Возможны ли изменения в Старом Свете? Из-за кризиса Евросоюзу скоро станет не до Украины
Запад бросает на Украину огромные ресурсы, военные и материальные, постоянно топчась по красным линиям, регулярно прочерчиваемых Россией. Это опасно само по себе, но в то же время возникают иные напасти, вызванные конфликтом — внутренние противоречия на Западе. Расхождения интересов различных сторон продолжают сказываться на внутреннем единстве Европы.
На фоне спада экономики и растущей безработицы, в ЕС началась стагнация. В некоторых странах крайне обострились давние проблемы. Усиливается социальная напряжённость и тревожность. Это скоро повлияет на отношение простых граждан к конфликту на Украине, а также на степень вовлеченности государств ЕС в данный кризис, указывает научный сотрудник Института европейских исследований Китайской академии общественных наук Хэ Чжигао, в своей статье для издания Global Times. Суть в том, что по мере нарастания противоречий между США и ЕС, Старый Свет, дескать, должен переоценить свою позицию в конфликте.
Экономист Василий Колташов считает, что Европы — как политического явления — больше не существует:
— Есть такое географическое понятие, но в политическом смысле Европа — просто исполнитель воли Соединенных Штатов. Я имею в виду и брюссельскую бюрократию, и национальные администрации, который сформированы из партийной номенклатуры, выращенной, по сути, под американским влиянием. Там просто некому что-то менять.
Та европейская политика, которую мы сейчас наблюдаем, органична для управленческого класса, который находится у руля и сам себе имитирует альтернативу. Там существуют различные структуры, которые вроде бы находятся в оппозиции, как например в Германии христианские демократы по отношению к социал-демократам Олафа Шольца или оппозиция французских левых к Эммануэлю Макрону, или оппозиция правой партии «Братья Италии» госпожи Джорджи Мелони по отношению к прежней власти. Когда она стала первой женщиной премьер-министром в этой стране, тут же призвала: «Давайте выключим у нас электричество, чтобы поддержать Украину». Хотя пока она добивалась власти, предполагалось, что она будет действовать в интересах Италии. Ничего подобного не случилось.
Не стоит ожидать от них какого-то здравого смысла. Увидев вал экономических проблем в конце 2022 года, никто рационального разворота не произвел. Наоборот приняли решение… поставлять танки режиму Зеленского. В наступившем году европейские экономические трудности будут только усиливаться. Они по сути углубят проблемы, которые я бы даже не стал называть «кризисом». Это ведь не просто очередное короткое ухудшение, с просматриваемым «светом в конце туннеля». Нет, все выглядит как деградация, упадок.
Пока он не достигнет определенной глубины, пока общество Европы не всколыхнется, никаких изменений не последует. Для того, чтобы менять политику отдельных европейских стран и ЕС в целом, нужно поменять политиков и структуры. А это очень сложно. Американцы выстраивали механизмы своей власти на протяжении десятилетий. Сейчас все резко поменяться не может.
«СП»: — А как же протесты, которые мы наблюдаем в Евросоюзе?
— Они преимущественно экономические. Простые люди говорят: нас не устраивают счета за электроэнергию в Германии, во Франции не довольны повышением пенсионного возраста, в Британии протестуют медики из-за низких зарплат и так далее. То есть почти везде протесты вызваны увеличением материальных трудностей, экономических проблем. Но это еще не политическое движение. Люди скорее не рефлексируют по поводу существующей системы власти, чтобы ее поменять.
«СП»: — То есть простые европейцы, занимаясь «политическим самолечением», пытаются убрать симптомы, не понимая истинных причин своих неприятностей?
— Да, они реагируют на симптомы. Граждане, конечно, меняют свою оценку происходящего, они не симпатизируют бандеровцам, переселенцам с Украины, по крайней мере политизированным беженцам — настроения меняются, приобретая антифашистский оттенок. Люди все еще не хотят, чтобы их считали эгоистами, которым жалко денег, хотя и это присутствует. У людей просто возникает раздражение поддержкой режима Зеленского, который начал разрушаться. Поляки, например, недоумевают: а почему американцы платят беженцам по 1200 долларов, у них что, кончились свои безработные?
«СП»: — С поля боя влияние конфликт все больше и больше распространяется на другие сферы жизни в Европе. Цены на энергоносители подскочили, инфляция высокая, восстановление экономики под вопросом. А тут США приняли так называемый IRA, Inflation Reduction Act или «Закон о снижении инфляции». Название про инфляцию, а по сути США предоставит около 370 миллиардов долларов инвестиций на борьбу с изменением климата, на продвижение своих электромобилей. Тушат пожар бензином, но все — в пользу Америки и против Европы. Вроде бы ЕС собирается с этим как-то бороться?
— Только один Эммануэль Макрон, больше и назвать некого. Да, съездил в Вашингтон и поскулил у ног Джо Байдена. Это все, что он смог сделать. Американский президент никак на скулеж не отреагировал. Макрон вернулся домой с чувством выполненного долга, и забыли. Миссию он выполнил: съездил, робко пожаловался. Французская пресса поругалась громче, но на этом попытки борьбы закончились.
У американцев и своих проблем много — в высокотехнологичных отраслях начались сокращения, уволены десятки тысяч людей. Компания «Майкрософт» отчиталась о более чем 13% снижении прибыли по итогам 2022 года. Дела обстоят не здорово. Большие деньги чуда не сотворили. Американцы с помощью финансовых вливаний не могут решить структурные проблемы, не получается.
«СП»: — По всей видимости Запад будет медленно стагнировать, в полном соответствии с поговоркой про лягушку, которую варят медленно…
— Я думаю, мы имеем дело уже со сваренной лягушкой Евросоюза.
А если они не хотят быть такой лягушкой, то должны осознать, что необходимо избавится от любого влияния США. Для этого им нужна реальная двухпартийная система. Партий-то у них много, различных оттенков, всякие виды консерваторов, левых, центристов. Много разных названий, но, на самом деле, партий должно быть только две: проамериканская, для которой США рулевой и господин, и другая партия, пророссийская, агитирующая за союз с нашей страной и избавление от пагубного влияния США.
«СП»: — А что, разве «проевропейской» партии не может быть по определению?
— Нет, не может. Более того, для того, чтобы спасти европейские страны, сохранить уровень жизни населения, нужно разрушить Европейский союз в нынешнем виде, собрать новую конструкцию — вместе с Россией. То, что было против России, уже обернулось катастрофой. А так Европа получит на основе международного права и российских законов доступ к российским ресурсам.
Пусть они строят на Урале заводы в качестве инвесторов в нашу экономику, а не в качестве победителей в их необъявленной войне против России. Победитель, как известно, получает все, в качестве приза. Это американская программа, и некоторые аналитики в Евросоюзе, во Франции, например, даже не стесняются ее громко озвучивать в публичном пространстве. Мол, вот «заберем российские нефть и газ» — и у нас все наладится…
Не наладится. Сейчас Европа, столкнувшись с энергетической дилеммой, попала в ловушку зависимости от поставок энергоносителей из США. Вашингтон стал самым большим бенефициаром европейского энергетического кризиса. Старушку Европу грызут с двух сторон: с запада «хорошие американцы», с востока «плохие русские», а эффект один и тот же. Так может американцы не такие уж хорошие, а русские не самые плохие?
Европейское производство куда перетекает? В США. Европа деиндустриализируется, сталкиваясь еще и с такими трудностями, как конкуренция за «зеленые» экономические преимущества. «Америка прежде всего». Ей — вкусные вершки, Европе горькие корешки.
Глобальная структура власти претерпела колоссальные изменения, и если Европа проигнорирует этот факт, она окончательно потеряет стратегическую автономию в геополитике и не сможет поддерживать развитие и единство в хаотическую эпоху политической нестабильности. Ее ожидают усталость, бессилие и уязвимость, считает товарищ Хэ Чжигао.
В Европе уже начались проблемы с поставками антибиотиков. Власти идут на чрезвычайные меры. Особенно остро стоит проблема с средствами для лечения детей. Минздрав Испании лихорадит. И с сельским хозяйством непорядок. Польша, Румыния, Болгария, Венгрия, Чехия со Словакией столкнулись с проблемами из-за дешевого зернового импорта с Украины. Это напрягает их фермеров, которые просят компенсации.
Политика Европы — ползти в хвосте у США. Пора бы очнуться и вспомнить, наконец, что выгодополучателем двух предыдущих мировых войн, становились США. Нынче они боятся российского ядерного оружия сдерживания и если не «бьют своих, чтобы чужие боялись», то по крайней мере потихоньку душат.