Поставки станции КББ на Украину начались с самых старых моделей, но теперь поставляются и новинки
В предыдущем материале мы писали, что принципиально новая тактика ведения войны коренным образом изменила и характер контрбатарейной борьбы (КББ). Мы разобрали, какими средствами для ведения КББ пользуется российская армия. Настало время поговорить о том, какие из подобных вооружений есть в арсенале противника. А потому поговорим об украинских станциях разведки и контроля стрельбы.
Сразу оговоримся, определение «украинские» использовано только потому, что данные изделия эксплуатируются военнослужащими ВСУ. Что же касается их разработки и производства, то к Укроборонпрому они имеют такое же отношение, как государство Украина к суверенитету и независимости. В качестве точки отсчета возьмем один из майских брифингов Министерства обороны Российской Федерации, в котором впервые в ходе проведения специальной военной операции было рассказано об уничтожении станции КББ американского производства. Радиолокационные станции этого типа и ранее, разумеется, уничтожались, просто в информационном поле до этого они не упоминались.
Надо признать — у шароварных последователей Бандеры за восемь лет обстрелов Донбасса накопился богатейший опыт контрбатарейной борьбы. Начиная с 2015 года Соединенные Штаты усиленно накачивали неньку оружием, включая и РЛС разведки и контроля стрельбы. И несмотря на то, что это были достаточно устаревшие морально и технически комплексы AN/TPQ-36 и AN/TPQ-48/49/50, ВСУ научились грамотно их применять.
По имеющейся информации, за период с 2014-го по февраль 2022-го года Украина получила от своих заокеанских хозяев и европейских кураторов сорок три радиолокационных станции контрбатарейной борьбы. В основе своей это были AN/TPQ-36 и AN/TPQ-49.
После старта российской СВО Нидерланды и Соединенные Штаты Америки увеличили это количество еще на пятнадцать передвижных станций разведки и контроля стрельбы AN/TPQ-36, доведя общее количество до пятидесяти восьми. Естественно, не все они в строю, но сейчас речь идет лишь об объемах поставок.
Итак, РЛС контрбатарейной борьбы AN/TPQ-36 Firefinder. Это изделие — результат совместного производства американских компаний Thales Raytheon Systems и Grumman является самым старым и одновременно самым массовым средством разведки и контроля стрельбы армии США. Разработано для обнаружения (с последующим определением координат) огневых позиций противника, главным образом минометных. Тем не менее в последствии такие станции достаточно успешно использовались в контрбатарейной борьбе против артиллерии и РСЗО. Радар, как правило, прицепного типа. В качестве средства буксировки используются внедорожники HMMWV.
Старт НИОКР по данной теме пришелся на конец семидесятых годов прошлого столетия, а в 1981 году базовая версия РЛС КББ AN/TPQ-36 была принята на вооружение сухопутных войск армии Соединенных Штатов. В распоряжение Корпуса морской пехоты были предоставлены доработанные модификации, получившие индекс AN/TPQ-46.
В настоящее время, кроме базового варианта существуют еще три модернизированных версии:
— Модификация AN/TPQ-36(V)7 отличается наличием модульной системы азимутального позиционирования MAPS с инерциальной навигационной системой с микропроцессорным управлением Honeywell H-726 и лазерным гирокомпасом, ориентированным на север, что позволило сократить экипаж станции на два человека, ранее занимавшихся определением географических координат. Использование более современной электронной базы в сочетании с сокращением штата обслуживающего персонала обеспечило возможность размещения РЛС на трех внедорожниках HMMWV с прицепами. Ранее для транспортировки станции использовались два пятитонных грузовика M923. Принята на обеспечение армии США в 1995 году.
— В модификации AN / TPQ-36 (V) 8 использован принципиально новый центр управления, выполненный на базе процессоров Pentium с Windows-подобной ОС. Применение нового малошумного усилителя позволило сократить количество ложных целей, а наличие выносного терминала обеспечило возможность дистанционного (до 100 метров) управления радаром, что значительно повысило выживаемость оператора.
— Самая последняя версия — AN / TPQ36 (V) 10 — отличается наличием радиолокационного процессора от компании Thales Raytheon Systems, который в сочетании с 1-гигабитным коммутатором Ethernet обеспечивает расширение пропускной способности сети, улучшает классификацию целей и минимизирует количество ложных целей.
Конструктивно американская станция контрбатарейной борьбы AN/TPQ-36 выполнена на платформе стандартного одноосного прицепа M116 и фургона-контейнера S250, смонтированного на шасси автомобиля повышенной проходимости типа HMMWV. На прицепе установлены: ФАР с шестьюдесятью четырьмя приемо-передающими элементами с электронным сканированием, генератор и часть аппаратуры передающего устройства. Внутри фургона-контейнера размещен пост управления и аппаратура связи и обработки информации.
Судя по информации из открытых источников, начиная с 1981 года военно-промышленным комплексом США было произведено порядка трехсот радиолокационных станций семейства AN/TPQ-36. Ныне в числе ее основных эксплуатантов, кроме армии и Корпуса морской пехоты США, значатся Испания, Греция, Австралия, Пакистан, Саудовская Аравия, Египет, Турция — всего четырнадцать стран.
Тогда же, в начале восьмидесятых, компания Hughes Aircraft (Калвер-сити, США) начала производство системы определения местоположения оружия AN/TPQ-37 Firefinder, отличающейся повышенными тактико-техническими и эксплуатационными характеристиками. Увеличение ключевых параметров обусловило использование двухосного прицепа для размещения антенного поста и генератора.
РЛС AN/TPQ-37 оснащена фазированной антенной решеткой с электронным сканированием и функционирует в S-диапазоне. Максимальная дальность обнаружения этой РЛС не превышает пятидесяти километров в секторе наблюдения шириной девяносто градусов по азимуту. Одновременно способна сопровождать 99 целей с выдачей необходимой информации. Может работать в режиме поиска огневых позиций противника и корректировки огня собственной артиллерии. Ее применяли на бригадном уровне в качестве дополнения AN/TPQ-36, позволяя расширить общий потенциал артиллерийской разведки. Несколько лет назад Пентагоном был инициирован процесс замены этих РЛС более современными образцами. Последняя AN/TPQ-37 была выведена из эксплуатации еще в сентябре 2019 года. Часть из них была передана ВСУ.
Конец девяностых ознаменовался разработкой новой легкой (переносной) контрбатарейной радиолокационной станции РЛС AN/TPQ-48 LCMR (Lightweight Counter Mortar Radar). Техническое задание на ее создание специалисты SRC Inc., позиционирующей себя в качестве независимой некоммерческой исследовательской и опытно-конструкторской компании, получили от Командования специальных операций США.
В результате дальнейшего модернизационного процесса увидели свет модификации с номерами «49» и «50», отличавшиеся улучшенными тактико-техническими и эксплуатационными характеристиками. Так, в отношении AN/TPQ-50 производителем было заявлено почти двукратное увеличение (в сравнении с базовой версией) дальности обнаружения цели.
Вся линейка контрбатарейных РЛС AN/TPQ-48/49/50 конструктивно состоит из антенного устройства цилиндрической формы, средств энергоснабжения и пульта управления. Может функционировать (в зависимости от размещения) как от генератора, так и от аккумуляторной батареи. В настоящее время осуществляется поэтапная замена данного семейства РЛС более современными станциями контрбатарейной борьбы AN/TPQ-53 QRCR (Quick Reaction Capability Radar). Некоторое количество высвободившихся из состава обеспечения армии США РЛС AN/TPQ-48/49/50 были переданы ВСУ. Любопытно, что осведомленные источники сообщают о преждевременном выходе части этих РЛС из строя.
А теперь немного об образцах, которых в настоящее время нет на украинском театре военных действий, но они есть в армии США и армиях Североатлантического альянса, а, значит, в любое время могут появиться и на огневых позициях артиллерии ВСУ.
Контрбатарейная РЛС AN/TPQ-53 QRCR, разработанная компанией Lockheed Martin. Ее основным отличием является способность слежения не только за артиллерийскими боеприпасами, но и за летательными аппаратами с минимальной эффективной площадью рассеивания, что в конечном итоге позволяет ее использовать в качестве целеуказателя для комплексов противовоздушной обороны.
Несколько лет назад завершилась разработка улучшенного варианта AN/TPQ-53, в основу которого была положена передовая компонентная база. От базовой версии ее отличают повышенные характеристики работы по малоразмерным целям и увеличенная дальность обнаружения.
В 1998 году консорциумом компаний Thales Group, EADS Defence & Securіty, Airbus Defence and Space и Lockheed Martin в интересах Бундесвера разработана РЛС Cobra. Ее технические возможности позволяют в течение одной рабочей минуты обнаруживать более сотни разбросанных на местности целей. Не менее впечатляющи и другие ее характеристики:
дальность эффективного обнаружения, км — 20 (артиллерия), 50 (РСЗО);
угол охвата по азимуту, градус — 270;
точность расчета координат, % от дальности — 0,35−0,5;
время приведения в рабочее положение (свертывания), минут — не более 5;
рабочий диапазон частот, ГГц — 4,0−8,0.
Кстати, еще в конце августа канцлер Германии Олаф Шольц пообещал в скором времени передать Украине «все необходимое для обороны», включив в эту категорию и контрбатарейные РЛС Cobra. Кроме Германии в числе ее эксплуатантов Франция, Турция, Великобритания.