Поднимается нешуточная волна споров об уместности не только госсимволики, но и цветов украинского флага
Депутат Госдумы Дмитрий Кузнецов обратился к министру иностранных дел РФ Сергею Лаврову с просьбой принять меры по недопущению размещения государственной символики Украины в общественных местах и на государственных зданиях при проведении международных мероприятий в России.
Напомним, скандал разразился после размещения украинского флага перед зданием Таврического дворца в Санкт-Петербурге, где 13−14 апреля проходило заседание Межпарламентской ассамблеи СНГ. Общественность весьма жестко отреагировала на символику государства, которое оккупировало часть российской территории и ведет против нас боевые действия. Тем не менее ряд чиновников, таких как Константин Косачев и Григорий Карасин, бросились защищать украинскую символику, мотивируя это отсутствием войны в юридическом плане и тем, что Украина опять же формально из СНГ не выходила.
Как это понимать? Существует проукраинское лобби? Общество-то явно против — достаточно глянуть на реакцию на срыв флага в Петербурге.
— Жовто-блакитный прапор снял мой молодой товарищ, активист Кирилл Травкин, — рассказывает редактор «АПН Северо-Запад» Андрей Дмитриев.
— И реакция на это откровенно порадовала, потому что информационные резонанс и поддержка были колоссальными, в том числе от людей, вовсе далеких от политики. Оправданий тому, что он висел в центре Санкт-Петербурга, не может быть никаких. И то, что сенаторы Константин Косачев и Григорий Карасин, а также сама Межпарламентская Ассамблея СНГ (на редкость бесполезная организация) пытались как-то отмазаться, говорит нам только о них самих — причем очень плохо.
Если брать юридический аспект, то Украина не ратифицировала Устав СНГ, поэтому никогда в него официально и не входила. А членство в МПА приостановила лет 5 назад. Но и это не главное.
Главное — как смотреть на такое фронтовикам, которые проливают кровь, чтобы сбросить эти петлюровские флаги на освобожденных территориях и заменить российским триколором, или флагом СССР, или народных республик? Что чувствуют раненые, приезжающие в Питер на лечение и видящие это? СВО у нас народный характер носит или так, погулять вышли?
Что касается инициативы по запрету укро-символики — так давно пора, более того, есть прецеденты наказания за такое в судах. И, конечно, надо приводить в чувство должностных лиц, которые этого не понимают. Сенаторов можно вносить в аналог проскрипционных списков. В Древнем Риме попавших в них казнили, у нас можно применять другие меры воздействия — отстранение от должности, лишение имущества и так далее.
По итогу скажу, что прапор стал тестом для города — стерпит он такой позор или нет. Каким в свое время стала мемориальная доска организатору блокады Ленинграда Карлу Маннергейму. Отсюда и такая поддержка акции по снятию флага. Так что патриотическое гражданское общество у нас развилось, чувствует свою силу и внятно заявляет о себе. Это позитивный вывод из данной ситуации.
— Не думаю, что тут речь о каком-то проукраинском лобби, — говорит доцент факультета международных отношений и зарубежного регионоведения РГГУ Вадим Трухачев.
— Просто часть чиновников уверена в том, что по результатам СВО удастся вернуть «правильную» Украину, которая возобновит членство в СНГ. Тем более речь идёт о «турболоялистах», защищающих любое действие и бездействие власти — как достижения, так и промахи. И ищут для этого любую зацепку.
«СП»: Украина не выходила из СНГ, но и не входила (не утвердила устав). То есть она основатель и участник СНГ, но не член…
— Украина участвовала в работе СНГ до 2014 года, потому до этого времени её флаг там был уместен. Теперь же она разорвала с Россией даже дипломатические отношения. И уже хотя бы поэтому её флаг неуместен на территории России.
К тому же под ним воюют те, кто стреляет в наших военных и убивает гражданское население России. Под ним воюют те, кто борется со всем русским, российским, советским, «имперским» — да любым, что нас связывает. Этот флаг превратился в символ «выруси» и просто животной русофобии.
«СП»: Кузнецов обратился к министру иностранных дел РФ Сергею Лаврову. А что, это Лавров решает? При чем тут он?
— Обращение не по адресу. Постсоветское пространство, по сути, изъято из МИДа. Принимать решение тут будет лично Путин, которому явно было не до того, что там стоит в зале Межпарламентской ассамблеи СНГ.
«СП»: Не придем ли мы к перегибам? Мы это все уже наблюдали на Украине, когда они всю страну желто-синей краской перемазали. Недавно был случай в Подмосковье: пенсионер обратился в полицию из-за сине-желтой расцветки одежды у школьницы. Более того, пишут, что «по факту происшествия проводится проверка». Не придем ли мы куда-то не туда со всем этим?
— Не надо скатываться до идиотизма. И синий, и жёлтый цвета, и их сочетание слишком распространены, чтобы везде видеть украинский след. Да, так нельзя одеваться публичным людям на официальных мероприятиях. Так лучше не одеваться в публичном пространстве вроде ТВ или интернет-стримов. Но в обычной жизни синие штаны и жёлтая кофта или рубашка — обычное дело, где не надо искать идеологию. А поведение данного пенсионера — чистый идиотизм, до которого опускаться нельзя.
— Сразу скажу: постсоветская символика восторга у меня не вызывает. Достаточно вспомнить, кто на чьей стороне и против кого воевал под этими флагами, — отмечает политконсультант, кандидат философских наук Александр Сегал.
— Но напомню: цветовая символика — это всего лишь цвета. Смысл ей приписывают люди. Помнится, в 2005 году один мой приятель, чиновник достаточно высокого уровня, увидев на мне рыжий свитер, многозначительно произнес: «Таак, оранжевая революция, Майдан…» Пришлось задать встречный вопрос, почему у него голубые джинсы. Короче говоря, иногда банан — это просто банан. Иначе можно найти любую символику в чем угодно. Ведь все цвета уже давно разобраны, и не раз.
Так что поиск врагов в синих штанах и желтой куртке — это не сознательность, а весенняя «активность». Настоящих буйных мало, но весной они просыпаются. И их малочисленность компенсируется гиперактивностью. А политики бывают вынуждены озвучивать их настойчивые запросы…
В юридические и дипломатические тонкости погружаться не буду. Что же касается символики, скажу, что нельзя уподобляться персонажам на противной стороне, находившим российский триколор во французском. Кстати, такое же сочетание цветов и в американском, и в британском флагах. А цвета противной стороны можно найти в шведском флаге, например.
Самый эффективный ответ на «цветную шизу» — игнорирование. Помнится, несколько лет назад из Киева приехала девушка — и решила потроллить наши власти, а заодно, если получится, стать «узницей совести кровавого режима». Она легла в переходе метро и накрылась украинским флагом. Однако ее просто перешагивали или обходили. Короче, скандала не получилось. Еще раз повторю: истерика по поводу сочетания цветов — это то, чего от нас ждут. Поэтому услужливый дурак опаснее врага. Это не я сказал, а дедушка Крылов…
— Использование государственного флага Украины в России нецелесоообразно и нелепо, — уверен секретарь московского городского комитета КПРФ Николай Волков.
— И не удивительно, что это оскорбляет участников СВО, ветеранов и патриотов. Более того, жовто-блакитный флаг — исторически это флаг прислуживавшей немцам «Украинской державы» (1918) и, затем, «Директории» Симона Петлюры. То есть, это изначально флаг предательства и крайнего национализма. Национализма, который пытается возвысить украинцев над русскими и другими народами России, но не мешает им служить немцам или другим зарубежным силам.
Что касается СНГ, то это давно «мертвый» союз. Который вряд ли будет возрождён на этой базе даже после уверенной победы России в СВО. Для его возрождения, во-первых, нужен мощный культурно-экономический центр — Россия. Пока Россия недостаточно сильна, нужно стремиться укреплять нашу страну. Это намного важнее, чем формально создавать или поддерживать «бумажные» союзы. Во-вторых, СНГ и Россия не могут (и недостаточно пытаются) разрешить жесточайшие противоречия между входящими в его состав Азербайджаном и Арменией, Киргизией и Таджикистаном. А боевые действия между лидером СНГ Россией и «ассоциированным членом» этой организации Украиной, в целом, делают эту конструкцию устаревшей и бессмысленной.
Нам нужны союзы на постсоветском пространстве. Но они должны строиться исходя из нынешних реалий, а не по принципу «собрать всех в кучу, ежа с ужом». В какой-то момент российскому руководству придётся понять, что настоящая дипломатия — это не виляние и попытки «дружить со всеми». Настоящая дипломатия — это умение сделать верную ставку. Определить союзников и противников, защитить союзников и получить помощь от них. В противном случае у России союзников не будет. Формально нейтральные страны всё чаще на практике отворачиваются от России под давлением США.
Считаю правильным, не взирая на какие-либо условности, типа СНГ, использование украинских флагов в России запретить. Также уместен разумный контроль символики, которую использует художественная элита в России, с целью недопущения проукраинской пропаганды. В то же время, не надо впадать в крайности и преследовать школьников, студентов, простых граждан за цвета одежды и прочее. Считаю, что если человек выходит в эфир, то стоит обращать внимание, какие смыслы и символы он продвигает. А если рядовому гражданину просто нравятся такие цвета — не стоит делать из этого скандал и политизировать ситуацию.
И что касается всевозможных жалоб на «неправильное поведение». Патриотизм ведёт многих наших граждан по пути волонтёрства, сбора помощи солдатам, более активной пропаганды и защиты нашей культуры. А вот написание доносов — это не патриотизм. Это стремление выслужиться перед властями и самоутвердиться за счёт «разоблачения» других. Настоящие патриоты должны укреплять страну, заниматься созиданием, а не «искать соринки в чужом глазу». Именно подвижническая деятельность наших граждан может убедить в правоте России сомневающихся, но точно этого не добиться доносами на ошибающихся или несознательных.
Комментарии