийская установка «Акация», а таже одна артиллерийская система М777 производства США. Кроме того, в районе населенного пункта Огурцово Харьковской области уничтожен склад боеприпасов 127-й бригады территориальной обороны.
— На красно-лиманском направлении оперативно-тактической и армейской авиацией, огнем артиллерии группировки войск «Центр» нанесено поражение подразделениям ВСУ в районах населенных пунктов Невское Луганской народной республики, Торское и Серебрянка Донецкой народной республики. Уничтожено до 65-ти украинских военнослужащих, боевая бронированная машина, один пикап, а также гаубицы Д-20 и Д-30. В районе населенного пункта Петровское Луганской народной республики уничтожен склад артиллерийских боеприпасов 66-й механизированной бригады ВСУ.
Делать какие-то выводы, наверное, рано. В марте этого года российская армия пыталась разблокировать харьковское направление, чтобы вернуть утраченные в прошлом году позиции, однако никаких ощутимых успехов это не принесло.
Что дальше?
— С военно-стратегической точки зрения это важнейшее направление, — считает военный эксперт, политолог, директор по развитию Фонда содействия технологий XXI века. Иван Коновалов.
— В первую очередь — для нашего противника. По сути, у них есть пять направлений, где они могут наступать: северное (харьковское, оно же сватово-кременное), донбасское (артемовское), марьинско-авдеевское, запорожское и херсонское. В последнем случае они столкнуться с серьезной водной преградой (Днепр). Там им не достичь успеха. Донбасское направление — это плотная застройка. А вот харьковское и запорожское направления — другое дело, они наиболее предпочтительные.
Там местность позволяет сформировать значительную группировку, использовать танковые клинья. В отличии от того же Донбасса, где им просто не развернуться. Они сейчас используют небольшие группы: 1 танк, пять БМП или БТР, две роты пехоты — пытаются ими вклиниться, прощупать нашу оборону, но нигде не выходит. А там у них простор, к тому же лесистая местность позволяет активно использовать легкую пехоту и ДРГ.
«СП»: А мы извлекли уроки из прошлогоднего провала? Не удастся им повторить успех там?
— Главное для нас — то, что мы укрепили оборону. Ведь почему у них получился прорыв прошлой осенью? Там было у наших мало войск, да и дело не только в этом. Просто у нас основные силы был сосредоточены на других направлениях, а это воспринималось как второстепенное, носящее вспомогательный характер. Сегодня же отношение к этому направлению — как к остальным, плюс — появилась глубоко эшелонированная оборона.
Так что мы готовы выдвинуться на прежние позиции, вернуть утраченное. И никто не отменял того, что нависание с севера над дугой Константиновка-Дружковка-Славянск-Краматорск создает опасность для противника. Просто сегодня немного поменялась ситуация: уже практически зачищен Артемовск, создана угроза северской группировке ВСУ, а после ее разгрома можно будет идти еще севернее, и они уже не смогут удержать отбитые прошлой осень позиции.
«СП»: Когда ждать разворачивания каких-то событий там?
— Все будет зависеть от украинского контрнаступления. В этой истории уже 70% политики, 30% — военная составляющая. Они сами не понимают, где действовать. При том, что мы прекрасно знаем и видим, где они накапливают силы. От того, где они в итоге пойдут, будет зависеть, где мы сможем создать группировку для главного удара, которая после провала контрнаступа ВСУ сможет закрепить успех наших ВС и развить его. Тут такая ситуация: кто первый моргнет. Мы моргать не собираемся. Мы подождем. Время работает на нас. А у них осталось еще чуть-чуть весны и лето. И все.
«СП»: Мы и до осени контролировали не так много Харьковской области. Почему не смогли занять больше, как в Херсонской или хотя бы Запорожской области? Это направление было не так приоритетно?
— Изначально у СВО была лишь общая задача. Вы помните, что в нее входили и Харьков, и Киев, и Сумы, и Чернигов. Мы ее конкретизировали позже. Спасибо нашему Генштабу, что там вовремя поняли, что нельзя разбрасывать силы, поняли, где и как их сосредотачивать. Год назад мы пытались действовать на широком фронте, сейчас мы его сузили.
Что касается непосредственно харьковского направления — будем ждать, когда они попытаются контрнаступать, попробуют повторить успех прошлой осени. Мы ждем их там, чтобы поймать и разгромить. А потом придется идти на север, чтобы обеспечить фланги, и, в конце концов, придется решать задачу и с самим Харьковом.
Но первоочередным направлением для нас все же станет дуга Константиновка-Славянск-Краматорск…