Громкое заявление угасшей эстрадной звезды о том, как она "кормила" СССР, наделало немало шума в информационном пространстве. Как и новогодние "прайс-листы" с астрономическими суммами, которые просят за свои выступления перед русскими поклонниками те, кто искренне ненавидит Россию. Об этом и об общей невесёлой картине, сложившейся после начала СВО в нашем шоу-бизнесе, автор и ведущая программы "Мы в курсе" Елена Афонина говорила с людьми, которые имеют к нему самое прямое отношение.
Странная история Вайкуле
Исчезнувшая было со сцены 68-летняя Лайма Вайкуле своё последнее "выступление" для русских поклонников обставила с небывалым пафосом. Решив обойтись без привычного "Вернисажа", стареющая дива ограничилась разговорным жанром и выдала такое, что слушатели до сих пор не могут прийти в себя от изумления:
Я отработала, и я содержала весь Советский Союз. А Алла содержала всю эту Россию, которая сейчас ей что-то предъявляет. Мы столько заработали денег для СССР, что стыдно говорить,
– ничтоже сумняшеся заявила певица, и в связи с этим у Елены Афониной возник вопрос к продюсеру и музыкальному критику Павлу Рудченко. Вопрос очень простой: кто же и кого кормил на самом деле? И, отвечая на него, эксперт был хоть и несколько удивлён подобным "заходом" Лаймы, но всё же однозначен в своей оценке её "манифеста":
Какая-то странная история. Похоже на то, что эти звёзды зажрались. Ну, давайте тогда вернёмся в самоё начало и вспомним, кем была Лайма Вайкуле? Как она благодаря песням Раймонда Паулса стала известной? Как вообще её творчество популяризировалось? Начнём с того, что в советское время шоу-бизнеса как такового не существовало, а вместо него была официальная культура, где работала Лайма Вайкуле и иные звёзды. И вот как раз государство непосредственно и вкладывалось в их раскрутку. Если говорить сегодняшним языком, то оно являлось их спонсором и инвестором.
Гонорар за предательство?
То государство кануло в Лету, это понятно. Но исполнители, выпестованные им, остались и вынуждены заниматься собственным продвижением самостоятельно. Они и занимаются, причём делают это, частенько поливая грязью Россию, но не стесняясь запрашивать с её граждан умопомрачительные гонорары. Хотя дела у них, конечно, пошатнулись, и Павел Рудченко объяснил, по какой именно причине это произошло.
Они отказались от такого глобального рынка, как Россия, которая с той же Европой просто несопоставима по количеству населения, по количеству концертных залов, городов-миллионников. Например, Лобода. Она хотела прокатиться с гастролями по Прибалтике –все эти гастроли "пролетели". Сейчас она планирует январские концерты в Узбекистане. То есть артисты, которые отказались от российского рынка, не так хорошо сейчас себя чувствуют.
Буквально на днях в Сети появилась информация и об аппетитах "Машины времени", чей лидер, получив на Родине статус лица, исполняющего функции иностранного агента, не отказался от выступлений перед соотечественниками. Разумеется, за очень и очень неплохие деньги.
Елена Афонина: СМИ пишут, что Андрей Макаревич*, иноагент, готов выступить с концертами в странах бывшего СНГ за 200 тысяч рублей в минуту. При этом петь "Перекрёсток" он категорически отказывается. Тем не менее – 200 тысяч рублей в минуту. Как считаете, найдутся ли те, кто заплатит, и приедет ли иноагент Макаревич сюда, чтобы спеть, возможно, для очень узкого круга людей?
Павел Рудченко: Так называемые звёзды, в принципе, придерживаются понятия, что деньги не пахнут. И если какой-нибудь наш олигарх пригласит к себе на выступление в загородный дом того же Макаревича, он абсолютно спокойно поедет за эти деньги, и здесь уже он не будет размышлять на тему, что он вернулся в страну с низким уровнем культуры, как он высказывался.
Пятая музыкальная колонна
1 января все мы опять увидим "Песню года". И опять итоги этого главного телевизионного музыкального фестиваля страны не будут отражать актуальной повестки дня. На манеже окажутся всё те же… За исключением уехавших из России, конечно.
– А где Юлия Чичерина, которой президент присвоил звание заслуженной артистки России? Где те рэперы, которые стали символом СВО, если мы говорим о музыке? Где все эти люди? Да, Ирина Аллегрова, чёрно-белый костюм, спела песню, видимо, имеющую отношение к нашим ребятам на передовой... Детский хор исполняет печальную песню, но не о детях Донбасса, а о том, что в этом году ушёл из жизни солист "Ласкового мая". Ощущение, что пребываешь в театре абсурда. У вас нет такого чувства?
– Всё-таки за каждым крупным мероприятием стоит редактор, то есть человек, который так или иначе заявляет и диктует его повестку. А люди уже, как потребители, потребляют то, что им дадут. Я прекрасно понимаю, что до сих пор в культурных рядах существует так называемая пятая колонна, если так можно открыто сказать. Просто, может, не все об этом знают. И вот мы можем наблюдать, как "переобувшиеся" артисты опять появляются на экранах. Не повинившись перед людьми, просто изменив свою позицию, они без проблем выходят, поют, пилят бюджеты... Поэтому-то мы и не можем сказать о том, что сейчас на сцене появятся какие-то новые, патриотически настроенные артисты, поющие о спецоперации.
"Они просто обязаны кому-то…"
Так что же происходит с исполнителями и их менеджментом, с редакциями музыкальных программ главных федеральных телеканалов? С этим вопросом Елена Афонина обратилась к лидеру группы "Парк Горького" Алексею Белову. Ответ оказался очень простым:
Люди старой школы, те, кто уже были патриотами, они ими и остались. А те, кто вдруг "перевернулся", – это люди определённого окружения. Многие из них ведь поступили так не потому, что у них такие убеждения, а потому что они были обязаны кому-то. Этот круг, которому они были обязаны, велел им: сделайте так. И они сделали.
Что ж, у них не такие убеждения… Они просто такие люди – готовые на всё что угодно ради гонораров и в соответствии с требованиями своих покровителей. Тут комментировать – только портить. Значит, будем слушать других людей – Чичерину, группу "Зверобой" и Акима Апачева. Не таких распиаренных, но по крайней мере честных по отношению к России и её народу.
* Включён Минюстом РФ в реестр физических лиц, выполняющих функции иностранного агента