Почему новые российские регионы должны жить без российских торговых сетей, банков и сотовых операторов
Крупнейшим ретейлерам пока преждевременно заходить в новые регионы России, считает вице-премьер и глава Минпромторга Денис Мантуров. По его словам, с обеспечением в регионах справляется местная торговля.
«Говорить о привлечении федеральных ретейлеров на территории пока рано. Да и в целом в этих регионах уже есть собственные сети и несетевая торговля. Там нет федеральных сетей, зато есть местные — и они обеспечивают население всем необходимым», — заявил он.
По его мнению, на этих территориях необходимо развивать оптовые рынки и ярмарки. Минпромторг взаимодействует с представителями органов власти, ответственными за торговлю на этих территориях, и рекомендует развивать на новых российских территориях многоформатную торговлю.
«Мы ориентировали коллег на наш проект стратегии развития торговли, в котором изложено наше видение развития отрасли, а также концепцию развития оптовых продовольственных рынков, методические рекомендации по организации ярмарок, уличной торговли», — пояснил он, добавив, что в стратегии, действующей до 2025 года, был сделан упор на развитие как сетевого ретейла, так и ярмарок и рынков.
Правильно ли это? Тем более, все эти сети, сотовые операторы, банки и т. д. даже в Крым до сих пор толком не зашли, так что освоение Таврии и Донбасса может растянуться еще на десятилетия…
— Это проблема, от которой жителям ДНР и ЛНР не холодно и не жарко, — считает историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба Александр Дмитриевский:
— Вопрос не в том, когда в республики Донбасса придут федеральные торговые сети, а в том, что мы без них спокойно обходились все эти восемь лет. За это время у нас сформировались собственные предприятия торговли, владеющие множеством магазинов, в которых ассортимент и цены мало чем отличаются от аналогичных российских супермаркетов. Приобрести товары первой необходимости в Донецке — не проблема, и ездить за ними в Таганрог или Ростов, как было ещё в начале 2015 года, нам давно уже не нужно. Единственное, что пока у нас в дефиците — это всевозможные предметы роскоши, которые мы спокойно можем заказывать в России с просьбой привезти тем, кто туда едет, или же, на крайний случай, самим проехаться туда.
— Думаю, своим интервью Денис Мантуров заранее оправдывает сетевые супермаркеты, которые и так не собираются пока заходить на новые российские территории, — говорит журналист, секретарь комитета Крымского регионального отделения ОКП Сергей Кулик.
— Деньги любят тишину. А как можно строить бизнес в нестабильных регионах, в которых ещё продолжаются активные боевые действия? Построишь супермаркет, а в него прилетит HIMARS. Рисковать никто не собирается.
«СП»: — Кому из ретейлеров, по-вашему, есть чего опасаться?
— Фактически всем. Одни остерегаются возможных финансовых потерь в ходе боевых действий, другие — возможных санкций. Ведь не секрет, что многие крупные российские сетевые ретейлеры имеют в своих активах большое количество иностранного капитала, а некоторые вообще управляются из-за рубежа.
«СП»: — В Крым тоже долго не шли. А сейчас вон РЖД собирается официально поезда пускать. Насколько, по-вашему, ситуация сравнима с крымской?
— Действительно, даже в спокойный Крым крупный российский бизнес не спешил заходить. Да и сейчас особенно не торопится. К 2019 году, то есть через пять лет после «Крымской весны», на полуострове было лишь два сетевых ретейлера с материковой пропиской. Сейчас, конечно, их список расширился — в Крыму работают «ПУД», «Доброцен», «Яблоко», ряд других гипермакетов, часть из которых крымские «уроженцы». А вот «Магнит» и «Пятерочка» так и не осмелились перешагнуть через Керченский пролив. Да что говорить о ретейлерах, когда полуостров упорно игнорирует даже «Сбербанк»! Хотя еще в апреле постоянный представитель Крыма при президенте России Георгий Мурадов призвал крупные российские банки открыть здесь свои офисы. Если они даже Крыма боятся как черт ладана, то о Тавриде, Приазовье и Донбассе даже говорить не приходится.
«СП»: — Насколько вообще это законно, что федеральные ретейлеры не работают уже даже не в одном, а в пяти регионах РФ? А как это выглядит с точки зрения единства страны? Что люди скажут вообще?
— А что скажут люди? Жили без «пятерочек» раньше, проживем и дальше. Нам как-то все равно. А вот правоохранительные органы, полагаю, должны задаться вопросом: насколько лоялен менеджмент этих компаний России к Конституции страны, согласно которой «суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию».
«СП»: — Можно ли бизнес принудить уже? Все же столько разговоров о мобилизационной экономике. Как бы пора…
— А как их принудишь, если у нас на федеральном уровне даже не могут национализировать имущество украинских олигархов, ссылаясь на неприкосновенность частной собственности, декларируемой в той же Конституции? Любой подобный законопроект сразу же получит негативные отзывы Конституционного Суда. Поэтому, кстати, за день до торжественной церемонии подписания документов о вхождении в состав России, например, Госкомитет обороны ДНР издал постановление о национализации (обращении в собственность Республики) имущества украинских толстосумов.
«СП»: — А нужно ли? Мантуров говорит, что местные сети вполне справляются. Может, наоборот, стоит их поддержать?
— Природа не терпит пустоты. Если на новые территории не хотят заходить столичные ретейлеры, там будут работать местные бизнесмены, а в будущем и крымские торговые сети. Им-то терять нечего — они давно уже под санкциями.
— Мне кажется, в Херсон и Энергодар ретейлерам и правда рановато, — говорит главный редактор Форум. мск Анатолий Баранов.
— Жаль, в своё время ликвидировали Военторг, вот в самый раз бы сейчас… Ну и в принципе, на фоне растущего украинского терроризма риск и правда велик.
«СП»: — Мантуров утверждает, что местные сети справляются. Так ли это?
— Я не думаю, что сейчас там толпы ходят по распродажам. Да и денег у людей мало. Работу надо налаживать, а уж потом «Ашан», фитнес, кофейни.
Впрочем, при чем тут Мантуров? Он что, должен загонять торговые сети туда по мобилизации? Если есть запрос ретейлеров на прифронтовую торговлю, то он должен обеспечить. Если нет, то о чем речь?
«СП»: — А что с местной торговлей? Украинские сети уходят еще быстрее?
— Украинские сети закрываются автоматом, чтобы не попасть под санкции. Местная торговля продолжается, куда деваться, это будут торговать даже под обстрелом. Часть местных франчайзингов сменит бренд, но у них, думаю, пока не налажены поставки — вот тут Минпромторг и обязан помочь тем, кто хочет работать под российской властью.
«СП»: — По словам Мантурова, в его ведомстве ориентировали коллег на проект стратегии развития торговли, в котором изложено видение развития отрасли, а также концепцию развития оптовых продовольственных рынков, методические рекомендации по организации ярмарок, уличной торговли. Насколько, по-вашему, это панацея в том же Донбассе?
— Не думаю, что панацея вообще существует. Но голода нет точно. Если местная торговля будет справляться, то прекрасно. Если нет, нужно изыскивать дополнительные ресурсы. Я про Военторг неспроста…
«СП»: — А как насчет поступления донбасской продукции на федеральные рынки? Есть, чему поступать или это уже происходит?
— Насчёт донбасской продукции не скажу, что-то поступает, но идентифицировать трудно. Вот крымская продукция точно есть! Вина, фрукты, рыба и рыбопродукты. Рапану и крымскую барабульку не спутаешь ни с чем. Думаю, искусственных препятствий для продуктов с Донбасса нет.
«СП»: — Когда по-вашему, можно будет говорить о стопроцентной интеграции? Когда придут федеральные ретейлеры, банки, сотовые компании, запустят транспорт? В Крыму это ведь до сих пор е произошло. Сколько лет потребуется Донбассу?
— Очень трудно говорить о полной интеграции, когда у нас даже Крым ещё не вполне… Вы верно говорите. Ну, и военные действия не способствуют. Никто не хочет рисковать. А чтобы государство как-то здесь активничало, тоже нет такого. Идёт как идёт, местами…