Наш бронепоезд ушел с запасного пути на основной
Российская войсковая группировка, участвующая в специальной военной операции, пополнилась уникальной и где-то даже экстравагантной боевой единицей — бронепоездом из состава Железнодорожных войск России.
Боевое применение бронепоездов имеет более чем вековую историю. Их с различной степенью активности и успешности использовали участники многих войн и вооруженных конфликтов, начиная с Гражданской войны в США (1861−1865 гг.) и заканчивая второй чеченской компанией (1999−2000 гг.). Однако «звездным часом» бронепоезда, как боевой железнодорожной машины, стал период Гражданской войны, когда более трех сотен «передвижных систем атаки и обороны» колесили по всей стране.
И весьма немалая их часть воевала на территории современной Украины, а некоторые вообще вошли в историю. Примечательна судьба бронепоезда типа «Хунхуз», встретившего в Киеве весть о свержении Временного правительства и получившего от тогдашнего руководства «самостийной и незалежной» Украинской Народной Республики совсем не оригинальное по сегодняшним стандартам название — «Слава Украiни». По мере ведения боевых действий и переходов из рук в руки бронепоезд менял и названия, становясь то «Полупановцами», то «Свободой или смертью», то «Орликом».
И вот, спустя более чем столетие современный российский бронепоезд, специализацией которого по заявлению отечественного оборонного ведомства являются техническая разведка, разминирование и восстановление железнодорожных путей, становится участником спецоперации «Z».
Кстати, это не первое появление российского бронепоезда на украинском театре военных действий. В первой декаде марта, то есть в самом начале российской специальной военной операции, один из бронепоездов Железнодорожных войск ВС РФ был задействован в гуманитарной операции, целью которой стала проведенная по просьбе представителей нескольких государств эвакуация их граждан из зоны боевых действий. Тогда-то российский бронепоезд, осуществлявший прикрытие и проводку по потенциально опасной территории пассажирского состава с 248-ю иностранными гражданами, и засветился в районе Мелитополя, что естественно, не осталось незамеченным СМИ.
В ходе контртеррористической операции, более известной как «вторая чеченская война», были задействованы два специальных железнодорожных состава — «Дон» и «Казбек». В 2002 году Железнодорожными войсками сформированы еще три отличающихся друг от друга составом и оснащением бронепоезда — «Байкал», «Амур» и «Терек». Предполагалось, что они помогут решить самый широкий круг боевых задач: от противодействия диверсиям на железной дороге до боевого сопровождения воинских грузов, оставаясь таким образом вполне себе современными боевыми единицами.
Какой из имеющихся в распоряжении Железнодорожных войск бронепоездов участвует в спецоперации, пресс-служба Министерства обороны не уточняет, однако можно быть уверенным, что его цели и задачи на этот раз кардинально отличаются от гуманитарных. Опубликованные в открытых источниках фото- и видеоматериалы позволяют не только внимательно рассмотреть состав этой «передвижной системы атаки и обороны», но и объективно оценить его технический и боевой потенциал.
В голове этой боевой машины размещены: платформа, взятая из комплекта броневой тепловозной летучки (БТЛ-1) и оснащенный совершенным и экономичным дизельным силовым агрегатом 1ПД-4Д тепловоз серии ТЭМ18ДМ. Кроме них в состав бронепоезда включены артиллерийские платформы, вагоны для размещения личного состава и штабной (бронированный) вагон, а также затянутые маскировочной сетью платформы с неизвестным оборудованием или вооружением.
Все вагоны, входящие в состав российского бронепоезда, обладают бронированием, достаточным для защиты личного состава, вооружения и оборудования от поражения стрелковым оружием и осколками артиллерийских (минных) боеприпасов. Кроме того, определенная часть состава способна противостоять даже атакам артиллерии малого калибра.
В качестве основного вооружения, обеспечивающего боеспособность бронепоезда в текущей конфигурации, использованы четыре 23-миллиметровые зенитные установки 2А13 (ЗУ-23), размещенные попарно на бронеплощадках и предназначенные для отражения нападения с воздуха. Примечательно, что на одном из фото, размещенных в сети, на платформе бронепоезда можно видеть стандартный контейнер. Что в нем находится, можно лишь предполагать, но хочется надеяться, что это «что-то» призвано усилить боевые возможности этого столь непривычного для нас вида вооружения.
И еще о возможностях. Несмотря на «привязанность» бронепоезда к железнодорожному полотну, его отличает достаточно высокий уровень мобильности. Тем более, что разветвленность железнодорожной сети Украины обеспечивает оперативное прибытие практически в любой, в том числе и стратегически важный, район ее территории. Говоря проще, эта боевая единица способна с высоким уровнем эффективности решать весьма широкий круг боевых задач с привязкой к сети железных дорог, самостоятельно обеспечивая при этом свою безопасность в отношении ограниченных сил противника. Рассчитывая при этом (в определенных обстоятельствах) на своевременную артиллерийскую или воздушную поддержку.
Говоря о конкретных направлениях «профессиональной деятельности» такой, «раритетной» по мнению многих, боевой единицы российской группировки следует обозначить самые важные из них:
- патрулирование железнодорожных путей, обеспечивающее исключение организации засад и диверсий;
- огневая поддержка подразделений, «работающих» в непосредственной близости от железной дороги;
- разведка и определение состояния железнодорожных путей, включая огневое прикрытие ремонтных подразделений;
- обеспечение безопасности эшелонов, доставляющих к линии соприкосновения личный состав, военную технику и грузы;
- сопровождение и защита гражданских грузовых и пассажирских железнодорожных составов от нападений противника.
Специалисты считают, что бронепоезд обладает хорошим потенциалом для расширения своих боевых возможностей. Одной из них может стать включение в его состав нескольких платформ с танками. Такое решение способно значительно нарастить его способность в осуществлении наблюдения, поиска, захвата и поражения целей. Предвидя возражения оппонентов, заранее соглашусь с их доводами — бронепоезд не в состоянии вести не только равный, но и более или менее эффективный бой с серьезным танковым подразделением. Или противостоять массированному удару средств воздушного нападения, актуальность которого, учитывая реальное состояние Военно-воздушных сил Украины, мягко говоря, сюрреалистична.
Вот как отзываются о своей боевой работе члены экипажа такого бронепоезда: «Идем, как правило, медленно, делая частые остановки. Как говорится „на мягких лапах“. И под неусыпным контролем наблюдателя. Перед каждым путепроводом или мостом обязательная остановка и разведка силами минно-подрывного взвода под прикрытием стрелков. Они проверяют мостовые опоры, насыпь, ограждения на предмет установки взрывных устройств. Кроме того, в составе бронепоезда есть специальная установка, способная подавлять сигналы радиоуправляемых фугасов. Мы всегда готовы к отражению любого нападения. Первой идет платформа прикрытия. Ее назначение — принять на себя удар в случае подрыва. Кроме того, на ней перевозятся материалы для оперативного восстановления разрушенных участков железнодорожного полотна».
Комментарии