Поляки вразумляются и не хотят верить своей официальной пропаганде. А то, во что они верят, официальная Варшава называет "пропагандой Кремля". Всё это может привести Польшу к "очередной исторической катастрофе".
"Страшный" опрос
Вероятно, официальная Варшава хотела бы, чтобы результаты опроса общественного мнения, который был проведён Варшавским институтом предпринимательства (Warsaw Enterprise Institute), тихо канули в пучину интернета и никогда бы не всплыли. К несчастью польских властей, в Польше, как бы русские ни относились к этой стране, живёт совсем не глупый народ, не потерявший способность мыслить критически. Мы, в России, часто воспринимаем Польшу как единый конгломерат власти и народа и не разделяем их, когда слышим, что поляки, движимые своими неизжитыми имперскими амбициями, предъявляют России много претензий. Но это далеко не так. В Польше между властью и нардом – пропасть. Если верить результатам опроса – поляки перестали верить официальной польской пропаганде. И этот тезис тиражируется местной прессой, которая делает – заметим, без всякого "кремлёвского вмешательства" – далекоидущие выводы.
Приведённая выше цитата принадлежит польской газете Myśl Polska, которая публикует статью под примечательным заголовком – "К полякам вернулся рассудок". Газета пишет, что опрос был проведён на выборке из 1061 поляка. Респондентам нужно высказать своё отношение к восьми тезисам, которые якобы "согласуются с посланием Кремля". "Что это были за страшные "московские" тезисы?" – вопрошает газета. Среди этих тезисов такие:
Беженцы из Украины на самом деле являются экономическими мигрантами";
"Мы не должны поддерживать Украину до тех пор, пока она не отречётся от Волынского преступления во главе с его авторами и исполнителями.
России якобы принадлежит также идея о том, что поляки "должны стремиться к миру, даже если он будет связан с территориальными уступками со стороны Украины". Или тезис о том, что "надо прекратить поставки оружия на Украину, потому что это разжигает конфликт".
Сам по себе опрос, вероятно, не стал бы таким болезненным ударом по самолюбию польского истеблишмента, если бы не комментарии, которыми его сопроводила польская пресса. Myśl Polska отмечает, что "поляки ответили на все эти вопросы, и ни один из ответов не понравился тем, кто эти вопросы задавал". Дело в том, что 63% опрошенных "согласны с тезисом о том, что Польша не может позволить себе так называемых беженцев". Более половины поляков "считают, что помощь Украине не закончится и что Польша будет вовлечена в многолетние вооружённые конфликты". В то же время 40% поляков "видят усиливающуюся украинизацию Польши, которая разрушает польские культуру и общество".
Пропагандистская лапша на уши
После того как результаты опроса общественного мнения были опубликованы, пишет Myśl Polska, "тут же раздался вой". Государственные функционеры от прессы единодушно закричали, что "растет число людей, разделяющих тезисы российской пропаганды!" И вот здесь-то Myśl Polska бьёт в самое яблочко, выводя глубокую, почти философскую максиму о том, что "даже самые отважные из лидеров партийно-государственной пропаганды и самые отважные из корифеев прогресса прекрасно понимают, что отличаться следует в любых мелочах и даже в большинстве второстепенных. Но здесь, напротив, произошло важное. Поляки перестали безотчётно потреблять пропагандистскую лапшу, которой их насильно потчуют".
Официальная русофобская пропаганда в Польше зашкаливает, ища свою основу в польском национализме. Руководство страны апеллирует к далеко ушедшим временам, которые не дают покоя крайне националистическому, но не самому большому крылу польского общества. Достаточно почитать речь президента Польши Анджея Дуды, которую он толкнул в ходе недавнего визита в Ригу. Дуда, в частности, заявил:
Однажды, не так давно, я сказал президенту Украины Владимиру Зеленскому: "Володимир, глядя на нашу историю, на то, как эти дороги когда-то разошлись, я бы очень хотел вас попросить – когда вы победите Россию, когда русские прибудут на коленях подписывать мирный договор, отведите их в Переяслав, пусть они там подпишут с вами мирный договор, пусть они таким образом перечеркнут все эти годы советского, российского влияния".
То есть Дуда и иже с ним до сих пор страдают от того, что в 1654 году на Переяславской раде запорожские казаки во главе с Богданом Хмельницким принесли присягу на верность русскому царю. Дуда до сих пор от этого спит беспокойно.
Страшный вывод
Myśl Polska делает вывод, который официальная Варшава точно назвала бы "кремлёвским": "Может быть, всё более пустые карманы, может быть, всё более надоедливое соседство пришлых людей или, может быть, страх за будущее наших семей заставили нас проснуться от летаргического сна? Конечно, не все, наверное, ещё проснулись, и даже не большинство. Но пробудившихся достаточно много, чтобы поставить под угрозу тёплую зловонную стабильность, в которой десятилетиями купались политические паразиты и прикормленные ими медиа".
Подобные размышления, высказанные вслух в польском обществе, заставляют нас, в России, задуматься о том, насколько велик разрыв между польским обществом и теми в правительстве и сейме Польши, которые представляют дело так, будто они говорят от имени народа. И в какой степени этот разрыв между польскими "верхами" и "низами" может оказывать влияние на внешнюю политику Польши, в частности, на её участие в антирусской западной коалиции во главе с США, ведущей войну против России на Украине.
Не считая США, которые являются лидером западной коалиции, из всей этой когорты крикливых и "по разнарядке" агрессивных стран, пожалуй, только Польша усилиями своего "политического класса" – и то, как видим, не всего, – реально готова броситься в омут открытой войны с Россией. Со стоящими за спиной Штатами, конечно. Тявканье прибалтов – не в счёт. Круг политиков и магнатов, входящих в польский истеблишмент, передавая свои "имперские гены" от одного поколения другому – еще со времён воссоединения Украины с Россией, – не переставал смотреть на Россию как на врага, которого надо расчленить и по частям уничтожить.
Покоя польскому истеблишменту не дают потерянные некогда "восточные кресы", ради возвращения которых Варшава и пытается сделать всё, чтобы Россия не победила, чтобы западная военная помощь Киеву не прекратилась и чтобы конфликт не затух. Только в этом случае у Варшавы есть шанс вернуть себе то, что было потеряно в глубине минувших веков. А целостность Украины здесь вообще не рассматривается. Более того, в той же рижской речи Дуда назвал украинцев "бывшими соотечественниками по Речи Посполитой". Ясно, куда гнёт? Это почти анонс плана объединения Украины и Польши. При главенстве последней, естественно. Более того, Варшава грезит европейским лидерством, а достичь его можно, только если угождаешь Вашингтону.
Что с того?
Учитывая опрос общественного мнения, большинство поляков не разделяет экспансионистские устремления официальной Варшавы, которые – и только они – являются причиной самого активного участия Польши в украинском конфликте. При этом простые поляки прекрасно понимают, что принадлежащие лишь узкому кругу польского истеблишмента экспансионистские планы активно разогреваются внешними силами, то есть США, которые используют Польшу как таран в войне на Украине.
Если только кто-то прерывает навязчивую мантру, годами навязываемую нам внешними центрами, он сразу становится объектом беспардонного нападения. Его высмеивают, заставляют замолчать, а в крайних случаях даже преследуют. Такова сегодня свобода слова. Такая у нас сегодня Польша,
– пишет Myśl Polska. Газета указывает, что десятилетия гражданской пассивности поляков "привели к созданию бездарного, паразитического политического класса, де-факто отчуждённого от тела нации", в результате чего Польшу "ждёт очередная историческая катастрофа".
Болезненный для поляков, но очень честный анализ ситуации, в которой находится Польша. Между тем мало шансов, что глас народа будет услышан, и что что-то изменится в течение ближайших двух лет. Очередные президентские выборы в Польше намечены только на 2025 год. До этого очередная историческая катастрофа Польши может уже состояться.