Координаты упавшего в Черное море американского беспилотника у берегов Севастополя определены. Что дальше?
Специалисты российского военного ведомства обнаружили беспилотный летательный аппарат (БПЛА) буквально в день происшествия 14 марта. Reaper упал в Черное море утром в результате резкого маневрирования, случившегося из-за пролетавших мимо него наших самолетов. В Минобороны РФ сообщили, что американец перешел в неуправляемый полет и «столкнулся с водной поверхностью». В Пентагоне оправдывались, что их БПЛА не был оснащен оружием и чисто шпионил.
Сейчас в районе падения дежурят корабли ВМФ России. Как сообщают, уже наш подводный военный робот разок спустился на дно моря и нашел беспилотник в 60 км от Севастополя. Не очень далеко от этой зоны проходит глубоководная ветка газопровода «Южный поток». Глубина расположения беспилотника весьма приличная. Чтобы его поднять, нужно задействовать средства, используемые при подъемах затонувших глубоководных подводных лодок, сообщило издание ForPost.
Военный эксперт, доктор военных наук Константин Сивков считает, что подъем обломков беспилотника возможен, все необходимое для этого оборудование на базе ВМФ в Севастополе должно быть:
— Нельзя сказать, что «поднимем без проблем», проблемы всегда есть, но осуществить это вполне возможно.
«СП»: Сообщается, что и американцы тоже хотят поднять свой беспилотник, а если им это сделать не получится намерены его уничтожить. Не ударят ли они какими-нибудь глубоководными бомбами или торпедами по месту падения?
— Если они атакуют торпедами наши корабли — это будет акт войны против России и дальше последуют ответы уже не только по кораблю противника, который нанес удар первым, а и по всем силам США в Европе. Они на это не пойдут, испугались даже самого приводнения своего беспилотника. Первая реакция со стороны США была для такой ситуации позитивная, они заявили, что на беспилотнике не было ракет.
«СП»: А нужно ли нам поднимать обломки беспилотника, ведь у нас скорее всего у самих есть все те технологии, благодаря которым MQ-9 выполняет свою миссию?
— В любом случае надо поднимать, надо знать по каким принципам он работает, чтобы иметь возможность противостоять. Конечно, операторы могли ввести режим ликвидации программного обеспечения, но там есть еще техника, которую можно осмотреть, как там что устроено. Так что очень важно получить знание, как бороться с этим оружием противника. Какие у него там стоят оптические приборы, в каком режиме они работают, какая диаграмма направленности, частотные спектры антенн станций связи с космическими аппаратами — есть что посмотреть.
Конечно, что-то из оборудования уничтожено, но что-то секретное американское осталось. Надо нам это получить. Не зря сами американцы заволновались и намерены его срочно-срочно поднять.
«СП»: Шестьдесят километров от берега — это ведь уже не наши территориальные воды?
— Это нейтральные воды, но дело в том, что мы временно объявили эту акваторию зоной боевых действий. А раз так, то в случае попадания туда каких-то кораблей или иных объектов, они могут случайно оказаться под ударом, никакой безопасности им не гарантируется…
Некие вертолеты из Румынии попытались вылететь на место крушения, но, пролетев чуть более сотни километров, резко развернулись на базу. К берегам Чёрного моря полетели самолёты разведчики G-550 ВВС Италии и противолодочный P-8A Poseidon для наблюдения за ситуацией.
Сейчас наверняка разрабатывается план подъема летательного аппарата. Средства для этого в распоряжении флота есть. На месте падения БПЛА дежурит российский военный корабль, охраняется вся зона периметра места падения.
Генерал-майор, начальник Федерального управления авиационно-космического поиска и спасания при МО РФ, Заслуженный военный летчик России Владимир Попов тоже считает, что поднять остатки беспилотника необходимо:
— Хотя скорее всего американцы включили режим самоликвидацию MQ-9, когда поняли, что обстановка критическая, их стратегический беспилотник стал не совсем управляемым. Наверное, они успели дать команду самоликвидироваться, и аппаратура внутри сгорела. Поэтому он и упал так резко.
Как правило, большие стратегические самолеты-разведчики отдавать на откуп кому-то по всем законам военного времени считается не целесообразным. Военные знают, чем они занимаются. А это был именно большой беспилотник, размах крыльев двадцать метров и одиннадцать метров длина фюзеляжа — птичка-то огромная.
Если все-таки у нас будет возможность его поднять и наши глубоководные аппараты смогут его достать, то сделать это надо. Лучше успокоить себя и хотя-бы попытаться провести интересные исследовании при внимательной разборке, посмотреть особенности конструкции. Ведь эти беспилотники американцы никому не продают, они их используют только для себя, даже натовским странам если и предоставляют, то только «в аренду», под своим контролем.
Единственное — надо посчитать, не слишком ли затратен подъем? Стоит ли вообще им заниматься? Если не столь затратно, то есть потренировать наши спецподразделения, которые этим занимаются, и подняв, показать, может быть немножко намекнуть американцам о наших возможностях. Они еще сомневаются — встали ли мы с колен? Иногда сомневаются, что мы так быстро могли после развала начала 2000-х навести порядок в нашем ВПК.
А подъем со дна беспилотника покажет реальное состояние дел наших боевых пловцов, подводных роботов и т. д. — всего того комплекса, который даст понять нашим противникам, что не стоит с нами связываться. Это уже получается политически момент. А реально большой пользы от подъема может и не будет.
Ветеран-подводник, контр-адмирал в отставке Юрий Кириллов пояснил, что в подъеме объекта со дна многое зависит от точного знания места:
— Мне приходилось кое-что поднимать. Надо настолько филигранно знать рельеф дна, чтобы опуститься с первого раза и абсолютно точно. Как правило именно это является решающим. Кроме того, еще нельзя забывать про особенности Черного моря. Это не самое удобное место для подъема затонувших объектов. Там есть очень нехороший донный слой.
Вспомним какие были проблемы с подъемом линкора «Новороссийск» в 1955 году. Никак не могли найти ни мины, ничего другого послужившего причиной взрыва. Глубина на карте обозначена одна, а слой ила — еще семнадцать метров. Так что Черное море само по себе не очень удобно для подъема того, что ты уронил. Может быть, даже — одно из самых неудобных мест в мире. Ну, а аппаратура для подъема у нас, конечно есть.
«СП»: А какова правовая сторона вопроса?
— Шестьдесят километров от берега — это за пределами наших территориальных вод. Так что могут возникнуть еще и дипломатические трудности. По международному морскому праву за пределами территориальных вод простирается еще и особая экономическая зона. А в ней всяк может делать, что ему заблагорассудится.
Но тут можно вспомнить про то, что нас не пускают расследовать взрыв на «Северных потоках». Возник хороший повод поторговаться: нас не допускают к нашей трубе, а тут можно поставить что-то против их интереса.
И еще — поднять-то было бы хорошо, но вот что от беспилотника осталось? Он падал в воду из аэродинамического штопора в режиме свободного, ускоренного падения. Обычно самолет в этом случае разламывается при ударе о воду. Этот достаточно тяжелый аппарат тоже мог разломиться и тогда встает вопрос о поиске нескольких крупных и мелких фрагментов…
Морякам Черноморского флота уже тем же утром, 14 марта, удалось поднять некоторые части дрона, то ли со дна, то ли с поверхности. Это позволяет надеяться на дальнейшую успешную операцию. Уж очень близко «летающий шпион» подобрался к Крыму.
Telegram канал «Военный Осведомитель» опубликовал расшифровке переговоров о подъеме части обломков американского БПЛА: «Подняли часть объекта» — информирует свое начальство кто-то из моряков. «Что из себя представляет эта часть, приём?» «Представляет собой кожух двигателя внутреннего сгорания».
По словам Николая Патрушева, Россия предпринимает усилия для подъёма американского беспилотника со дна Чёрного моря. Не понятно, сумеем ли мы достать или нет, но это делать надо.
Конечно, весьма мало вероятно, что на дне сохранились данные американской разведки. Но оптико-электронную аппаратуру спецам хотелось бы повертеть в руках. Не говоря уж про аппаратуру радиоэлектронной борьбы, аппаратуру управления вообще и аппаратуру управления бортовым оружием в частности. Что-то из этого могло уцелеть, будет интересно поковыряться. Вопрос только в том, надо ли поднимать или не надо, стоит ли овчинка выделки. Насколько глубоко он там находится под водой, сколько это будет стоить и не будет ли это безопасно для моряков подводников — все точно также как на других участках спецоперации.