Чуть пониже космоса. Как китайцы застолбили себе стратосферу, обогнав США и Японию
Фото: svpressa.ru

Строители аэростатов из Поднебесной смогли оставить конкурентов далеко позади

Американцы превратили случай с китайским метеорологическим зондом в политический фарс. Безобидный аэростат, который собирал научные данные, был сбит. О чем «СП» уже рассказывала. Причем его останки еще и вылавливали у берегов США военные.

Министерство торговли США наказало шесть китайских компаний за их участие в том эксперименте. На этом Вашингтон не остановился — и ввел санкции уже против 6 китайских компаний (все они гражданские), которые занимаются разработкой и запуском аэростатов. США обещает и новые санкции, не желая забывать малозначимый инцидент.

Американцы, видимо, только сейчас узнали, что Китай давно и официально развивает государственную научную программу беспилотных дирижаблей. Они выполняют вполне гражданские миссии — мониторинг загрязнения окружающей среды или сбор климатических данных.

США в этом направлении до сих пор безнадежно отстают от Китая — вот, вероятно, и завидуют успешности китайских разработок.

Al Jazeera: истерия вокруг китайского аэростата была нужна Байдену под выборы

Беспилотный дирижабль не первый в своем роде, пролетающий над воздушным пространством США. Да и Китай далеко не первая страна, которая использует беспилотные дирижабли для научных целей. Политический обозреватель Al Jazeera Махмуд Абдул Хади считает, что раздувание американцами шумихи вокруг сбитого дирижабля было необходимо Вашингтону в политических целях.

Президент США Джо Байден получил возможность отказаться от некоторых обещаний, которые он дал китайскому лидеру Си Цзиньпину в середине ноября. Кроме того, предстоящая президентская кампания заставляет Байдена представить себя сильным демократическим лидером, способным защитить Америку и ее народ… даже от научных дирижаблей. При этом минобороны США уже много лет занимается разработкой дирижаблей — и вовсе не для мирных целей, как мы понимаем. Только в 2023 году Пентагон выделил на эту программу рекордную сумму в $27 млн.

Американцы, очевидно, вспоминают примеры XX века. Японцы первыми использовали межконтинентальные дирижабли для атак на американские базы во время Тихоокеанской войны (так называют сражения между японцами и американцами в годы Второй мировой войны). СССР также широко использовал дирижабли для шпионажа.

При этом именно американцы были первыми, которые научились шпионить с дирижаблей. Первые подобные случаи, когда американские дирижабли залетали в советское воздушное пространство, были уже в 1947 году. А в 1956 году американцы приняли государственную программу, запустив по всему миру 516 дирижаблей с фотокамерами на днище. Они летали над территориями СССР, стран Восточной Европы и, конечно, Китая.

Большинство дирижаблей были сбиты или упали сами из-за ужасного качества.

Как желтоголовая черепаха открыла «ближний космос»

Военной программы использования дирижаблей в Китае, в отличие от США, нет. Зато Китайская академия наук использует дирижабли для сугубо научных целей. Первые прототипы появились еще в семидесятые годы, а уже в 1983 году в небо поднялся первый водородный аэростат с алюминиевой гондолой. Он замерял сигналы от нейтронных звезд.

После этого во всех «дирижабельных» технологиях китайцы были только первыми. В 2017 году они впервые отправили на аэростате живое существо на высоту 20 километров. Удивительный полет совершила желтоголовая черепаха.

А в 2018 году китайцы испытали модель гиперзвукового планирующего тела, сброшенного с аэростата.

Уже много лет Пекин отправляет серии управляемых аэростатов в стратосферу Земли. Они способны передвигаться в так называемом «ближнем космосе» — на высоте от 20 до 50 километров над землей. Большинство самолетов туда летать не могут, а для спутников такая высота слишком мала.

Китайские аэростаты широко используют для тестирования стандартов связи. На дирижаблях посылают в «ближний космос» новые приборы — чтобы оценить, выдержат ли они сверхнизкую температуру и не сломаться.

Новое — хорошо забытое старое. «Охотник за облаком» опоясал Землю

Одним из «отцов» китайской программы по освоению «ближнего космоса» считается выдающийся ученый У Чжэ. Именно он, например, в 2019 году в присутствии множества журналистов отправил в полет гигантский аэростат Cloud Chaser («Охотник за облаком») — длиной он был 100 метров и весом несколько тонн. Стартовал аэростат недалеко от самого южного острова Китая Хайнань.

Дирижабль занимался научными замерами на высоте в 20 километров. Аэростат совершил полный оборот вокруг Земли, благополучно преодолев 3 континента и 3 океана. И уже в 2020 году был благополучно готов к новому полету. Впрочем, китайцы и не думали останавливаться: команда У Чжэ запустила в небо одновременно два высотных аэростата.

Беспилотные дирижабли, очевидно, — это авиатехника будущего. Дирижабли оснащены датчиками, которые измеряют характер и скорость ветра и соответственно эффективно изменяют схему полета. За счет этого аэростат даже на сверхбольших высотах они могут задерживаться дольше месяца — фактически, как геостационарный спутник Земли. Предел отклонения — не больше 15−20 километров от начальной точки.

При этом, в отличие от спутников, напичканные электроникой дирижабли могут собирать, обрабатывать и передавать на землю огромный массив данных. Современные китайские аэростаты несут тепловизионные камеры, радары, радиочастотные датчики.

При этом дирижабли полностью автономны — они питаются энергией Солнца за счет солнечных батарей. В общем, благодаря китайцам один из самых старых видов авиатехники не только получил второе дыхание, но и готов затмить хваленые дроны и спутники. Вот уж точно, новое — хорошо забытое старое.

svpressa.ru

Добавить комментарий