Фрегаты проекта 22350 – очень ценные корабли, которые с течением времени должны составить костяк нашего надводного флота. Вооружённые гиперзвуковыми ракетами, они представляют опасность даже для американских авианосцев. Вот только станет ли наше командование рисковать одним из них, чтобы пощекотать нервы янки?
Россия продолжает строительство военно-морского флота. Помешать этому не смогли ни фактически ведущаяся война с коллективным Западом, ни тотальные санкции со стороны этого же самого Запада.
В начале января следующего года на боевую службу выйдет фрегат "Адмирал флота Советского Союза Горшков" с новейшими, не имеющими никаких аналогов в мире гиперзвуковыми ракетными системами морского базирования "Циркон,
– сообщил на коллегии Министерства обороны президент страны Владимир Путин.
В свою очередь глава военного ведомства Сергей Шойгу сообщил, что флот получил шесть надводных кораблей, три боевых катера, 11 судов и катеров обеспечения, два береговых ракетных комплекса, а также "самую современную подводную лодку" (речь о подводном ракетоносце "Генералиссимус Суворов" проекта "Борей-А", вооружённом ракетами "Булава").
Кроме того, министр сделал очень интригующее заявление:
Начались серийные поставки гиперзвуковой ракеты морского базирования "Циркон". На завершающем этапе находится подготовка фрегата "Адмирал флота Советского Союза Горшков" с гиперзвуковыми ракетами на борту к боевой службе в незапланированном районе Мирового океана.
ЗАПУСК РАКЕТЫ "ЦИРКОН" С ФРЕГАТА "АДМИРАЛ ГОРШКОВ". ФОТО: MOD RUSSIA/GLOBALLOOKPRESS
Адмиральская серия
"Адмирал флота Советского Союза Горшков" является головным кораблём проекта 22350, – первого типа больших надводных кораблей, которые были спроектированы в нашей стране после развала СССР. Строительство этих фрегатов ведётся с 2006 года; проект предполагает создание около 20 кораблей. К настоящему времени флоту переданы два корабля: головной "Адмирал Горшков" и первый серийный "Адмирал флота Касатонов".
15 ноября нынешнего года гендиректор "Северной верфи" Игорь Орлов сообщал, что на стапелях предприятия находятся шесть фрегатов (в том числе заложенных по улучшенному проекту 22350М, с увеличенным водоизмещением и дальностью хода). При этом предприятие готовится к закладке ещё пяти фрегатов этого проекта.
Чем же хороши "адмиралы"? В первую очередь – тем, что это корабли "по размеру" реальных возможностей и задач, стоящих перед Россией на нынешнем историческом этапе.
С одной стороны, в них нет гигантомании советских времён, с другой – это отнюдь не москитный флот слаборазвитой державы. Стандартное водоизмещение в 4500 тонн (полное – 5400 тонн) позволило оснастить корабли сбалансированным вооружением, радио- и гидролокационными системами. На фрегаты ставятся 16 пусковых ячеек универсального корабельного стрельбового комплекса 3С14 (УКСК), позволяющего применять крылатые ракеты "Калибр-НК", противокорабельные ракеты "Оникс" и гиперзвуковые "Цирконы". То есть в зависимости от задачи фрегат может получить разный по составу и назначению ракетный боезапас, чего раньше на наших кораблях не было.
Кроме того, фрегаты этого проекта вооружаются автоматической 130-мм пушкой, противолодочно-противоторпедным вооружением и, что особенно важно, несут вертолёт в ангаре. Наличие вертолёта позволяет "адмиралам" охотиться за подводными лодками, не подставляя борта под встречный выстрел из торпедного аппарата.
При необходимости противолодочный вертолёт Ка-27ПЛ может быть заменён вертолётом радиолокационного дозора Ка-31, умеющим обнаруживать загоризонтные цели. А мы уже видели, насколько важна разведка и выдача внешнего целеуказания для современных средств поражения.
Известно, что благодаря увеличенному до 7 тысяч тонн нормальному водоизмещению фрегаты модернизированного проекта будут иметь два ангара и, соответственно, оснащаться двумя вертолётами.
К достоинствам кораблей данного типа относят также современную силовую установку, сплошную надстройку из композитных материалов, поглощающую радиоволны и тем снижающую заметность корабля для вражеских радаров, и мощную систему ПВО.
Серия является достаточно многочисленной (хоть и меньше серий многих иностранных одноклассников), а значит, затраты на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) распределены по большому числу кораблей, что сокращает их долю в стоимости каждого отдельного фрегата.
Но главное – это очень сбалансированные корабли, имеющие всё, что должно быть у современных фрегатов. Без завиральных идей, гигантизма и перекосов в узкую специализацию.
Куда же пошлют "Горшкова"?
Пытаясь понять, куда наше командование намерено отправить "Адмирала Горшкова", следует держать в голове несколько моментов.
Во-первых, фрегаты его класса имеют относительно ограниченную дальность хода – 4500 миль экономичным ходом – и автономность в 30 суток. Этого за глаза хватает для контроля внутренних морей и даже достаточно, чтобы пройтись по Атлантике. Но это совсем не те дальность и автономность, которые требуются для Тихого океана. В XX веке считалось, что для действий в этом регионе кораблям хорошо бы иметь дальность хода в семь-восемь тысяч миль. То есть имитировать стратегию немецких рейдеров – разрушителей торговли наши фрегаты чисто технически не в силах. Да и ситуация сейчас не такова, чтобы корабль мог "потеряться" в удалённом уголке океана: спутники и современные средства разведки просто не выпустят его из виду.
Во-вторых, в варианте носителя "Цирконов" фрегат является полноценным убийцей авианосцев, так что его вполне могут отправить щекотать нервы американцам в районы патрулирования авианосных групп США или даже навестить их в местах базирования. В этом случае наш корабль может появиться у берегов Калифорнии или поблизости от Гавайских островов.
Не стоит забывать и о продолжающемся развитии военного сотрудничества (которого официально как бы и нет) с Китаем, вследствие чего возможно появление нашего корабля в Жёлтом море, Малаккском проливе, у берегов Филиппин и Индонезии в составе совместного соединения. Пожалуй, это наиболее безопасный для нас вариант демонстрации флага: ведь по нынешним временам от заокеанских "партнёров" можно ожидать чего угодно, в том числе и удара по одинокому кораблю.
С учётом демонстраций прошлых лет не исключена и отправка "Горшкова" на Кубу или в Венесуэлу.
Сопредседатель Союза ветеранов боевых служб ВМФ Виктор Блытов, в прошлом служивший на флагмане Черноморского флота – ракетном крейсере "Москва", весьма скептично отнёсся к идее заслать одинокий корабль в удалённый регион Мирового океана:
Район Средиземного моря – явно запланированный. Там много наших кораблей и Северного, и Тихоокеанского флотов. Могут провести по Волго-Донскому каналу.
По словам Блытова, тоннаж корабля должен позволить ему пройти через шлюзы, а Черноморскому флоту наверняка требуется усиление в связи с гибелью флагмана, а его гиперзвуковые "Цирконы" в этом случае станут средством уничтожения высокоприоритетных сухопутных целей.
Я не думаю, что об этом будут кричать. И с точки зрения незапланированного района – тоже районы Чёрного и Азовского морей подходят,
– отметил наш собеседник.
Отправка же "Горшкова" к берегам Калифорнии или в Карибский бассейн будет означать, что очень нужный флоту корабль подставят под удар врага: в случае начала боевых действий он станет первой мишенью, пояснил Блытов.
Эксперт также отметил, что все флоты мира стараются сводить однотипные корабли в соединения, что позволяет упростить как их снабжение и обслуживание, так и вождение. Поэтому, по его мнению, в дальнейшем "Горшков" продолжит службу на Северном флоте со своим одноклассником "Адмиралом Катасоновым". А вот Тихоокеанскому флоту придётся ждать, пока будут достроены предназначенные для него фрегаты.
В сухом остатке
Фрегаты 22350-проекта – очень удачно сконструированные и потому нужные стране корабли. Они должны составить костяк нашего флота на ближайшие десятилетия и обеспечить надёжное прикрытие акваторий наших морей. С другой стороны, обстановка в мире сейчас такова, что никто никаким жестам не удивляется и ничего не испугается. Дело дошло до подрыва газопроводов в международных водах (на что, кстати, Россия пока никак не ответила) – события, совершенно немыслимого даже в реалиях 2021 года.
С учётом этого факта вероятность атаки на одинокий корабль высока как никогда. Притом, учитывая характер англосаксов, такое нападение не обязательно будет проводиться военным кораблём: фрегат могут просто протаранить в узком проливе или на рейде нейтрального порта сухогрузом, баржей, да хоть моторной лодкой, гружённой промышленной взрывчаткой. И всё: очень нужный стране корабль – в лучшем случае на много месяцев в ремонте.
Так что остаётся надеяться, что наше военно-политическое руководство сумеет удачно распорядиться действительно ценной боевой единицей. Тем более что у нас совсем немного реально эффективных надводных кораблей, адекватных современным вызовам и угрозам.