Дроновая фабричка под Ригой могла погореть по разным причинам — или по нескольким сразу
В латышском городе Марупе загорелся завод по производству дронов для украинской армии.
Завод принадлежал американской компании Edge Autonomy. Работали на нем местные латыши. Возгорание началось после взрыва, и пожар оказался довольно высокого уровня сложности. Десятки пожарных машин тушили его несколько часов. Огонь распространился быстро. К тушению пришлось подключать пожарную команду международного аэропорта «Рига». Пожарно-спасательная служба призвала жителей близлежащих районов закрыть окна и двери своих домов и «выключить вентиляцию во избежание вреда для здоровья».
Для такого государства, как Латвия, подобное ЧП — событие вселенского масштаба. А для нас — лишний повод порассуждать о пользе внезапных возгораний на стратегически важных объектах врага. А также о том, кому это выгодно. Компания Edge Autonomy основана в 2009-м и все время существования работала на Пентагон, занимаясь производством военных беспилотников и видеокамер. В последнее время беспилотники массово поставлялись в ВСУ.
Итак, кому это выгодно? Многим.
Было ли предприятие застраховано? Само собой. На Западе без этого не откроется ни один бизнес, ни одно предприятие, ни одна контора. Кто платил за монтаж и пусконаладку завода? Естественно, Пентагон. Не Украина же. Ну или аффилированные к нему структуры. Из каких траншей платили? Из выделенного демократами бюджета. То есть из карманов американских налогоплательщиков. Ежегодный украинский транш в Штатах — это миллиарды долларов. Не один десяток заводов можно построить. А монтаж и пусконаладка любого завода на пустом месте — это колоссальные возможности для расцвета «экономики РОЗ» («распил-откат-занос»). Никто и никогда толком не просчитает, сколько кубометров земли было вырыто под фундамент. Очень много денег съедает логистика. Массу комплектующих наверняка пришлось вести из-за рубежа, это еще одна статья распила. Много денег съедают пробные запуски и устранение всевозможных неполадок. Тем более, что запусков тоже наверняка было несколько. Зарплатные ведомости — отдельная статья распила. Живи и не тужи. А тут вдруг замаячил аудит — из-за заокеанской свары республиканцев с демократами.
Республиканцы давно обещают своих оппонентов и самого Байдена на чистую воду вытащить — из-за махинаций с этими траншами. А тут и повод повернулся. Пришлось сжигать весь завод вместе с бухгалтерией. У знающих людей это называется «предаудитная подготовка». Вариант? Вполне.
Версия вторая. Страховка. Как пишет Telegram-канал «Открытая Украина», руководство Edge Autonomy уже начало подготовку документов по объявлению форс-мажорных обстоятельств заказчикам «для получения страховых выплат за повреждённые и уничтоженные средства в ходе пожара». Ну да, смешно бы было… А что, рабочий момент. Сам построил — сам транш освоил — сам сжег построенное — сам получил страховку. Ничего личного — только бизнес.
«Открытая Украина» пишет, что в прошлом году Минобороны Украины заключило с компанией контракт на закупку целой линейки беспилотников — Penguin C MK 2.5 VTOL, Penguin C Mk2, Penguin B Airframe, а также портативных наземных станций управления на сумму более 20 миллионов долларов. По мнению авторов канала, «процедура закупки тщательно скрывалась и проводилась с нарушением украинского законодательства». Еще бы. Издание подчёркивает, что до настоящего времени ни один из заказанных образцов не был предоставлен украинской стороне. Это при том, что сроки поставки давно истекли.
«Что из этого получит украинская сторона, неизвестно, — пишет Телеграмм-канал. — Вероятнее всего, средства, выделенные на закупку беспилотников, уже благополучно осели на счетах украинских олигархов-министров. А случившийся пожар — обычное заметание следов оффшорных схем».
Очень даже может быть. Для современной Украины коррупция — совершенно нормальное состояние вещей. Как снег зимой и зеленая трава летом. Они даже с зятя Эрдогана десять миллионов долларов отката потребовали для запуска производства «Байрактаров» на Украине. Казалось бы, им же самим это позарез нужно, и все договоры уже подписаны. Ан нет. Без смазки в «десять лимонов зеленью» дело не пойдет. Уж на что турки народ искушенный, и бакшиш за услугу отстегнуть всегда рады, но здесь даже они были возмущены донельзя.
Вариант третий. Поджог завода стал прямым следствием визита в Ригу всемирно известной парочки. «Учитывая производимую на заводе продукцию, вполне можно предположить, что туристы Петров и Боширов успешно ознакомились с рижскими достопримечательностями…», — пишет в своем Телеграмм-канале военный эксперт Владислав Шурыгин. «Это что, случайно завод, изготавливающий дроны для ВСУ, так вовремя загорелся — аккурат перед российским наступлением? — задается вопросом в своем аккаунте политолог Сергей Марков. — Или это партизаны уничтожают производство дронов для террористов? Или это знаменитое прибалтийское разгильдяйство?».
Честно говоря, про знаменитое «прибалтийское разгильдяйство» до сего времени никто ничего и никогда не слышал. Это явно фигура речи. Партизаны? Может быть. Мало кто из «геополитических клопов» Прибалтики сумел насолить России столько, сколько сумела сделать «лытышская шпрота». Одна травля партизана Великой Отечественной войны Василия Кононова чего стоит. Затравили пожилого человека до смерти. Хуже фашистов. А потом еще марш легионеров СС по улицам Риги провели. Причем они сделали это первыми на территории бывшего СССР. Вообще берега потеряли. За это не то что завод — нечто большее сжечь можно.
Мало того. «Шпроты» умудрились досадить массе народа, которые не очень любят, когда так хамски наступают на их интересы. У кучи российских олигархов — от Усманова до Фридмана — арестовали купленную ими за немалые деньги элитную недвижимость на Рижском взморье. А ребята они небедные. И вполне могли активизировать каких-либо местных партизан или ребят из Бюро добрых услуг. Внештатными сотрудниками «Бюро» вполне могли оказаться и рижские омоновцы, которые в девяностые годы всех рижских нациков держали в страхе. А потом те, подняв голову, устроили за ними охоту по всей России. И даже кого-то достали.
И рижская братва из группировки Харитонова, а также окопавшаяся одно время в столице Латвии казанская и гомельская группировки с лидером Александрм Гитченко до сих пор имеют свои счеты к местными властям и силовикам. Те в свое время доставали русскоязычных бандитов через аффилированные структуры без суда и следствия. В результате многие из бандитов отправились в мир иной при таинственных обстоятельствах. Но до сих пор и в Риге, и в Москве, и в Юрмале, и в Питере живут их соратники. И никто ничего латышам не забыл.
И как только появился повод аккумулировать усилия и передать привет зарвавшимся прибалтийским нацистам — он был тут же использован. «Бюро добрых услуг» не подкачало.
Лабдиен, латвиешу нацисти. Увидимся.