Какие меры борьбы с внутренними врагами будут наиболее эффективны?
Выявление и наказание откровенно опасных для российского общества людей набирает обороты как в плане совершенствования законодательства, так и в правоприменительной практике. Однако насколько эффективны и достаточны имеющиеся меры?
Лефортовский суд Москвы арестовал фигуранта дела о государственной измене по фамилии Бойко, сообщает РАПСИ. Как и другие дела о госизмене (ст. 275 УК РФ), разбирательство будет проходить в закрытом режиме.
Важно отметить, что только на этой неделе Бойко стал уже четвертым фигурантом, отправленным под стражу. Ранее Лефортовский суд отправил за решетку двух граждан — Довгань и Плыске.
Также суд продлил срок содержания в следственном изоляторе гражданке Слободчиковой, которую ранее задержали в регионе, а затем доставили в Москву. По 275 ст. обвиняемым ранее могло грозить от 12 до 20 лет. Однако 28 апреля президент России Владимир Путин подписал закон об изменениях в уголовное законодательство, теперь за госизмену может грозить пожизненное заключение.
Закономерно встает вопрос, а много это или мало — четверо арестованных за госизмену? К примеру, некоторые либеральные пропагандисты, а также сбежавшие на Запад и Украину бывшие российские политики говорят чуть ли не о миллионах сторонников, готовых внутри России «раскачивать лодку».
С другой стороны, возможно ли выявить такое большое число предателей? Тем более, что стоит, наверное, отделять тех, кто поставляет за границу государственные секреты или готовит диверсии, от запутавшихся в политических предпочтениях обывателей.
Кстати, определенное ужесточение ждет и последнюю категорию. Глава государства подписал закон о приобретении и возможности прекращения гражданства Российской Федерации, основанием для чего может стать угроза национальной безопасности.
Речь идет о тех, кто гражданство приобрел не по праву рождения, а позже. То есть, если человек осознанно получил российский паспорт, ранее имея документ другого государства, а потом начал поливать грязью Вооруженные силы РФ, то у него паспорт можно будет изъять.
Однако достаточной ли будет и такая новая мера? Напомним, что в марте 2022 года в УК РФ появилась статья 280.3 (публичные действия, направленные на дискредитацию использования российской армии). Позже появилась и статья 207.3 (публичное распространение заведомо ложной информации об использовании армии) с максимальным наказанием в виде 15 лет лишения свободы.
Как рассказал ТАСС глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин в конце февраля текущего года, на тот момент за дискредитацию армии и распространение фейков о ВС РФ было возбуждено 152 уголовных дела, по которым привлечено к уголовной ответственности 136 человек. В суд было передано 53 уголовных дела, уже вынесено 16 приговоров.
Как видим, несмотря на вой вышеупомянутых беглых пропагандистов о «массовых репрессиях», масштабы борьбы с фейками не носят какого-то запредельного характера. Но, по большому счету, никакого массового публичного распространения фейков тоже люди не ощущают. А вот различных патриотических наклеек на машинах у людей много.
Адвокат Дмитрий Аграновский уверен, что в скором времени российское общество сможет само выработать противоядие от деятельности иностранной агентуры и внутренних вредителей:
— Для борьбы с антиобщественными элементами могут быть эффективны самые разные методы, в том числе и карательные.
На мой взгляд, четверо арестованных в Москве за неделю по подозрению в госизмене, это совсем немного.
Но важно относительно них не говорить «хватают», больше мне нравится слово «выявляют». Выявляют людей, которые работают на другие государства. И таких людей очень много, агентура весьма разветвленная. Ведь около 30 лет этим российское государство почти не занималось. У нас отвергали саму возможность нынешнего конфликта. Теперь же приходится за это расплачиваться.
Безусловно, мы исходим из презумпции невиновности. И потому надеемся, что всем задержанным будут обеспечены все их права, в рамках состязательного процесса будут проходить следствие и суд.
«СП»: Есть ещё статья «о дискредитации армии»…
— Что касается её, то мы видим, как целый год уже применяются новые нормы права. Мы, адвокаты, конечно, ждем каких-то разъяснений Верховного Суда. Потому что этим статьям иногда придается некое расширительное толкование. Людей осуждают за дискредитацию армии даже тогда, когда речи об армии вообще даже не идет*. То есть поступки могут быть некрасивыми, даже уголовно наказуемыми, но в них речи об армии нет вовсе. И мы ждем разъяснений. Пора бы уже издать постановление Пленума Верховного Суда с необходимыми пояснениями, как законодательство применять.
«СП»: Насколько эффективным может быть лишение приобретенного гражданства?
— К этому у меня лично отношение сложное. Мне представляется, что лишение гражданства, как и приобретение не должны быть наказанием или поощрением. Это просто юридический статус. Если человек приобрел гражданство, то он не должен его терять, кроме как в соответствии с процедурой выхода из гражданства по собственному желанию.
Для наказания есть другие меры. То есть гражданство не должно быть разных сортов. Для наказания достаточно административного и уголовного кодекса.
«СП»: Возможно, стоит более внимательно относиться к украинцам на территории России.
— Тут не стоит забывать, что украинцы — братский народ. Россия сейчас освобождает их от власти нацистского режима, который отвратителен как россиянам, так и украинцам. Тем более нельзя кого-то выдворять по принципу этнической принадлежности. В российском праве нет принципа коллективной ответственности. А для наказания конкретных лиц вполне хватает законодательства.
«СП»: Достаточны ли имеющиеся статьи административного и уголовного кодексов для наказания тех, кто может вредить России?
— На мой взгляд, статей достаточно. А вот эффективность их применения явно пока не стопроцентная. Но это как во многих сферах общественной жизни эффективность государства оставляет желать лучшего. На протяжении трех десятилетий российское государство готовилось к совершенно другой жизни. Готовились поставлять на Запад сырье. Теперь же государство вынуждено участвовать в необъявленной гибридной борьбе Запада против России.
Сегодня все сферы перестраиваются под новую реальность. И тут возможны и проблемы, и перегибы, и невысокая эффективность работы. Но это всё свойство переходного времени.
Мы видим, что меняется вообще всё. Есть, к примеру, объективные вещи, которые будут повышать роль советского прошлого. И в частности, сейчас союзниками России становятся те, кто был союзником СССР. А те, кто был противником, снова им становится.
Мы видим, что все установки, заложенные ранее Михаилом Горбачевым, Борисом Ельциным и Егором Гайдаром, оказались неверными. Государство сейчас от них избавляется во всех сферах. И в сфере правоохранительной деятельности, и производственной, и научной, всех других. Происходит это всё «с колес».
«СП»: Можно ожидать, что в скором времени общество само научится противодействовать вредной для страны деятельности?
— Конечно, общество выработает иммунитет. Сейчас этот процесс уже очевиден. Ранее россияне смотрели с восторгом на американцев и надеялись от них получить какие-то плюшки. Сегодня уже практически всем очевидно, кто враг и кто друг. Достаточно мало осталось сторонников прежней модели неоколониального капитализма. И не просто потому, что эта модель нам идеологически не по душе. Просто очевидно, что эта модель оказалась совершенно неэффективной и тупиковой.
От редакции: Указанные нормы УК РФ — статьи 207.3 и 280.3 — предусматривают ответственность не только за публичное распространение заведомо ложной информации и за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации, но и за аналогичные действия, направленные против исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий. Проще говоря, наказываются необоснованные посягательства не только на авторитет российской армии, но и любых органов власти России. Поэтому упреки, будто по этим статьям «неправильно сажают» за действия и высказывания, армии никак не касающиеся, безосновательны, если незаслуженно опороченными оказались органы власти РФ.