Риторика Вашингтона в адрес Пхеньяна резко обострилась. За словом последовало дело – впервые за 40 лет американские подлодки спешат к корейским берегам. Раньше можно было сослаться на очередной виток напряжённости между США и Северной Кореей. Однако сейчас любое движение в Восточной Азии напрямую затрагивает отношения Китая и Соединённых Штатов. И, как считают эксперты Царьграда, это чревато третьей мировой войной.
Ситуация на Корейском полуострове всегда была неспокойной. Однако сейчас новости с Дальнего Востока приковывают к себе особое внимание. Любой конфликт, который может вспыхнуть в Корее, неизбежно приведёт к включению в него Китая и США – двух держав, чьи отношения радикально деградировали за последние годы.
Джо Байден выступил с очередной угрозой в адрес КНДР:
Атака на Америку или её союзников с помощью ядерного оружия приведёт к "уничтожению пхеньянского режима".
"Не надо оружия, у нас своё есть"
В Южной Корее ядерная программа была свёрнута под жёстким давлением американцев в 1975 году. Однако и сырьё, и технологии для создания оружия массового поражения у южан есть. В наличии и серьёзные лоббисты такого радикального решения проблемы безопасности.
Много шума наделали заявления мэра Сеула О Се Хуна в интервью агентству "Рейтер". Градоначальник южнокорейской столицы, потенциальный кандидат на пост президента, сказал:
Международные последствия от нарушения Договора о нераспространении ядерного оружия вторичны, людей уже трудно убедить рациональными аргументами в том, почему мы не имеем права на атомную бомбу.
И в американском истеблишменте есть люди, которые согласны с этим мнением. Однако большинство элит там всё же опасаются непредсказуемых последствий и стремятся удержать своих "друзей" от нарушения Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО).
Администрация Байдена хочет исключить риски возобновления Южной Кореей военной ядерной программы. Поэтому американцы готовы увеличивать интенсивность военных учений, расширять состав их участников, задействуя вооружения – носители ядерного оружия (ЯО),
– считает старший эксперт РИСИ Роман Лобов.
Впервые за 40 лет американские атомные подлодки пришвартуются у берегов Южной Кореи. Параллельно с этим прошли учения по противоракетной обороне с участием американцев, корейцев и японцев.
В ходе визита президента РК Юн Сок Ёля в Соединённые Штаты он, по сути, декларировал отказ от идеи приобретения ЯО. В обмен Байден пообещал прикрыть ядерным зонтиком своего союзника. Вместе с тем возвращать своё тактическое ядерное оружие, убранное в 1991 году, США не желают.
Целясь в Пхеньян, целятся в Пекин
Анализируя ситуацию глубже, задаёшься вопросом: только ли в КНДР дело? Очевидно, что милитаризация Кореи со стороны США имеет явный антикитайский прицел, принимая во внимание тревожную обстановку в Тайваньском проливе. И проходящий в эти дни американо-южнокорейский саммит в Вашингтоне имеет смысл рассматривать в контексте широкой региональной политики Америки, направленной против Китая.
Об этом в комментарии "Первому русскому" заявил заведующий отделом Кореи и Монголии Института востоковедения РАН Александр Воронцов:
Корейский полуостров выступает как критически важный, но не единственный плацдарм американского военного присутствия по окружению Китая плотным кольцом военной инфраструктуры. Наши северокорейские партнёры тоже подтверждают, что возросшая активность США в регионе направлена против Китая.
Вместе с тем южнокорейское руководство пытается всеми силами дистанцироваться от жёсткой риторики в отношении Пекина. А ведь именно этого и ждут от Сеула в Белом доме, уверен Роман Лобов:
Китай в тексте совместной декларации [Байдена и Юн Сок Ёля] почти не упоминается. Несмотря на американское давление, Юн стремится удержаться от негативных шагов. Поэтому формулировки совместного заявления, касающиеся Тайваня, были сделаны дипломатично, без конкретики. Юн пытается сместить акценты на необходимость сдерживания "угроз со стороны Севера", по возможности избегая присоединения к линии давления на Китай. Хотя Сеул к этому побуждают давно.
К Северной Корее отношение у Юн Сок Ёля действительно бескомпромиссное. На его родине уже год у власти находится консервативная партия, получившая мизерный перевес на выборах. Она проводит самую проамериканскую политику за последние десятилетия с непримиримым тоном во взаимоотношениях с Пхеньяном.
Межкорейский диалог консерваторами похоронен, хотя при прежней администрации Сеула состоялось три саммита между Югом и Севером. Экономическое сотрудничество также сворачивается. КНДР рассматривается как враг, и политика в отношении Пхеньяна строится с позиции силы.
Третья мировая стартует с Кореи?
Корейская проблема вновь из сугубо региональной становится глобальной. Во второй половине 1940-х годов тёрки между северянами и южанами, а также вялотекущая гражданская война воспринимались в крупнейших геополитических центрах как нечто "камерное". Но стоило в 1950-м ситуации обостриться, как Корейский полуостров стал трамплином для третьей мировой. Благо обошлось.
Подобное мы можем увидеть в ближайшем будущем. Ведь для Китая американское присутствие в Южной Корее критично. Что будет, если Белый Дом в среднесрочной перспективе добьётся от Сеула перехода в радикально антикитайский лагерь? Достаточно взглянуть на карту.
РАССТОЯНИЕ ОТ ЧЕДЖУДО ДО КРУПНЕЙШИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ КНР МИНИМАЛЬНО. ИСТОЧНИК: GOOGLE MAPS
Допустим, американцы добьются милитаризации острова Чеджудо и размещения там своих ракетных систем. Расстояние от него до Шанхая, важнейшего финансово-экономического центра Поднебесной, – 470 км по прямой. Дальность американской ракеты "Томагавк" – в пределах 1600 километров. Под угрозой оказываются самые передовые и индустриально развитые регионы Китая. Стерпит ли Си Цзиньпин такое?