Каждый год накануне Пасхи в интернет летят вбросы против чудесного схождения Благодатного огня в Иерусалиме на Пасху. При этом набор аргументов постоянно примерно одинаковый. И ладно бы сомневались атеисты. Но среди отрицающих чудо есть православные. На голубом глазу они говорят, что это всё "бабушкины сказки". Словно более тысячи лет иерусалимские священники, среди которых были и святые люди, врали миру о чуде, которое происходит перед самым главным православным праздником.
Иерусалимский патриарх Ириней I, который умер в январе этого года, как-то сказал: "Червяки и мусор – те, кто не верит в Благодатный огонь". А за десять веков до этого в постановлениях Константинопольского собора было записано, что тем, кто с чистой верой, в простоте сердца отказывается признавать великие чудеса, совершенные Спасителем и "силится посредством мудрований выставлять их невозможными, упорствуя в своём мнении", тому – анафема.
Но хулители чуда продолжают упорствовать, каждый раз вынимая из рукава старые козыри. Например, ссылаются на профессора Николая Успенского, который в советские годы преподавал в Ленинградской Духовной академии. Он отрицал подлинность Благодатного огня. Приводил рассказы паломников, которые по-разному описывают момент схождения Благодатного огня, а значит, всё это выдумки.
И в чём подвох? Никто из свидетелей не отрицает чуда схождения огня. И это главное. Огонь как-то даже сошёл вне храма, ударил в колонну, на которой и сейчас осталась глубокая отметина. А случилось это по вине турок в XVI веке, которые забрали ключи от входа в храм Гроба Господня и никого туда не пускали.
Свечи зажглись вне храма
Есть ещё известный факт, вписанный в историю IX века греками и арабами. Правителем Иерусалима тогда был мусульманин. Он велел вставить медные фитили в лампады. Но всё равно сошедший огонь запалил их, повергнув окружающих в шок.
И раньше, и сейчас во время схождения огня на глазах у паломников "сами" загораются свечи, стоящие вне часовни Гроба Господня (кувуклии).
Также упомянутый профессор Успенский ссылается на древнее описание обряда богослужения в Великую субботу. Там Патриарх входит в Святой Гроб, падает трижды ниц, молится, "возжигает от святого света и дает архидиакону, а архидиакон – народу". Профессор пишет, что под "святым светом" подразумевается зажжённая лампада. Но горящие лампады есть в любом храме. И ни клирики, ни даже обычные бабушки-прихожанки не именуют их "святым светом" и не падают ниц перед тем, как зажечь от них свечу.
А вот ещё бесспорные аргументы, на которые вам не ответят скептики.
"Фотовспышка из прошлого"
Часто паломники за минуту до схождения Благодатного огня видят всполохи голубого света в храме. Примерно так, как это бывает при вспышке молнии. Всполохи эти сняты на видео. Скептики говорят, что это фотовспышки. Только вот в старину люди тоже упоминали это явление. Никита Клирик писал в 947 году:
Архиепископ ещё не выступил из Гроба, как можно было видеть всю Божию церковь исполненною Божественным светом, так что благочестивый народ передвигался то в правую сторону, то в левую. При таком неожиданном светоявлении все исполнены были изумления.
Игумен Даниил в 1107 году писал о внезапном сиянии, которое исходило из Гроба. Паломник Трифон Коробейников в 1583 году написал, что в храме "огнь ходит, как молния с небес". Как вы понимаете, фотоаппаратов тогда и в помине не было.
Поднесите спичку к руке
В интернете есть множество видеокадров, когда паломники держат руку в пламени от целого пука свечей, или умываются огнём. Попробуйте зажечь обычную спичку и хотя бы секунду продержать над ней ладонь. Не получится! Значит, мы должны признать, что на видео люди держат в руках Благодатный огонь. Потому что выдержать боли от обычного огня не сможет никто.
"Образ" превратил в "спектакль"
Диакон Андрей Кураев (ну как же без него!) как-то, вернувшись из Иерусалима, рассказал об услышанном им разговоре патриарха Феофила с представителями СМИ:
Не менее откровенным был его ответ: "Эта церемония является representation ("изображение", "спектакль". – Ред.), как и все другие церемонии Страстной седмицы. Как некогда пасхальная весть от Гроба осветила весь мир, так и ныне мы в этой церемонии показываем, как весть о Воскресении от кувуклии разошлась по миру”. Слова "чудо" и "благодатный огонь" он не произнёс. Откровеннее сказать о зажигалке в кармане он, наверное, и не мог.
Кураева братья по вере тут же одёрнули: зачем переврал смысл сказанного патриархом, который ни словом не отрицал чуда, а говорил о его значении! Кураев словно намеренно произнёс английское слово representation, которое используется не только в значении "образ", но и как "спектакль". Или, по мнению Кураева, владыка Феофил назвал церемонию "спектаклем", как и "все другие церемонии Страстной недели"? Явно кто-то тут разыгрывает спектакль.
"Это не передать словами!"
Ныне живущего епископа Гавриила Стеблюченко несколько лет назад в интервью спросили:
– Вы видели пасхальный огонь?
– Да, дважды. Когда патриарх вышел с Благодатным огнём, мы мигом, быстро вместе с владыкой Антонием (Завгородним) нырнули в кувуклию. И увидели небесного цвета огонь. Мы брали его руками, умывались им. Через несколько секунд он приобрёл силу, и мы зажигали свечи.
– Огонь горел прямо на камне?
– На камне горел. Весь камень был им покрыт. Это не передать словами! Я бы сомневался и сам, но я это видел. При этом нет копоти, просто горит огонь.
А как же другие чудеса?
Схождение Благодатного огня – лишь одно из чудес, что постоянно происходят в православном мире. Слышали о чуде со змеями в женском монастыре на греческом острове Кефалония? Давным-давно на этот остров высадились пираты. Монахини горячо молились Богородице, и когда разбойники снесли ворота, то вместо монахинь увидели змей. С тех пор каждый год в праздник Успения Божией Матери в храм, стоящий на месте монастыря, во время литургии приползают змеи. Их смело берут на руки, вешают на шею, но они не причиняют вреда, а после службы уползают. Конечно же, это снято на видео. А в праздник на остров спешат паломники.
Если скептики отрицают чудо схождения Благодатного огня, то что они тогда скажут об этом? Если в случае с Благодатным огнём все спекуляции основаны на том факте, что чудо происходит в часовне, куда имеет доступ только патриарх, то здесь всё чудо происходит на виду у мирян.
Наверное, против Благодатного огня восстают те, чьи души он жжёт более всего.
Комментарии