Терминалы Илона Маска часто попадают к нашим бойцам, но годятся лишь на металлолом
В качестве трофеев бойцам ДНР удалось получить определенное количество абонентских терминалов системы спутниковой связи Starlink Илона Маска, которые использовали украинские военные, заявил в интервью РИА «Новости» глава группы военных советников «Царские волки», бывший вице-премьер и экс-руководитель компании «Роскосмос» Дмитрий Рогозин.
Он подчеркнул, что «средства космической связи — это особая тема». «Мы знаем, какую пользу… и вред для нас принесли системы космической связи Starlink, которыми пользуются ВСУ, и вот эти вот, как раз сами аппараты, само абонентское оборудование. Кстати, оно у нас затрофеено, мы им располагаем», — сообщил бывший чиновник, не так давно получивший ранение во время пребывания в зоне военной операции.
Следует напомнить, что ранее украинская сторона получила около 20 тысяч терминалов Starlink, причем их использование сталкивалось с различными трудностями. Так, в октябре 2022 года Илон Маск сообщил, что не может оплачивать функционирование этой аппаратуры и предложил Пентагону взять на себя эту функцию.
В Пентагоне ответили, что переговоры по этому вопросу с предпринимателями уже идут, а компания Маска вообще-то не единственная, кто может обеспечить доступный спутниковый интернет для ВСУ. И украинская сторона будет иметь данный вид связи, при содействии Маска или без него.
Настырный и эксцентричный Маск не угомонился и заявил, что его Starlink — единственная система, обладающая соответствующими возможностями на Украине, поэтому «Россия активно пытается ее убить». Действительно, активное уничтожение нашими военными данных терминалов космической связи совпадало с проблемами в передвижении и координацией действий у подразделений ВСУ.
Впрочем, в декабре 2022 года министр цифровой информации Украины Михаил Федоров сообщил о заключении договора по продаже Киеву более десяти тысяч терминалов Starlink. «Маск заверил, что продолжит помогать Украине и ВСУ». Когда у нас пошло массовое отключение электричества в городах, я описал эту ситуацию Илону Маску. Он моментально отреагировал и уже сделал несколько шагов. Он понимает ситуацию", — заявил тогда Федоров.
Военный эксперт, редактор портала Military Russia Дмитрий Корнев сомневается, что захваченные российскими военными терминалы Starlink представляют какую-либо ценность.
— Если речь идет о том, чтобы вскрыть, изучить и научиться пользоваться этой техникой, то, на мой взгляд, данная работа уже была проделана нашими спецслужбами раньше. Дело в том, что приобрести эти терминалы частному лицу большой сложности не представляет — достаточно заглянуть в интернет. Думаю, соответствующие органы уже все необходимую работу проделали, вскрыли, изучили.
«СП»: — На ваш взгляд, можно попытаться использовать данные трофеи в своих интересах?
— Если имеется в виду попытаться изучить обмен данными на «той стороне» — то гипотетически можно. Но, во-первых, Дмитрий Рогозин уже сообщил широкой публике об этом. Наверняка и до его заявления операторы отслеживают активность терминалов и знают, где они расположены. Скажем, если в российском тылу действует некая ДРГ — то они, конечно, в курсе этого и учитывают данный факт. Если же нет, но терминал работает, то им становится понятно, что с ним ведут работу русские — он отключается. Во-вторых, там, скорее всего, предусмотрены варианты, при которых исключается доступ к передаваемой и получаемой информации третьих лиц — это как в интернете, когда предусматриваются технологические возможности отсечь от трафика тех, кому транслируемые там сообщения не предназначены.
«СП»: — Терминалы в открытой продаже отличаются от тех, что поставляются военным?
— Теоретически какие-то отличия могут быть, но вряд ли. Я уже упомянул, что возможность получить доступ к информации маловероятен. Ценность Starlink в том, что по нашим меркам это довольно высокотехнологичная система. Она позволяет принимать и раздавать интернет в любой точке земного шара, где, условно говоря, есть подключение к электрической сети. Разумеется, есть страны, которые не допускают ее на свою территорию, но степень покрытия территории нашей планеты и у нее очень высокая.
Ведущий аналитик компании Mobile Research Group Эльдар Муртазин напомнил, что наши военнослужащие не впервые захватывают терминалы Starlink.
— Они становятся трофеями практически с самого начала боевых действий на Украине. Так что, это происходит регулярно.
«СП»: — Сколько их находится у ВСУ?
— Порядка двух тысяч. Ежемесячно потери составляют около 400 терминалов — согласно информации, поступившей до нового года. С тех пор, на мой взгляд, этот показатель вряд ли поменялся. Из этих 400 большая часть уничтожается, скажем, при артиллерийских обстрелах, в ходе сражений. Какая-то часть, конечно, захватывается, но они бессмысленны для нас.
«СП»: — Совсем?
— Это обычные бытовые приборы, работающие, как нетрудно понять, с паролями. Их можно купить в любом магазине в Европе, Америке — странах, где они продаются. Никакой разницы между ними и теми, что достаются нашим военным в зоне конфликта, вы не увидите — там нет никаких особых высоких технологий. Главное — это алгоритм шифрования, который вшит. Если кто-то посторонний получит доступ к терминалу — он эти алгоритмы не расшифрует. Так что, сама по себе эта аппаратура не имеет смысла. Использовать эти трофеи невозможно — они отключаются, как только есть понимание, условно говоря, что данный терминал захвачен.