О каком очередном «сверхоружии» твердят украинские говорящие головы?
В последние дни марта пресс-служба Минобороны России сообщила об уничтожении средствами противовоздушной обороны оперативно-тактической ракеты «Гром-2», которую упорно не видящие берегов самостийные спикеры именуют то очередным вундерваффе, способным ни много, ни мало, а «решить исход войны» (Юрий Игнат — говорящая голова командования воздушных сил ВСУ), то «источником чрезвычайного удивления» российской армии (Антон Геращенко — советник министра внутренних дел).
Ранее в сводку Министерства обороны РФ эта новая украинская ракета попадала лишь раз — в конце сентября прошлого года. Именно тогда в результате массированного авиационного удара по территории ГП «Производственное объединение «Южный машиностроительный завод имени А. М. Макарова» (г. Днепропетровск) были уничтожены сборочные цеха ОТР «Точка-У» и «Гром-2».
История создания очередного «чудо-оружия» уходит своими корнями в 2013 год, когда Укроборонпром решил использовать наработки оставшегося без финансирования проекта «Сапсан» для продолжения многолетних поползновений к созданию собственного оперативно-тактического ракетного комплекса. Напомним, что НИОКР в рамках проекта многофункционального ОТРК «Сапсан» в 2013 году были остановлены по причине «ограниченности возможностей ВПК», отсутствия реальных достижений и, как было сказано выше, денег.
Однако в том же 2013 году была представлена первая версия нового проекта, названного «Громом», а после многочисленных доводок и переработок — «Громом-2». Который, кстати, также не избежал проблем, как организационного, так и финансового характера. Антиконституционный государственный переворот 2014 года также не добавил ускорения этому проекту в плане реализации. Поэтому первые испытания, как ракеты, так и комплекса в целом смогли провести не раньше конца 2016 года.
То обстоятельство, что в качестве субподрядчиков выступили такие мощные украинские государственные предприятия, как «Харьковский завод транспортного оборудования», «Харьковское конструкторское бюро по машиностроению им. А. А. Морозова» и «Павлоградский химический завод» (производитель ракетного топлива), безусловно, пошло проекту на пользу.
Кроме того, в реализации проекта (по информации польских источников) непосредственное участие принял и KACST — «Центр научных исследований и технологий имени короля Абдул-Азиза» из Саудовской Аравии, а также ряд тайных западных партнеров. Однако организационная, финансовая и руководящая импотенция ВСУ не позволяла рассматривать их в качестве надежного заказчика, а потому перед проектом все явственнее стали вырисовываться печальные перспективы.
Спасение пришло извне, что, впрочем, за более чем тридцатилетнюю историю украинской «самостийности и незалежности» стало нормой. Саудовская Аравия в начале 2015 года согласилась профинансировать НИОКР по проекту «Гром-2» в обмен на поставку Эр-Рияду (в 2018 году) некоторого количества готовых оперативно-тактических ракетных комплексов.
Визуальный результат проекта был продемонстрирован в мае 2017-го. Именно тогда на одной из автострад на территории Харьковской области была замечена неизвестная широкому кругу специалистов спецмашина, позже идентифицированная как макет ОТРК «Гром-2».
В начале 2018 года было проведено тестирование ракетных двигателей «Гром-2», а в 2019-м на этап государственных испытаний вышел и весь комплекс в целом. В то время разработчик анонсировал исключительно экспортное производство ракет для ОТРК «Гром-2» с дальностью поражения в триста километров. Тем не менее, позднее было налажено и производство оперативно-тактических ракет в интересах жовто-блакитного воинства, отличающихся увеличенной максимальной дальностью полета, составляющей порядка пятисот километров. Правда, информации об официальном принятии оперативно-тактического ракетного комплекса «Гром-2» на вооружение ВСУ ни в украинских, ни в западных СМИ не появилось.
Что же из себя представляет очередное «чудо-оружие» последователей Бандеры? Говоря общими словами, это размещенная на грузовом пятиосном шасси высокой проходимости пусковая установка, оснащенная двумя трехтонными оперативно-тактическими ракетами класса «поверхность-поверхность» в ТПК. Функциональным назначением ОТРК «Гром-2» заявлено поражение расположенных в оперативно-тактической глубине военных средств и объектов противника: авиационной техники на аэродромах (стоянках), огневых средств, систем противоракетной и противовоздушной обороны, узлов связи, командных пунктов управления и т. д. К слову, масса боевой части (осколочно-фугасного или кассетного типа) этой ракеты достаточно внушительна — 480 килограммов.
Расчетная площадь поражения украинской оперативно-тактической ракеты, размещенной в транспортно-пусковом контейнере длиной 7,2 метра, составляет порядка десяти тысяч квадратных метров. Изделие оснащено инерциальной бортовой системой управления, а также навигационными системами различных типов (оптико-электронными и радиолокационными). Что же касается самой автоматизированной пусковой установки, то в ее конструкции присутствует комплект оборудования, обеспечивающего автономность осуществления подготовки к пуску и непосредственно пуска, выполняемого посредством минометного или «холодного» старта.
Абсолютно ни для кого не является секретом, что и проект «Сапсан», и сменивший его «Гром» разрабатывались в качестве конкурента не дающему покоя представителям Пентагона и Североатлантического альянса российскому оперативно-тактическому ракетному комплексу «Искандер» («Искандер-М»). И несмотря на все усилия конструкторов аналог из «Грома» получился так себе. Да и возможность применения боеприпасов со специальной (читай, ядерной) боевой частью, которой у самостийно-незалежного «Грома» нет, дорогого стоит.
Сколько ОТРК «Гром-2» может находиться в арсеналах ВСУ? Скорее всего, считанные единицы. Хотите доказательств? Их, как говорят в Одессе, есть у меня. В не столь далеком 2021 году Андрей Таран, возглавлявший тогда оборонное ведомство «страны самых больших прапоров и тризубов», сообщал всего лишь о 80% готовности комплекса и об отсутствии готовых образцов. Самостийное экспертное сообщество прогнозировало достижение «Громом» работоспособного состояния к августу 2022-го, однако уже в сентябре Укроборонпром лишился
Кроме того, продолжающаяся спецоперация сделала производство ракетного топлива если не невозможным, то крайне сложным — тем более, что по Павлограду тоже уже прилетало. Да и отсутствие этого ОТРК на театре военных действий говорит само за себя. Все мы помним жалкие попытки укропатриотов трактовать неудавшийся удар по аэродрому в Гвардейске, как результат применения ОТРК «Гром-2». На минуту допустим, что это так. Тогда можно с уверенностью говорить о неработоспособности систем навигации и целеуказания. А без их корректного функционирования говорить об эффективной работе на дальностях в сотни километров могут лишь идиоты из команды Зе-пропагандистов.
Есть в этом украинском проекте и еще один не поддающийся здравому смыслу казус. Семейство оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер» — уникальное оружие, не имеющее мировых аналогов. Даже у считающего себя обладателем самой сильной армии Вашингтона их нет. И вдруг, «потомки древних шумеров», невзирая на разворованный бюджет, обрушенную экономику и в хлам разваленную промышленность создают то, что не под силу их заокеанскому хозяину и его западным вассалам? Скорее всего речь следует вести о нескольких опытных образцах с минимальным запасом боеприпасов, чудом до сих пор не реализованных в системе черного укровоенторга.
А единственной целью разразившейся сегодня в украинском медийном поле рекламно-пропагандистской истерики является дезинформация, обеспечивающая «маскировку» предполагаемых поставок ВСУ ракет дальнего радиуса действия западного производства.