Россия будет сотрудничать с ВТО и МВФ, несмотря на то что Запад открыто считает её врагом. И это не шутка. Это заявление замглавы МИД России, которое вызывает… Вызывает удивление и обескураженность, как в том анекдоте.
Россия не собирается отказываться от членства во Всемирной торговой организации (ВТО) и от участия в деятельности Международного валютного фонда (МВФ). Подобный шаг может привести к искусственной самоизоляции российской национальной экономики. Такое неожиданное заявление в интервью ТАСС сделал замглавы МИД России Александр Панкин.
На сегодняшний день позиция профильных ведомств, включая МИД России, не претерпела изменений. Мы по-прежнему считаем ВТО важной и безальтернативной площадкой для отстаивания российских торгово-экономических интересов, – сказал высокопоставленный чиновник, добавив, что выход из ВТО может негативно повлиять на уровень и качество внешнеэкономических связей.
Что касается МВФ, организация является "значимым элементом послевоенного экономического миропорядка", потому участие в её деятельности имеет важное "имиджевое значение", а также открывает доступ к "передовой международной финансовой экспертизе", – подчеркнул российский дипломат.
Напомним, что ранее генсек НАТО Йенс Столтенберг назвал Россию врагом. Он сказал, что после завершения украинского кризиса отношения России и НАТО не вернутся к норме. На этом фоне эти заявления замглавы МИД выглядят, мягко говоря, странно.
Ведущий "Первого русского" Юрий Пронько обсудил эту тему с экспертами Василием Колташовым и Павлом Селезнёвым в программе "Царьград. Главное".
ФОТО: ЦАРЬГРАД
"Вашингтонский консенсус"
Руководитель центра политэкономических исследований Василий Колташов в интервью Царьграду отметил, что существуют две принципиально разных концепции многополярного мира. И не в головах каких-то академических деятелей, а в головах чиновников.
ФОТО: ЦАРЬГРАД
Первая концепция предполагает, что многополярный мир – это некое равноправие государств, в рамках "вашингтонского консенсуса". В рамках правил игры, которые были в 80–90-е годы определены Соединёнными Штатами и оформлены при помощи таких структур, как Международный валютный фонд, Всемирный банк и, конечно, Всемирная торговая организация. Эта концепция не предполагает разрыва с этими структурами. И она, видимо, очень популярна у российских чиновников и крупного бизнеса, которые ещё не поняли, что колесо времени повернуло, и к прошлому нет возврата, – сказал Колташов.
Другая концепция, по его словам, подразумевает то, что эти структуры должны быть разрушены. Как отметил Колташов, это более радикальная позиция, в которой мы и находимся.
Смысл важнейших преобразований в мире состоит в том, чтобы разрушить "вашингтонский консенсус". Точнее, его остатки, остаточные структуры. Доломать их и сформировать мир совершенно иначе. Он будет, естественно, многополярным, – сказал эксперт.
Он пояснил, что эта многополярность в рамках "вашингтонского консенсуса" зависит от привычки помещать капиталы на Западе.
От привычки представлять себе дело так, что управленческие структуры тоже нужно выводить за пределы России. Что нужно вернуться в прошлое. Что нужно сделать всё как было. Потому что это, с точки зрения капитала, действительно, удобнее, чем жить в национальном государстве. Которое, не дай Бог, может ещё прогрессивный налог ввести, – добавил Колташов.
По словам эксперта, в этом и есть основа приверженности такого рода идее многополярности, что есть "открытые окна" и "двери" для вывода денег из страны, и возможность убежать.
Зачем унижаться?
Как заметил ведущий Царьграда Юрий Пронько, у этой концепции есть другое название – предательство. По его мнению, Россия должна выйти из этих западных контор.
После сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы уже и матом Россию кроют на русском языке. А мы… в российском МИДе такие вот белые и пушистые. Кому это надо? Зачем это надо? Зачем унижать честь страны? Объясняя, что это некий элемент послевоенного экономического миропорядка, – сказал Пронько.
Он добавил, что непонятно, чьи интересы отстаивают российские чиновники, в том числе в правительстве, когда защищают концепт сохранения членства в ВТО.
Рано хлопать дверью
Декан факультета международных экономических отношений Финансового университета при Правительстве России Павел Селезнёв также высказал свою точку зрения. Он считает, что членство в перечисленных международных организациях должно быть, прежде всего, выгодно и интересно для нашей страны.
ФОТО: ЦАРЬГРАД
То, что нам полезно, должно соблюдаться. А бездумное внедрение каких-то практик, подчинение каким-то стандартам, которые нас ущемляют и делают слабее, ослабляя нашу экономику, здравоохранение и прочее, это действительно некий саботаж, предательство и прочее. Поэтому эти организации нужно просто правильно использовать, – отметил собеседник Царьграда.
Он заметил, что в любой момент можно уйти, хлопнуть дверью, сказать, что без вас обойдёмся. Но не надо забывать о том, что членами этих организаций являются страны, которые не поддержали антироссийские санкции.
Как бы к нам ни относились, если мы не будем эмоционально реагировать и не будем поддаваться на это, извините, тявканье и лай в нашу сторону, а будем последовательно, уверенно, с уважением сами к себе продвигать нужную и выгодную нам политику и позицию, то нас будут уважать и слушать, – подчеркнул Селезнёв.
В качестве примера он привёл Болонскую систему образования, которая была введена в России в 2003 году. Её целью было создание "единой Европы знаний" и повышение международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования. Сейчас в ней участвуют 46 стран, Россия и Белоруссия решением Болонской группы были исключены из системы 11 апреля 2022 года.
ФОТО: ЦАРЬГРАД
Вот, мы бежали, присоединились, а потом "всё, давайте мы из неё выходим". А у меня вопрос: а мы вообще в ней были? Вот мы как-то её для себя использовали? Нет. Зато кадры наши Запад прекрасно использовал, "откачивая" лучших профессионалов себе, – сказал эксперт.
По его словам, альтернативы этим международным организациям – ВТО, МВФ, Всемирный банк – просто нет. Чтобы были такие механизмы, равные по силе и представительности, с учётом других стран, которые в них задействованы.
ООН тоже сейчас не работает. ООН – это фактически проводник, инструмент интересов США. Но других инструментов у нас нет. Вот, пока этот многополярный новый мир, по второму варианту, или по второй модели будет формироваться и создаваться, с одновременным ослаблением и крахом предыдущего миропорядка, вот тогда, наверное, и появятся аналоги. Но пока, мне кажется, дверью так хлопать не нужно. Надо, не обращая на это внимания, чётко и очень последовательно продвигать свою линию, – резюмировал Селезнёв.