США: Железные дороги — одна сплошная катастрофа
На фото: несколько вагонов поезда Norfolk Southern сошли с рельсов на железнодорожном переезде с Огайо 41 в округе Кларк, штат Огайо, в субботу, 4 марта 2023 (Фото: AP/TAСС)

Товарняки слишком длинные, инфраструктура изношена вконец, а машинистов очень мало

Очередной поезд железнодорожной компании Norfolk Southern сошел с рельсов в злополучном штате Огайо, на этот раз в округе Кларк. Местных жителей на всякий случай попросили не приближаться к месту происшествия ближе тысячи футов (триста метров) от перевернувшихся вагонов, и не высовываться из окон, соблюдая предосторожность, сообщает в социальных сетях местное «Агентство по управлению чрезвычайными ситуациями». Напоминаем, что грузовой состав той же компании, сходил с рельсов в том же штате чуть более месяца назад, в начале февраля. А 28 февраля в округе Манати, Флорида сошли с рельсов несколько вагонов поезда Seminole Gulf Railroad, в т. ч. цистерн, перевозивших пропан. Американцы напуганы.

В тот раз перевозились опасные химические вещества, несколько десятков вагонов в Восточной Палестине загорелись, прогремел взрыв. И в данном случае на месте происшествия тоже работали как полицейские, так и пожарно-спасательное подразделение. Как рассказал представитель компании-перевозчика, с рельсов сошли примерно два десятка вагонов, однако на этот раз никто не пострадал. На место происшествия уже направились ремонтники, чтобы освободить пути, сообщает телеканал NBC.

Руководитель Центра российско-американских отношений Института США и Канады РАН Павел Подлесный считает, что проблема износа транспортной инфраструктуры в Америке имеет застарелый характер:

— Нынешний президент США, Джозеф Байден еще в прошлом году выделил на эти цели немалые деньги, 650 млрд долларов должны пойти на модернизацию транспортной инфраструктуры. Но, видимо, они пока не освоены или же нужны более серьезные капиталовложения. Так что не все так просто. Вообще по плану Байдена на обновление инфраструктуры и промышленности в стране будет потрачено два триллиона долларов. Американский президент назвал это «инвестицией в Америку, которая бывает раз в поколение». Это, по его словам, крупнейшее вложение в рабочие места со времен Второй мировой войны.

Представитель компании сообщил, что сейчас, в отличие от февральского крушения близ города Восточная Палестина, в перевернувшихся вагонах и цистернах не было опасных материалов. «Агентство по чрезвычайным ситуациям округа Кларк» заявило глубокой ночью, что официальные лица работают над подтверждением сообщения компании об опасных материалах, на предмет есть ли они. В твите, опубликованном агентством, губернатор Огайо Майк ДеВайн сказал: «Мы не верим, что были опасные материалы». В смысле не хотим верить, что рванет.

Вообще ежегодно в Америке сходит с рельсов более тысячи поездов. Причем число аварий на путях за минувшие полвека уменьшалось. И вот, после череды катастроф в последние годы, в том числе катастрофы в Нью-Джерси, связанной с винилхлоридом, токсичных химических веществ, выпущенных и сожженных в Огайо, и крушения поезда с сырой нефтью в Лак-Мегантик, в канадском Квебеке, когда погибли несколько десятков человек, американские транспортные регуляторы заговорили об ужесточении правил для перевозки опасных материалов.

У нас в России средний уровень железнодорожных инцидентов сопоставим с американским, происходит в среднем 1790 всевозможных инцидентов в год. Не все из них крупные, да и наши железнодорожники традиционно по-военному более закрыты. Конечно инциденты с пожарами и разливом загрязняющих веществ неизбежно попадают в СМИ. У нас довольно много пострадавших в ДТП с участием подвижного ж/д состава, а это сотни человек в год, из них десятки погибших.

Что любопытно, в Америке один из очевидцев катастрофы, по имени Шон Хитон, тоже ждал на переезде, пока длинный поезд пересекал автомобильную дорогу. Он и заснял на видео начало схода вагонов с рельсов. Играл себе на своем телефоне и услышал громкий хлопок. Тут же начал запись, на которой можно увидеть, как полетели всевозможные обломки и куски металла, а вагоны начали «спрыгивать с рельсов».

Экономист Василий Колташов считает, что многолетняя «борьба» американцев со своими железными дорогами наконец «достигла больших успехов»:

— Соединенные Штаты на протяжении длительного времени сокращали железнодорожную инфраструктуру, полагаясь на автомобили, на дальнобойщиков как на основных перевозчиков грузов, чтобы уменьшить использование железных дорог. В итоге такой политики практика использования ими железных дорог была, как у нас говорят, «оптимизирована». Составы становятся как можно длиннее, рельсы — как можно старее.

«СП»: — В данном случае пишут, что товарняк, двигавшийся по штату Огайо, состоял из 210 вагонов. Для наших железных дорог длинновато. Двадцать вагонов там сошли с рельсов.

— Длинный состав на изношенном пути — легко сходит с этого пути на обочину. Это приводит, в том числе, к экологической катастрофе, как это случилось в прошлый раз, когда перевозили опасные химические вещества…

В тот раз в атмосфере и почве оказались опасные вещества, а для ликвидации еще большей угрозы спасатели вскрыли емкости с химикатами, чтобы провести их «контролируемый поджог». После аварии власти эвакуировали местных жителей. Позднее им разрешили вернуться домой. Министерство окружающей среды штата заявило, что уровень загрязнения не превышает допустимых норм. Вместе с тем жители рассказали о недомогании, о гибели животных и рыбы из-за выброса химических веществ.

Ныне существующие американские правила для грузов повышенной опасности были в свое время созданы для перевозок крупных партий сырой нефти. Но нефть горит без ядовитых паров. Старые правила не защищают от разлива ядовитого химического вещества. Теперь хотят создать новые правила перевозки опасных материалов. Заговорили, что надо больше проверок, улучшить торможение и ввести другие меры безопасности. Запомнили, как винилхлорид медленно выбрасывался в воздух из пяти цистерн, прежде чем пожарные — по инструкции — подожгли его, создав темный шлейф дыма. Хотели избавиться от легковоспламеняющихся токсичных химикатов.

Крушения подтвердили опасения специалистов. Дело в том, что в Америке внедрена так называемая концепция Precision Scheduled Railroading (PSR), что в переводе значит «точно спланированная железная дорога». Американские профсоюзы теперь забили тревогу в связи с ростом риска катастроф в отрасли.

Сокращение персонала и инспекций в сочетании с либерализацией правил, привели к ухудшению безопасности. По словам консультанта по безопасности на железных дорогах из Вирджинии Фреда Миллара, PSR с 1993 года привела к сокращению экипажа и увеличению длины поездов, которые создают большое давление на железнодорожное полотно. Большими поездами труднее управлять, и даже если используется больше локомотивов, есть проблема, что машинист с помощником в кабине вряд ли увидят, что не так с их составом. В результате штат Огайо занимает третье место в стране по количеству серьезных инцидентов. Техас на первом месте, Калифорния на втором, Иллинойс на четвертом.

Национальный совет по безопасности на транспорте расследует крушение поезда в Восточной Палестине и в предварительном отчете, опубликованном в четверг, указывает как на основную причину на «перегрев ступичного подшипника поезда». Расследование будет продолжаться и может занять более года, но уже сейчас, месяц спустя, понятно, что происшествие было на 100% предотвратимо. Крушение произошло после того, как детектор дефектов на обочине железной дороги передал бригаде звуковое предупреждение о необходимости остановить поезд и проверить горячую ось. Бригада инициировала торможение поезда из 149 вагонов. И все полетело вверх тормашками.

В этот раз крушения произошло рядом с торгово-выставочным центром. Если бы рвануло, то жертв могло бы быть много. Но в округе Кларк более полутора тысяч жителей остались без электричества. Тех, кому необходимо было ехать по шоссе Огайо 41, также попросили найти альтернативные маршруты.

Призывы к реформе исходят как от демократов, так и от республиканцев, единство совсем как «по вопросу Украины». Губернатор Огайо Майк ДеВайн требует более широкие правила уведомления при проходе через его штат опасных грузов. Пока американские транспортники должны уведомлять штаты об отправках, содержащих радиоактивные материалы, такие как отработавшее ядерное топливо, и легковоспламеняющиеся материалы класса III, типа сырой нефти, бензина и этанола.

Вряд ли американцев успокоит то, что не только у них, но и в Греции 28 февраля тоже случилась катастрофа, столкнулись поезда. Это произошло в ночь на 1 марта в 380 километрах к северу от Афин. Пассажирский и грузовой поезда врезались лоб в лоб на высокой скорости. 44 человека погибли, 85 человек получили ранения. Произошла крупнейшая железнодорожная катастрофа в истории страны. Но в Огайо свои проблемы.

svpressa.ru

Добавить комментарий