Полякам кажется, что Россия на Балтике уже отступает перед НАТО
7 На фото: церемония подъема Андреевского флага и приема в состав ВМФ подводной лодки "Уфа" в Санкт-Петербурге На фото: церемония подъема Андреевского флага и приема в состав ВМФ подводной лодки «Уфа» в Санкт-Петербурге (Фото: Пресс-служба АО «Адмиралтейские верфи"/ТАСС)

Подлодку «Уфа» на Тихий океан отправили. А Калининград и Кронштадт?

В минувшую среду в Санкт-Петербурге состоялась церемония первого подъема Андреевского флага на только что построенной на АО «Адмиралтейские верфи» и переданной в боевой состав ВМФ РФ дизель-электрической подводной лодке «Уфа» (проект 06363). Это четвертый такой корабль в серии из шести субмарин с высокоточными ракетами «Калибр-ПЛ», заказанных для Тихоокеанского флота. Три («Петропавловск-Камчатский», «Волхов» и «Магадан») уже несут службу в составе 19-й бригады подводных лодок в бухте Малый Улисс под Владивостоком.

Естественно, ввод в строй еще и «Уфы» просто не мог пройти мимо внимания наших натовских соседей по Балтике. Но реакция, скажем, варшавского специализированного издания «Defence24» на первый взгляд могла бы показаться странной.

Польские журналисты откровенно удивляются решению Москвы через несколько месяцев отправить «Уфу» в сложнейший межтеатровый переход с Балтики на Тихий океан. Скорее всего — сквозь арктические льды Северного морского пути. То есть путем, которым в бухту Малый Улисс минувшей осенью добирался предшественник «Уфы» — дизель-электрическая подводная лодка «Магадан». Одолевшая по дороге на Дальний Восток около 9 тысяч морских миль, большую часть которых — в сопровождении ледоколов.

Что примечательно: две первых таких субмарины, построенных для ТОФ на «Адмиралтейских верфях» («Петропавловск-Камчатский» и «Волхов»), вместе с тоже только что построенным в Санкт-Петербурге корветом «Гремящий» (проект 20385) в ноябре 2021 года до Владивостока добирались иным, в навигационном смысле — менее рискованным, зато кружным маршрутом. Через Атлантику, Средиземное и Красное моря, Индийский и Тихий океаны.

Почему та же морская дорога осенью не подошла «Магадану», а вскоре наверняка не подойдет и «Уфе»? Потому что в феврале 2022 года началась наша битва с НАТО за Украину. И кто его знает, какую провокацию способны предпринять наши враги, если одиночная российская субмарина (или в сопровождении страхующего вспомогательного буксирного судна с гражданским экипажем, что дела особо не меняет) отправится в почти кругосветное плавание, как говорится, «за три моря»? А на самом деле — за семь морей (Балтийское, Северное, Средиземное, Красное, Аравийское, Южно-Китайское и Японское) и два океана? И ведь ничем не поможешь в случае чего в тех краях, кроме как ритуальными нотами протеста МИД РФ!

Поэтому ничего иного не остается для прорыва «Уфы» на Тихий океан кроме как ломиться через арктические льды. Скорее всего — в конце будущего лета или в начале осени-2023. Когда эти самые льды ежегодно максимально истончаются.

Но «Дефенс 24», как уже сказано, не скрывает недоумения. Полякам вообще неясно, зачем отправлять самую новую российскую подлодку с «Калибрами» на Тихий океан во время, когда именно Балтика все больше становится похожей на раскаленную сковородку для России?

Варшавские военные эксперты пишут: «С одной стороны, эти корабли (шесть дизель-электрических ракетных подводных лодок проекта 06363 — „СП“) заказывались и строились для ТОФ… С другой стороны, сейчас, когда Россия так активно вовлечена в агрессию против Украины, логичнее было бы оставить их в Европе. Хотя бы в рамках усиления своих сил или оказания большего давления на военно-морские силы стран НАТО… Поэтому остается открытым вопрос: почему Тихий океан важнее для россиян, чем Балтика? Может ли Балтийское море, которое все больше становится „внутренним“ морем НАТО, не иметь перспектив для российского флота?».

Чтобы недоумение наших противников из НАТО выглядело отчетливей приведу еще один штрих. Российский Балтийский флот сегодня практически напрочь лишен собственных подводных лодок.

Да, формально в состав Балтфлота входит 3-й отдельный дивизион подводных лодок, базирующийся на Кронштадт. Но перечень наличествующих боевых единиц дивизиона сегодня трагически краток: «Торпедная Б-806 „Дмитров“ (проект пр. 877ЭКМ „Палтус“), спущенная на воду 37 лет назад! Все, расчет окончен!».

Понятно, что даже и «Дмитров» доживает свой век. И если вследствие технической древности этот подводный корабль еще не отправлен «на иголки», то определенно лишь потому, что в таком случае экипажам строящихся в Санкт-Петербурге новых российских фрегатов и корветов в Балтийском море просто не на ком будет испытывать свою противолодочную технику и вырабатывать первые коллективные профессиональные навыки. Чего допустить никак нельзя. Хотя бы из-за того, что будет невозможно закрыть программу государственных испытаний вблизи от заводского причала.

Оставить в помощь «Дмитрову» на Балтфлоте еще хотя бы и «Уфу», вынужденно переориентировав ее с Тихого океана на Балтику? По сведениям газеты «Известия», опубликованным 31 марта 2021 года, такой вопрос в главкомате ВМФ РФ как минимум обсуждался. Но от него решено было отказаться. Почему?

Вероятно, потому, что одна и даже две дизель-электрические подводные лодки в случае начала большой войны с НАТО погоды в Балтийском море не сделают. Если принимать во внимание только корабельный состав, то западные союзники в любом случае будут иметь подавляющее преимущество над нами в этих широтах. Особенно, после, как представляется, предрешенного вступления в Североатлантический альянс Финляндии и Швеции.

Мало того. Если полыхнет, наш Балтфлот неизбежно окажется наглухо запертым в разных углах своего моря. В Балтийске и Кронштадте, между которыми расстояние по прямой около 838 километров.

Подготовку к такого рода действиям наши противники уже ведут, совершенно не скрываясь. Для организации мгновенной блокады российского флота в Финском заливе с декабря прошлого года эстонцы начали получать морские донные неконтактные мины Blocker (PM16) производства финской компании Forcit Defence. Естественно, точно такими же располагают и сами финны на противоположном берегу залива. Их установка возможна на глубинах до 200 метров. На боевом взводе Blocker в стеклопластиковом корпусе может гарантированно стоять до двух лет.

Таким образом, сегодня валить мины в волны Балтики с обеих берегов Финского залива западные союзники уже готовы просто по щелчку пальцев. А чтобы надежно затруднить нам траление этих своих заграждений, Таллин еще в октябре 2021 года заказал в Израиле береговые противокорабельные ракетные комплексы Blue Spear (5G SSM).

Эти приготовления невозможно просто проигнорировать. Потому что у НАТО (финнов, вероятно, можно считать уже в этих рядах) все готово, чтобы запереть наш флот в Кронштадте. Точно так же, как гитлеровцы это проделали в Великую Отечественную войну. Тогда, напомню, прорываться на позиции в открытом море решались только советские подводники. При этом 49 наших субмарин в Кронштадт не вернулись.

Скорее всего, так будет и если нам суждено сойтись с НАТО лоб в лоб. Поэтому одна или даже две российские подлодки ничего в этих водах по большому счету изменить не в состоянии.

Так что — все абсолютно безнадежно? Ну почему же? У нас и под Калининградом, и под Кронштадтом стоят высокоточные береговые противокорабельные комплексы «Бастион» и «Бал». С учетом сравнительно незначительной площади балтийской акватории это море они в состоянии простреливать практически насквозь. В свою очередь блокировав корабли западных союзников в их военно-морских базах.

Не забудем и о боевых возможностях флотской авиации и ВКС РФ. В НАТО-то о них точно забыть не в состоянии. Весьма своевременно 19 ноября 2022 года там вновь заголосили о якобы «непрофессиональных» действиях российских боевых летчиков, на предельно малых высотах облетевших корабли альянса.

Речь идет о 1-й постоянной военно-морской группе НАТО (голландском фрегате и флагмане группы Tromp, датском фрегате Esbern Snare и норвежском танкере Maud), следовавшей в Таллин. Как заявили в Брюсселе, 17 ноября российские многоцелевые истребители Су-30СМ, поднявшиеся, как можно понять, из-под Калининграда, якобы «пролетели над натовскими кораблями на высоте 300 футов (91 метр) и расстоянии 80 ярдов (73 метра)». Естественно, не дружелюбно помахивая крыльями, а недвусмысленно демонстрируя подвешенные под ними ракеты.

Словом, случись что — врежем на Балтике даже и без подводных лодок. Примерно так, очевидно, рассуждали в Москве, все же, вопреки всем сомнениям, прокладывая для дизель-электрической подлодки «Уфа» курс на Тихий океан.

А для Балтфлота мы скоро начнем строить точно такие же. Вот спустим на воду на «Адмиралтейских верфях» для ТОФа еще «Можайск» и «Якутск». А потом так сразу и начнем.

Уже в Питере на хорошо отлаженном конвейере готовится к закладке «Петрозаводск». Подписан контракт с Минобороны и еще на три таких субмарины для Балтики.

Только бы успеть.

Из досье «СП»

Использование Арктики для межфлотских переходов всегда было сопряжено с огромными сложностями и большим риском. За все послевоенные годы Севморпутем на Тихий океан в сопровождении ледоколов проследовало считанное количество боевых кораблей.

Самые крупные из них — четыре артиллерийских крейсера проекта 68-бис («Дмитрий Пожарский» в 1955 году, «Адмирал Лазарев», «Адмирал Сенявин» и «Александр Суворов» в 1956 году), а также ракетный крейсер проекта 1134 «Севастополь» (в 1980 году). Все остальные, построенные в Ленинграде и в Николаеве для Тихоокеанского флота крейсеры, большие противолодочные корабли и эсминцы к дальневосточному месту службы проследовали «южным» маршрутом.

Куда сложнее с дизельными подлодками, которые следуют этим маршрутом исключительно в надводном положении. Первой так пробиралась на ТОФ в 1940 году в сопровождении транспорта «Седов» подводная лодка Щ-423. Отряд сквозь льды по разным участкам маршрута вели ледоколы «Ленин», «И. Сталин», «Красин», «Л. Каганович», «Литке».

С 1957 года и до прошлогоднего прорыва через Арктику подводной лодки «Магадан» столь рискованные походы не предпринимались. «Уфа», вероятно, станет следующей.

svpressa.ru

Добавить комментарий

Комментарии  

Калининград не в восторге.