Почему на начальном этапе спецоперации не удалось взять Харьков, Запорожье, Николаев и Одессу — и какой будет их нынешняя цена
Украину весной ждет кризис, который может привести к мирному переходу к России Запорожья, а также Николаевской и Одесской областей, считает врио губернатора Запорожской области Евгений Балицкий.
«И очень многие, общаясь, сегодня подчеркивают, что на той территории, которую пока контролирует фашистский режим, есть очень высокая степень уныния. Они понимают бессмысленность продолжения боевых действий, к людям приходит это наконец-то, так же, как и немцы, находясь в Германии, понимали бесполезность и бессмысленность войны с СССР. Надо менять режим, надо менять Гитлера», — заявил он.
Сравнение неудачное. Да, в нацисткой Германии были люди, уставшие от войны, были и те, кто был против Гитлера. Но все это не помешало ему удержаться у власти до самого подхода советских войск, а немецким солдатам оборонять каждый метр Берлина. Да что там солдатам — многие гражданские, включая зомбированных подростков, до конца дрались за столицу Третьего Рейха.
Зеленский тоже явно твердо стоит на ногах, полностью контролирует подчиненные ему территории и располагает полным доверием Запада, который просто не позволит развиться какому-либо неконтролируемому им кризису, способному обрушить украинскую государственность.
Сделать это может только одна сила на Земле — российская армия. А это означает, что рассчитывать на мирный переход под ее контроль крупных городов не приходится.
Если не будет наступления, если российская армия продолжит топтаться на месте — никто ей ключи не вынесет, если, конечно, не рассматривать фантастический сценарий, согласно которому такой приказ поступит из Вашингтона, который решит «подарить» Украину России. Украинская армия хорошо организована и управляема, и преодолевать ее сопротивление придется на поле боя, хотим мы того или нет.
Мирный переход городов под контроль российской армии возможен был год назад, когда та, имея подавляющее преимущество в вооружении, наступала по нескольким направлениям, кое-где вообще не встречая сопротивления, а местные власти были не готовы к такому развитию событий и деморализованы отсутствием помощи и координации со стороны Киева. Пожалуй, лучший момент был только весной 2014-го, когда у Украины вообще не было армии, но он был упущен, как и шанс на молниеносную войну в начале 2022-го. Об этом же говорит и Олег Царев.
Тогда в считанные дни и практически без боя удалось занять южную часть Запорожской и практически всю Херсонскую область, часть Харьковской. Где-то просто некому было сопротивляться — заходи и бери. Где-то, как, например, в Балаклее, Купянске, да и в том же Херсоне, не получившие никакой поддержки из центра местные власти пошли на сотрудничество с Россией, сначала робко — помогая организовать раздачу гумпомощи и поддерживать правопорядок (за что были немедленно записаны Киевом в коллаборанты, а некоторые чиновники просто убиты), а потом уже открыто переходя на работу в организованные РФ ВГА.
Правильной ли была тактика России на сотрудничество с местными властями? Учитывая, что в Москве, судя по всему, всерьез считали, что операция будет молниеносной, Зеленский сразу сбежит из Киева, а власти городов, потеряв связь с центром, будут встречать российские войска хлебом и солью, эта ставка казалась оправданной.
Но реальность оказалась иной. И если анализировать причины неудач первого этапа СВО, то в первой и главной причиной нужно назвать именно ставку на быстрое завершение операции. И тут вопрос уже не только к политикам, которые непонятно почему были уверены, что им удастся договориться с Западом и местными элитами (кажется, эта тактика в отношении Украины уже много раз демонстрировала свою ошибочность), но и к военным, которые должны были получать данные разведки и понимать реальную ситуацию на местах.
Классическим примером ошибочной тактики является попытка взятия Харькова в феврале-марте прошлого года. Очевидно, что многие всерьез считали, что в самый пророссийски настроенный город Украины удастся войти также легко, как и в Херсон, разве что сталкиваясь с локальными очагами сопротивления прочно окопавшихся там за 8 лет националистов, однако реальная ситуация оказалась неприятным сюрпризом как для политиков, так и для военных.
Очевидно, что и впрямь существовали негласные договоренности с местными элитами (непонятно, на чем основанные, ведь мэр Харькова Игорь Терехов давно сделал ставку на сотрудничество с нацистами, и разведка об этом не знать не могла), которые для последних имели цель лишь притупить бдительность российских военных и заманить их в ловушку.
«Были договорённости с представителями разных элит разных городов Юга и Востока Украины, и они в случае наступления дня „Д“ обещали сдать свои города. Причём весь ход боевых действий под Харьковом первого дня войны, 24 февраля, говорил именно о том, что российская армия, поверив украинским элитам — в данном случае города Харькова, реализовывала именно этот план. Быстрое отрезание от остальной Украины города, чтобы местная администрация могла провозгласить новую украинскую власть. Но она ударила в спину, она поддержала действующий режим», — рассказывал в своём видеоблоге Юрий Подоляка.
«Именно по этой причине, в том числе, российские войска и понесли большие потери под Харьковом в первый день войны. Именно по этой причине военно-гражданские администрации и не создавались в первые дни войны. Предполагалось, что во многих городах Украины это как минимум не потребуется. Это действительно был большой политический просчёт».
Россия, уверен он, совершила ошибку, доверившись представителям украинских партий, которые годами паразитировали на избирателях Юго-Востока.
«Очередной раз российские власти доверились „пророссийским“ украинским элитам, я с 2015 года говорю: не доверяйте никаким так называемым пророссийским украинским властям. Все они не просто жируют с одного корыта, все они порождены одной системой. Они просто паразитируют на территории Украины, прикрываясь теми или иными идеями, теми или иными флагами, для того, чтобы вместе и дружно дербанить и грабить народ Украины», — считает Подоляка.
Впрочем, если сам факт неоправданного доверия местным элитам — это скорее на счету политиков, то дальше возникает немало вопросов к военным.
Наиболее драматичные события битвы за Харьков разыгрались 27 февраля, сообщал автор ТГ-канала «На самом деле в Харькове». Тогда разведчики 2-й ОбрСпН проникли в город, разделившись на две группы: первая на двух КаМАЗах и трех «Тиграх» направилась в район Дендропарка, вторая на четырех «Тиграх» выдвинулась к ТЦ «Никольский». Первая группа вскоре попала в засаду и была полностью уничтожена, а вторая, потеряв технику, укрылась в здании школе № 134, которая оказалась полностью блокирована противником. Неравный бой продолжался до вечера, бандеровцы обстреливали школу из танка, подожгли здание зажигательными снарядами. Часть группы попыталась вырваться, остальные прикрывали ее отход — большинство из них погибло или попало в плен.
Разбирая те события, автор приходит к выводу, что те силы и средства, которые были выделены для занятия города, оказались явно недостаточными для его штурма. По его мнению, занять город планировали мирно, однако харьковские власти, руководители силовых структур, областная администрация и т. д. подставили под удар российских военных.
Как пишет ТГ-канал «Военный Осведомитель» со ссылкой на участников событий, по изначальному плану, в штурме Харькова помимо 2-й ОБрСпН должны были принимать участие силы 25-й отдельной гвардейской мотострелковой бригады и части Росгвардии, однако они так и не зашли в город. По одной версии, их колонны попали под обстрел ещё на подходе к Харькову и встали, по другой — даже и не выдвинулись в город.
Опуская эмоции, можно резюмировать, что штурм Харькова был неподготовлен совершенно. Как и весь первый этап СВО, в ходе которого, очевидно, на полном серьезе ждали ключей от городов, принесенных местными элитами, панического бегства тех, кто не хотел и не мог сотрудничать с Россией и рассыпания тех организованных структур, которые были способны оказывать сопротивление. Эта тактика уже год назад привела к весьма неприятным последствиям, и к тому, что СВО оказалась затянута на неопределенный срок с неопределенными результатами, а главное — без понимания конечных целей в стремительно меняющейся ситуации.
Однако, на мой взгляд тот факт, что на днях временной столицей Запорожской области стал Мелитополь (что говорит о том, что надежды на мирное освобождение Запорожья нет), а также заявление министра обороны Сергея Шойгу о том, что взятие Артемовска позволит продолжить наступательные действия «вглубь обороны ВСУ» — могут свидетельствовать о появлении такого понимания. Во всяком случае, понимания того, что то, о чем говорит Балицкий — утопия, и за русские города российской армии предстоит еще нешуточная драка.
И первым шагом к этому должно стать признание ошибок, их разбор и соответствующие выводы. Делать это надо спокойно, не впадая в панику и крича, что всё пропало и лучше б не начинали. Но главное — все же, наконец, определиться с конечными целями. Просто поставить их. Как их добиваться — второй вопрос. Могу лишь сказать, что силы и средства, а главное — поддержка населения для этого есть.
Комментарии