Как нам возродить военные училища?
Общеизвестно, у российской армии есть три извечных проблемы: как удержать лейтенанта на службе, майора — в семье, а полковника отправить на пенсию. А теперь появилась еще и четвертая — как возродить военный «станок» по производству лейтенантов.
В чем суть и корень проблем?
Первая. Попадая в войска, лейтенант сталкивается с суровыми, а порой просто с жестокими реалиями армейских будней.
Вчера еще учился в военном училище в центре Питера, а сегодня оказался в воинской части, затерянной в глубокой тайге, среди медведей и елей. Хорошо еще, если жена есть. А если нет?
А ближайший населенный пункт, где (чисто теоретически) могут быть потенциальные невесты — километрах в семидесяти от казармы. «Любимый» личный состав каждый день «радует» новостями — то кому-то морду набьют, то в самоволку сорвутся, то напьются, то дружно триппером заболеют — после негласного ночного посещения казармы местной роковой красавицы с низкой социальной ответственностью.
И венцом, и логичным завершением ночной вакханалии станет длинная очередь к полковому врачу… И все это валится на бедную лейтенантскую голову. Удар за ударом. В натуре с ума сойдешь.
У майора — другая проблема. Называется — «Играй, гормон». Жена уже проела всю плешь. А сам майор — еще ого-го. Ядрен-батон, кровь с коньяком. В здоровом теле — здоровый дух, который требует другого здорового тела. А в части появились аппетитные миниатюрные курсантки, в госпитале — медсестры, в столовой — официантки, в подъезде соседка развелась…
Отставного полковника надо снабдить жильем. Жить в Урюпинске их благородие упорно не желает. Ему вынь да положи ближнее Подмосковье. Это — отдельный ужас.
И ко всем этим прелестям суровой и витиеватой армейской жизни в процессе СВО добавилась еще одна — острая нехватка младшего и среднего офицерского состава.
А откуда было ему взяться, если в процессе недоброй памяти «сердюковских» реформ было уничтожено около семидесяти военных училищ? От списка «безвременно павших» рябит в глазах: Военно-технический университет в Балашихе, институт радиоэлектроники в Воронеже, Самарский, Саратовский и Томский военно-медицинские институты, Нижегородское училище тыла, Ульяновское высшее военно-техническое, Дальневосточное автомобильное, Рязанский автомобильный институт, Челябинское автомобильное командно-инженерное, Волжское, Горьковское, Хабаровское и Камышинское военные строительные, Тольяттинский военно-технический институт, Санкт-Петербургское, Омское, Орджоникидзевское общевойсковые, Благовещенское танковое, Челябинский танковый институт, Екатеринбургское, Санкт-Петербургское, Казанское и Коломенское артиллерийские, Саратовское училище ракетных войск, Тульский артиллерийский инженерный институт, Кемеровское, Новочеркасское, Рязанское, Томское, Ульяновское и Санкт-Петербургское училища связи, Нижегородский институт инженерных войск, Тамбовское училище химзащиты, Саратовский институт биологической и химической безопасности, Санкт-Петербургское зенитное ракетное, Оренбургское зенитное ракетные училища, Военно-воздушная академия имени Гагарина,
И это - далеко не полынный список.
Армия в результате потеряла много офицеров — опытных сократили, а «зеленых» лейтенантов выпускали в таком количестве, что их сразу ставили командовать ротами, а не на первую ступеньку кадровой лестницы — взвод.
На боевых самолетах летать было некому. Корабли в море выводить — тоже. Как в песне Игоря Растеряева, это был «наш загадочный тактический прием: когда мы отступаем — это значит, мы вперед идем». При этом армия уверенно катилась «взад».
Для понимания людей сугубо гражданских можно сравнить ситуацию с отсутствием инженеров на промышленном предприятии или бригадиров на стройке.
Профессионально руководить и организовать процесс работы некому. Лейтенантов стало катастрофически не хватать, а их должности и сейчас зачастую занимают сержанты-контрактники, не имеющие ни военного образования, ни опыта.
Нашей армии как воздух сейчас нужно запустить «станок» по производству офицеров-танкистов, артиллеристов, связистов, зенитчиков, ракетчиков и всех остальных. Да тех же мотострелков сейчас — дефицит острейший.
И как это сделать? Надо возрождать военные училища. Частично процесс уже запущен.
Новый министр обороны стал отыгрывать ситуацию назад.
Уже в 2015 году были восстановлены шесть военных училищ: Новосибирское и Хабаровское общевойсковые, Краснодарское училище связи и авиационное училище летчиков, Ярославское училище ПВО… Кроме того, Шойгу не пошел на поводу у отечественных сислибов из Минфина, которые в 2020 году предложили сократить еще 100 тысяч должностей в российской армии.
Реально ли возродить военные училища на месте старых, убитых реформой? Кое-где — да. Это зависит от политической воли сверху и административной — на местах. Ведь что возникало на месте убиенных учебных заведений? Свято место долго не пустовало.
На месте одних, как, например, в Туле и Симферополе, расположился местный ОМОН. На месте других, к в Омске или Камышине — сержантские учебки или полноценные воинские части.
На месте третьих — суворовские училища или кадетские классы. То есть из-под юрисдикции Минобороны они не вышли. Здесь была сохранена практически вся инфраструктура — классы для учебных занятий, ангары для техники, казармы, отопительные системы, спортгородки, стрельбища, плац… Здесь, собственно, и выдумывать ничего не надо. Просто наполнить здание курсантскими ротами — вот и все.
С другими придется повозиться, потому что на месте бывших военных вузов выросли какие-то жилищные комплексы, платные стоянки, гостиницы, хостелы, расположились строительные рынки… В лучшем случае они были отданы под студгородки местных гражданских вузов. А некоторые просто стали «заброшкой».
Коммерсантов-рыночников можно перевести в какое-то другое место. Это вообще не проблема. Администрация и местный совет депутатов могут сделать это своим волевым решением. Им это надо сначала ненавязчиво подсказать, а потом немного помочь — технически и финансово.
Некоторую проблему будет представлять собой набор преподавателей и воспитателей. Но она тоже решаемая.
Все-таки училища не в тайге находятся, и не на Северном полюсе, а в крупных городах. Зачастую — в мегаполисах, где проживают тысячи (а то и десятки тысяч) отставных военных — относительно молодых, еще здоровых, находящихся в здравом уме и с хорошей памятью. Москва, Подмосковье, Екатеринбург, Новосибирск просто нашпигованы ими.
В столице и городах-спутниках целые офицерские городки выросли. Высотная многоэтажка рвется в небо, а в каждом подъезде — по тридцать полковников и каперангов с семьями. И каждому — от силы полтинник. Многие инструкторами рукопашного боя работают — по полдня в спортзалах прыгают. Здоровья даже на пенсии девать некуда. Ну чем не преподавательский состав?
Кроме того, для военно-технических специальностей можно привлекать специалистов из гражданских технических вузов. Они на эту подработку пойдут с удовольствием. Точные науки — высшую математику, сопромат, теоретическую механику, какие-нибудь колесные и гусеничные машины и механизмы они знают ничуть не хуже военных. И опыт преподавания имеется.
Можно задействовать потенциал различных «закрытых» НИИ. Те инженеры, кто занимается разработкой новых образцов танков, ракет, подводных лодок и кораблей, вполне могут делегировать свои знания курсантам.
Еще у нас есть огромный пласт потенциальных преподавателей — офицеры армий ЛНР и ДНР. Да, они не имеют профильного военного образования. И в курилках Минобороны их называют «недоофицерами». Но эти «недоофицеры» имеет колоссальный боевой опыт. И с каждыми днем приобретают его в боях.
Именно они — вместе с офицерами запаса — составляют костяк группы «Вагнер», который просто потрясает своими военными успехами. Им надо просто формализовать статус, и дать возможность поделиться с будущими курсантами своим драгоценным боевым опытом.
Комментарии