Лидер Сирии Башар Асад побывал в Москве и свыше трёх часов с глазу на глаз говорил с Владимиром Путиным, с которым последний раз общался в таком формате в сентябре 2021 года. Сколько же с тех пор воды утекло! В официальной информации о визите ничего сенсационного нет. Президенты иногда встречаются и обсуждают вопросы текущей политики. Однако на этот раз, пожалуй, за визитом Асада стояло нечто большее.
Пресс-служба Кремля анонсировала, что лидеры двух стран обсудят актуальные вопросы дальнейшего развития российско-сирийского сотрудничества в политической, торгово-экономической и гуманитарной сферах, а также перспективы комплексного урегулирования ситуации в Сирии и вокруг неё. Путин предложил такую схему переговоров: сначала в широком составе – с участием делегаций, а затем – президентский тет-а-тет за рабочим завтраком, чтобы предметно обсудить самые важные темы. Президент России сказал, что "очень рад" встрече с Асадом в Москве. А тот, в свою очередь, заявил, что Дамаск удовлетворён результатами работы российско-сирийской межправительственной комиссии, и выразил надежду, что его визит "проложит путь к новому этапу в отношениях между нашими странами во всех областях". Канцелярия сирийского лидера подтвердила:
Президент Башар Асад в ходе интенсивных переговоров обсудил со своим российским коллегой Владимиром Путиным широкий круг политических и экономических вопросов, двусторонние отношения, сотрудничество в различных сферах, а также последние события на региональной и международной аренах.
Открытая часть визита
Во всех визитах есть открытая и закрытая части. Было бы наивно думать, что важные государственные мужи отправляются за тридевять земель, чтобы произнести перед телекамерами банальности, которые могут озвучить и не выезжая из своих столиц. Тем более что Асаду по понятным причинам покидать свою страну не так просто.
Разумеется, открытая часть любого визита тоже важна, так как создаёт соответствующее общественное настроение, что имеет в политике большое значение. Сирия – одна из немногих стран мира, которая открыто и принципиально полностью поддерживает Россию в украинском конфликте на всех международных площадках. О "поддержке" СВО против пользующихся благосклонностью Запада "новых нацистов" на Украине Асад заявил и в Москве. Он также поблагодарил Россию за помощь в ликвидации последствий сильнейшего землетрясения, благодаря чему "удалось существенно сократить число жертв и масштабы ущерба".
Путин, со своей стороны, констатировал:
Мы находимся в постоянном контакте и наши отношения развиваются. Благодаря нашим совместным усилиям и решающему вкладу российских вооружённых сил в Сирии достигнуты существенные результаты в борьбе с международным терроризмом.
Они, по словам президента России, дают "возможность стабилизировать социально-экономическую и внутриполитическую ситуацию" в Сирии. Землетрясение, безусловно, "усугубляет ситуацию", но мы "пытаемся вас поддержать", добавил Путин. Он с удовлетворением отметил, что, "несмотря ни на что, наши отношения развиваются, в том числе и в экономической сфере", поскольку только "за прошлый год зафиксирован семипроцентный рост товарооборота".
Закрытая часть
Закрытая часть визита на то и закрытая, чтобы наиболее чувствительная, конфиденциальная, секретная информация не утекла раньше времени во внешний мир, где она может вызвать враждебные или ревностные чувства. Давайте попробуем "расшифровать" то, что осталось за кадром публичных президентских заявлений. В этом нам помогут другие официальные заявления.
Перед переговорами Путина с Асадом представитель Кремля Дмитрий Песков заявил:
Безусловно, тема сирийско-турецких отношений так или иначе наверняка будет затрагиваться.
Это был ответ на вопрос, как московские переговоры повлияют на вероятность встречи Асада с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом. Судя по дальнейшим словам Пескова, такая встреча в ближайшем будущем маловероятна. Поскольку Путин с Асадом будут, прежде всего, обсуждать "двусторонние российско-сирийские отношения, взаимодействие в ходе послевоенного восстановления Сирийской Арабской Республики, продолжение сирийского урегулирования как такового, включая все аспекты, с акцентом на абсолютный приоритет суверенитета и территориальной целостности Сирии".
"Абсолютный приоритет суверенитета и территориальной целостности Сирии" в сочетании с Эрдоганом был упомянут Песковым не зря. "Наш друг Реджеп" был в числе тех, кто решил воспользоваться гражданской войной в Сирии и подогревал её, спонсируя и крышуя "своих" террористов, чтобы "откусить" для Турции часть сирийской территории, повторив трюк 1939 года с аннексией Хатая. Эрдоган просчитался. С помощью России и Ирана Сирия устояла. Дамаск восстановил контроль над основной частью территории страны, кроме ряда компактных анклавов, где засели грабящие сирийские недра и обучающие террористов американцы, турецкие марионетки и курды, сотрудничающие с США.
Неудача в Сирии и отсутствие серьёзных перспектив поживиться её территорией, надолго удержать её за собой, а также большая вероятность потерять власть на майских президентских и парламентских выборах могут вынудить Эрдогана попробовать замириться с Асадом. Тем более что турецкие оппозиционеры обещают вывести из Сирии турецкие войска. Однако Эрдоган до сих пор, чтобы совсем "не потерять лица", наверняка хотел бы "прикарманить" хотя бы небольшой кусочек Сирии, уйти оттуда больше на словах, чем на деле. Понятно, что и для Сирии, не готовой соглашаться на это, особенно сейчас, когда её положение в арабском мире укрепилось, и для России, которая хотела бы как-то помочь Эрдогану сохранить власть, понимая, что лучшего для Москвы турецкого президента не будет, это очень щекотливый вопрос. Наверняка он был в центре обсуждения Путина и Асада. Россия хотела бы такого замирения (для чего Москва стимулировала соответствующие переговоры между Анкарой и Дамаском), но не любой ценой.
Судя по словам Пескова об "абсолютном приоритете суверенитета и территориальной целостности Сирии", Москва не рассматривает тему "помощи" Эрдогану за счёт территории Сирии. Это было бы непорядочно по отношению к старому, проверенному союзнику. А о позиции Асада сигнализировала близкая к сирийскому режиму газета Al Watan: "Основным требованием Дамаска к Анкаре является предоставление графика вывода турецких сил с сирийской территории". А его пока нет. А без этого Сирия не пойдёт на нормализацию отношений с Турцией.
Лавров и Шойгу подтверждают
Против Турции работает не только растущий престиж Сирии в арабском мире, но и серьёзная заявка на нормализацию обстановки на Ближнем Востоке в результате достигнутого с помощью КНР замирения Саудовской Аравии, ещё одного спонсора сирийской смуты, с Ираном, верным союзником Дамаска. Именно это имел в виду глава МИД России Сергей Лавров, открывая переговоры с прибывшим с Асадом в Москву сирийским коллегой Фейсалом Микдадом:
Видим, как меняется обстановка в регионе, прежде всего, в том, что касается восстановления прав Сирийской Арабской Республики в Лиге арабских государств. Продолжим поддержку этой позитивной тенденции, позитивных настроений в арабском мире…
Внутрисирийское урегулирование, по словам Лаврова, "предполагает восстановление суверенитета, территориальной целостности Сирийской Арабской Республики, ликвидацию террористической угрозы", и Россия в этом с Дамаском "активно сотрудничает".
О готовности продолжать такое сотрудничество до полного освобождения Сирии заявил на переговорах со своим сирийским коллегой Али Махмудом Аббасом и министр обороны России Сергей Шойгу. Как отмечается в пресс-релизе Минобороны России, они "обсудили ситуацию в Сирии, а также актуальные вопросы двустороннего военного и военно-технического сотрудничества", отметили важность продолжения тесного взаимодействия, направленного на поддержание стабильности в этой арабской стране. Шойгу подчеркнул, что впереди ещё "много работы" в деле полного освобождения Сирии, хотя "большая часть этой работы сделана".
Как мудро поступил отец нынешнего сирийского президента Хафез Асад, наладив союзнические отношения Сирии ещё с СССР. С тех пор русские уже не раз помогали сирийцам противостоять в том числе и территориальным аппетитам турок. Но теперь появился и новый момент. Достигнутые в Пекине 10 марта договорённости о нормализации двусторонних отношений между Ираном и Саудовской Аравией и предстоящем обмене посольствами подводят черту под 40-летней эпохой, на протяжении которой США, Израиль, та же Турция использовали противоречия между Тегераном и Эр-Риядом для разжигания конфликтов в Сирии, Ираке, Йемене и Ливане. Сейчас же перед странами региона впервые появляется уникальная возможность обустроить свою жизнь без неоколониалистского вмешательства, при поддержке России и Китая. А для начала хорошо было бы отменить введённые арабскими странами под давлением Запада антисирийские санкции.
Что ещё обсуждали?
Нет ни малейших сомнений в том, что на московских переговорах обсуждалось экономическое восстановление Россией Сирии. Поскольку Москва, столько сделав в плане военной помощи Сирии, не имеет права экономически уступать этот выгодный трек другим игрокам. На это указывает состав участвовавшей в переговорах русской делегации, в которую входили, в частности, министр строительства и ЖКХ Ирек Файзуллин и министр финансов Антон Силуанов. В разрушенной гражданской войной Сирии огромный фронт работ, тяжёлую ситуацию усугубило и разрушительное землетрясение…
Что ещё могло обсуждаться? Вполне вероятно, как лучше вырвать курдов из-под американского влияния, склонив их к выбору между турками и сирийцами, то есть к меньшему для них "злу". И, конечно, совсем уж щекотливая тема – как выжить из Сирии нагло обосновавшихся там американцев. Прокси-война США против России на Украине будет продолжаться долго, если не создавать для Вашингтона проблемы в других точках земного шара. Да и мало ли каким образом Сирия могла бы помочь России в украинской войне и в более глобальной конфронтации с Западом, от которого давно не видит ничего хорошего.
Что с того?
Итак, судя по комментариям сторон, аудит русско-сирийских отношений прошёл успешно, старые друзья не разочаровали друг друга. Ну а если при этом договорились ещё о чём-то сногсшибательном, мы это скоро узнаем.
Комментарии