Председатель Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей, а также председатель Всероссийского женского Союза «Надежда России» Нина Останина в рамках рабочей поездки посетила Хакасию. Помимо встреч с региональными властями и населением Нина Александровна накануне посетила редакцию 19rusinfo.ru. На повестке дня, разумеется, стояли вопросы семьи, женщин и детей.
В завершении беседы депутат Госдумы РФ от КПРФ рассказала, что участвовала избирательной кампании главы Хакасии Валентина Коновалова и дала собственную оценку работе Валентина Олеговича и его команды.
Полная версия беседы с Ниной Останиной представлена ниже.
- Нина Александровна, недавно вы публично заявили о том, что права женщин необходимо отдельно закрепить на законодательном уровне. Конкретизируйте, пожалуйста, свою позицию на этот счет.
- Наш разговор состоялся после того, как я встретилась с женщинами-предпринимателями, представительницами малого и среднего бизнеса и еще раз убедилась в необходимости того, что нам действительно необходимо позаботиться о том, чтобы законодательно законодательно закрепить право женщин на равные возможности в реализации самой себе. У нас сегодня в Конституции есть статья 19-я, которая закрепляет равные возможности женщин и мужчин. Но механизма в реализации этих равных прав у нас на сегодня просто нет. Поэтому дело доходит до абсурда: у нас в Государственной Думе образовалась фракция под названием "Новые люди", но ничего нового в этой фракции нет - ни в идеологии, ни в том, как она голосует за законы. Главное - бороться с коммунистами. И борьба с коммунистами началась с задумки побороться с привилегиями, которые дала женщинам советская власть...
Есть там называющая себя женским лицом фракции "Новые люди" Сардана Авксентьева, которая заявляет, что надо внести поправки в Трудовой кодекс и вычеркнуть все профессии, которые сегодня запрещены для женщин. А у нас количество этих профессий итак сократилось с 400 до 100. Она считает, что разница в заработной плате мужчин и женщин, а разрыв составляет 28%, объясняется только тем, что женщины не допускаются к этим тяжелым производствам.
Я вам скажу, не потому этот разрыв существует, что женщины не допускаются с кайлом работать в шахте, а потому что женщины не допускаются на руководящие должности. Как правило, в женском коллективе обязательно начальник - мужчина. И обязательно у него зарплата будет больше, чем у женщин. которые работают в этом коллективе.
80-90% женщин - работники бюджетной сферы: учителя, врачи, медсестра, где зарплата, конечно, гораздо ниже, чем в крупных компаниях, называющихся и госкорпорациями, которые, как правило, финансируются из федерального бюджета. Вот о чем идет речь. Хорошо бы вернуть замечательное доброе советское время, когда женщины действительно имели не только равные права, но и равные возможности, и их можно было реализовывать. Больше времени было на то, чтобы отдавать себя общественному труду. общественной деятельности, потому что государство брало на себя часть обязательств по поддержке семьи.
Более того, тогда было безопасное детство. И когда на улице были сумерки, мать не боялась, что надо скорее бежать встречать своего ребенка. Не было такой опасности. Мать не боялась отпускать детей на детскую площадку. Вот о чем идет речь.
Все это должно быть гарантировано государством. Вернуть бы эти конституционные нормы! И сегодня фракция коммунистической партии как раз этим и занимается. Более того, и у меня есть конкретные предложения в нашу обновленную Конституцию. Обновить Конституцию надо не только продлением срока президентского правления, а тем, чтобы дополнить социальные нормы и гарантии, в которых сегодня очень нуждаются наши женщины.
Например, законодательно закрепить право женщин на равную оплату труда, законодательно закрепить право женщин на трудоустройство. Как правило, желтая карточка женщине негласно выставляется только потому, что она - будущая мать. А это - декретный отпуск, болезни ребенка... Конечно, предпочтение отдадут молодому человеку, который будет иметь возможность трудиться, не покладая рук. А для работодателя сегодня это очень важно. Поэтому говорить сегодня о равных возможностях и правах женщин в нашем государстве - значит закрывать глаза. А я закрывать глаза на это не хочу. Я хочу вернуть государство в социальную сферу, вернуть государству его обязательства по защите нашей российской женщины.
- Ваша позиция по этому вопросу понятна. А теперь расскажите, пожалуйста, какие проблемы сегодня на первом плане стоят перед семьями, у которых есть дети, и как эти проблемы решаются на уровне Госдумы?
- Думаю, что моя позиция депутата Госдумы, председателя комитета ничем не отличается от позиции любой матери вне зависимости от того, где она проживает. Появление уже первого ребенка в семье влечет за собой трудности. Понятно, что далеко не все имеют возможность отправить своего ребенка в детский сад, и не потому что нет мест в детском саду. Может, они и есть. И уже отчитался министр просвещения Кравцов, что эта тема закрыта.
Дело в том, что зачастую, если в семье двое или трое детей, и все эти двое или трое детей ходят в разные детские сады и школы, а если это еще и большой город - мегаполис, их же надо туда отвезти. То есть хорошо было бы, если это место в детском саду было бы рядом с домом. К сожалению, у нас человейников настроили, а социальной инфраструктуры нет. Поэтому, на сегодня это большая проблема, и любая семья испытывает трудности.
Второе. Меры социальной поддержки со стороны государства, которые предполагается получать на ребенка... К примеру, предпринимательницы, с которыми я встречалась, лишены этих мер. И далеко не все имеют возможность работать в бюджетных учреждениях и организациях. Иные сами себе организуют рабочие места. В итоге не мать наказывают, ребенка наказывают. Потому что детское пособие - НА ДЕТЕЙ. Зачем же тогда детей-то наказываем? Зачем ввели имущественный ценз, согласно которому, если получаешь больше на 50 рублей на одного человека прожиточного минимума, то семья лишается возможности получить единое пособие.
Будем проводить у себя через полгода парламентские слушания и круглый стол в комитете, чтобы подвести итоги в реализации этой новеллы по упразднению семи видов социальных пособий и введению вместо них одного. На мой взгляд, пока это нововведение себя не оправдало. Более 40% семей сейчас отсечены от получения единого пособия. Считаю, что это неправильно, потому что каждый ребенок имеет право на заботу со стороны государства независимо от того, где он живет и в какой семье родился.
Что такое многодетная семья? Первое, в чем нуждается многодетная семья - это жилье. В этом вопросе нужна поддержка со стороны государства. Второе, в чем нуждается многодетная семья, - даже в понимании того, кто такая многодетная семья. У нас даже отсутствует единый термин на территории РФ. Нет единого статуса многодетной семьи. Поэтому наша фракция разработала законопроект, по которому определяется данный статус. Многодетная семья - это семья, где воспитывается трое и более детей. То есть детей должно быть больше, чем родителей.
Далее идут меры стимулирующие. Если мы говорим сейчас о жилье, то, пожалуй, семья с тремя детьми - не самая многодетная семья. А вот если появился четвертый ребенок, давай бесплатное жилье со стороны государства. Это должны быть деньги федерального бюджета. Поэтому предложения у нашего комитета есть, они сформулированы. Даже на весеннюю сессию у нас более 40 законопроектов...
Это же издевательство, когда многодетная семья может себе позволить только раз пойти в музей или посетить какое-то учреждение культуры. При этом это может сделать не вся семья сразу. Поэтому много препятствий сегодня, чтобы говорить о том, что появление ребенка в семье - это только счастье для родителей. Это еще и понимание того, что один ребенок есть, а дальше я уже задумаюсь.
Поэтому, чтобы не было демографических пробелов, как случилось в прошлом году, чтобы это не были поддержки только бедности, как это сейчас происходит с пособием. Меры должны быть направлены на стимулирование рождения детей. Пора от риторики перейти к делу и не сбрасывать все это на местные власти. Ведь возможности у бюджетов разные, страна у нас большая, и в любом случае социальные стандарты - единые, и их должно обеспечить государство. Должны быть федеральные выплаты. А дальше уже в зависимости от кошелька регионального бюджета и политической воли губернатора, а у Валентина Олеговича эта политическая воля есть, он сам многодетный отец.
Поэтому что-то мне подсказывает, если нам удастся добиться реализации этой меры на федеральном уровне, то и семьи в Хакасии будут, как мне кажется, будут довольны.
- Нина Александровна, в последние годы в стране наблюдается тенденция к снижению количества детских оздоровительных лагерей. Соответственно, с каждым годом все меньше и меньше детей может претендовать на путевки туда. Решение проблемы упирается в финансирование. Скажите, решается ли эта проблема на федеральном уровне? Если да, то каким образом?
- Решение проблемы упирается не только в финансирование, решение проблемы упирается еще в законодательство и в политическую волю со стороны власти. На сегодня у нас нет федерального закона об организации отдыха и оздоровления детей. Прежде чем что-то финансировать, необходимо понимать, что финансировать. Мы из бюджета никогда не добьемся ни рубля. Кстати, в этом году нуль выделен на организацию отдыха и оздоровления, кроме поддержки детских федеральных центров, которых пять. Все остальное - нуль, все это на бюджетах муниципалитетов или региональных.
До тех пор, пока не будет единого закона об организации отдыха и оздоровления детей, мы не сможем выделять на это средства из федерального бюджета. Даже требовать выделения этих средств. Сейчас мы занимаемся тем, что создали рабочую группу, но позиции разные. 42 тыс. загородных лагерей насчитывалось у нас до начала 2000-го года. Сейчас их осталось чуть более 2 тысяч. Причем многие перешли в частные руки.
Как правило, детский загородный лагерь - это лакомое место, поэтому каких-то частных баз понастроили, кто-то в собственность под личные дачи все это выкупил. Но есть и частники, которые не перепрофилировали эти детские учреждения. И чтобы остановить тенденцию перепрофилирования, мы приняли закон о запрете на перепрофилирование. Но пока он касается только муниципальных организаций отдыха и оздоровления.
Принят закон, который дает возможность сделать детские пляжи защищенными. Понятно, что взрослые люди, которые едут на отдых, иногда позволяют себе излишества, что наносит вред и здоровью детей и их душевному развитию. Это никак не способствует воспитанию детей в духе высокой культуры. Поэтому, конечно, здорово, если детская организация сможет заключить договор с муниципалитетом на свой отдельный пляж. Принят закон уже в первом чтении.
Так что, вопросы - не только в финансировании, но и в силе воли политической, потому что голосами большинства внесены поправки в ФЗ об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации, по которому к организациям отдыха и оздоровления отнесли, в том числе пришкольные лагеря. Соответственно, не надо удивляться, что у нас ежегодно Минпросвещения говорит, что у нас 100% детей отдохнули. А у нас сегодня детей в возрасте от 7 до 18 лет насчитывается 18,5 млн. На самом деле реально отдыхает чуть более 3 млн в загородных лагерях. Остальные дети летом находятся в пришкольных лагерях. Ну разве это отдых для наших детей?! Поэтому, замазывать глаза самим себе, наверное, надо перестать. И принять все-таки озвученный закон. Но очень многое будет зависеть от заключений правительства. Желание такое у нас есть. Понимание того, что этот закон нужен, тоже есть. Теперь мяч на стороне правительства.
- Ясно. Нина Александровна, вы являетесь автором законопроекта об уголовной ответственности за повторное нарушение запрета на пропаганду ЛГБТ, педофилии и смены пола. И даже предложили ввести в УК РФ три новые уголовные статьи. Скажите, чем вызваны такие жесткие меры? Неужели в современном мире так изменились взгляды на традиционную семью и семейные ценности?
- Вы видели, недавно воскресные новости показали в Канаде фигуристку-трансгендера. Вам это нравится? Мне - нет. Вам нравится, когда власти в европейских государствах, будучи мужчинами, одеваются в женские платья, используют косметику и начинают говорить тоненькими женскими голосами? Поэтому непросто "неужели все так изменилось?" Когда президент пригласил нас 30 сентября в Кремль, речь шла о том, чтобы подписать договоры о вхождении в состав России четырех новых территорий, мы полагали, что основное время будет этому уделено. Немало удивились, когда он сказал, что война против нас развязана по всем фронтам, в том числе и наступления на наши традиционные семейные ценности. Нужны ли нам родитель №1 и родитель №2? Нужны ли нам гей-парады? Нам нужны трансгендеры? Если нет, то мы должны понимать, что свои ценности надо защищать. Поэтому в Конституции появилось определение, что брак - это союз мужчины и женщины. Поэтому вышел Указ президента о защите традиционных семейных ценностей.
А для нас традиционные ценности - это не только брак мужчины и женщины. Это многопоколенческая семья, это уважение к дедушке, к бабушке, любовь к детям. Во всяком случае идеология "чайлдфри" она для нас чужда. И депутаты Башкортостана даже закон внесли к нам в комитет Государственной Думы, и я поддержала этот закон. Сожалею, что правительство не поддержало этот законопроект.
Война развязана очень серьезная. И одержав победу на поле боя, мы не должны удовлетвориться тем, что с нами перестали бороться. Они и дальше будут бороться с нами, запрещая с одной стороны Тургенева, Пушкина, а с другой стороны, меняя наш культурный код...
Сейчас речь идет не только о завоевании наших территорий, а повторюсь, о том, чтобы новый культурный код внутри нас самих внедрить, начиная с наступления на наши традиционные культурные ценности. Поэтому необходимо бороться и бороться очень серьезно. Это главное! В борьбе за наши ценности мы должны воевать ни на жизнь, а на смерть.
- С течением лет положение женщины в обществе заметно трансформировалось. Если раньше женщина воспринималась сугубо как хранительница семейного очага, в современном обществе женщины зачастую конкурируют с мужчинами. А сегодня в условиях СВО какие-то функции, которые раньше выполняли мужчины, и вовсе легли на женские плечи.
Как Вы считаете, какова сегодня роль женщины? И готова ли сегодняшняя женщина справится с теми испытаниями, которые выпадают на ее долю?
- Готова или нет - ответить затруднюсь. А что касается роли женщины сегодня, то она такая же, что была вчера и позавчера. В любом случае женщина - это мать. И то, чем наделила природа женщину и чем обделила мужчину, - это право рожать ребенка. И мне кажется, это самое главное, что заложено в женщине. И необходимо не просто сегодня уравнивать женщину в правах с мужчинами, но и оставлять за женщиной это право и всячески холить, лелеять, поддерживать. Чтобы женщины хотели эту миссию исполнить.
Мне бы не хотелось, чтобы женщина изменилась и изменилась ее роль. Мне бы хотелось, чтобы отношение к женщине изменилось. А это вопросы уже другого порядка. Мало прописать в Конституции, нужно еще и обеспечить это право на равенство.
Женщина имеет право на образование, а у нас около 80% женщин сегодня имеет высшее образование. В общем, женщины по уровню образованности выше, чем мужчины. Но с точки зрения их места в иерархии общественной, к сожалению, это вещи несовместимые. Причин здесь много. Причина и в том, что мы и сами отступили, пребывая в иллюзии решенности женского вопроса...
У меня такое ощущение, что мы действительно очень многое потеряли в сравнении с тем, чего добились наши предшественницы...
Мне очень хочется, чтобы наши молодые девушки имели возможность себя реализовать, но я против искусственного декоративного представительства. Нам не легче от того, что у нас возглавляет Центробанк Эльвира Набиулина. И мы теперь говорим о том, что разместили наши деньги за рубежом, и эти деньги сейчас работают на то, что вооружают Украину. Это же ненормально! Нам не легче, что у нас в составе правительства несколько министров и даже вице-премьер женщины. Социальные вопросы, к великому сожалению, не решаются. Нам нужна повестка дня женская. Чтобы женщина, придя во власть, таковой и оставалась. И социальную повестку дня она бы воплощала в жизнь, не подстраиваясь под мужчин.
- И последний вопрос, который не касается семьи, женщин и детей. Нина Александровна, вот уже пятый год Хакасией руководит представитель КПРФ, молодой и амбициозный губернатор Валентин Коновалов. В наступившем году срок его полномочий истекает, а значит и можно говорить о каких-то итогах работы как отдельно Валентина Коновалова, так и его команды.
Что Вы лично можете сказать о работе Валентина Олеговича? Какую оценку Вы бы поставили ему и его команде?
- Напрасно вы начали свой вопрос с того, что он не имеет отношения к предыдущему нашему разговору. К теме женщин и детей прямое отношение он имеет. Я считаю, что внесла свою долю в то, чтобы Валентин Олегович стал главой Хакасии. Я участвовала в этой избирательной кампании, я работала вместе с командой Валентина Олеговича. Недавно услышала приятные отклики о моем коллеге Алексеем Куринном, который был здесь и встречался с женщинами-предпринимателями.
Если мы шли командой на выборы, мы же не только агитировали, мы стараемся участвовать в жизни республики. Поэтому, я бы не ставила оценки 5 и 4. Я бы сказала так: мне не стыдно! И я горжусь, что я участвовала в этой избирательной кампании. Горжусь тем, что республику возглавляет наш губернатор-коммунист, член Центрального комитета партии Валентин Олегович Коновалов.
Полная версия интервью с Ниной Останиной - в видеосюжете 19rusinfo.ru.
Комментарии