Почему спецоперация топчется на месте, а КС не тянет на ГКО?
Президент России Владимир Путин в ходе прошедшего в режиме видеоконференции заседании координационного совета по обеспечению СВО назвал темпы решения проблем спецоперации недостаточными и призвал власти работать быстрее.
По словам главы государства, российские власти еще с начала пандемии коронавируса столкнулись с определенными сложностями и с необходимостью модернизировать свою работу, «придать ей новый импульс и новый характер». Однако в настоящее время ситуация изменилась, и руководству страны нужно куда быстрее решать вопросы, связанные с обеспечением специальной военной операции и борьбой с ограничениями в сфере экономики.
«Напомню, что уже к сегодняшнему дню координационный совет должен был сформировать целевые задания по отдельным направлениям деятельности. Пока этих целевых заданий нет, но я не сомневаюсь, что в ближайшее время поступят», — подчеркнул президент.
Координационный совет по обеспечению СВО при правительстве был создан буквально накануне — 21 октября. Совет совета координации помощи СВО возглавляет глава правительства — Михаил Мишустин. Кроме него туда входят директор ФСБ Александр Бортников, министр обороны Сергей Шойгу, мэр Москвы Сергей Собянин, министр финансов Антон Силуанов и другие чиновники. В новый орган также включены заместители председателя правительства, руководители различных ведомств, а также представители администраций регионов.
О каких конкретно проблемах вообще может идти речь? Стоит ли ждать их решения так быстро?
— Я думаю, Путин имел в виду не последнюю неделю, а весь период СВО, — говорит главный редактор «Форум.мск» Анатолий Баранов.
— И результаты операции даже очень повёрнутый пропагандист затруднился назвать удовлетворительными. Ну и более близкие результаты тоже не впечатляют. Операция, основанная на неверных данных разведки — то есть полном их отсутствии, по признанию Шувалова, при недостатке личного состава, неуверенном целеполагании и так далее — разве может быть успешной?
«СП»: — Может, выход, как всегда — в кадровых решениях?
— Я думаю, с кадровыми решениями мы опоздали лет на десять. Говорю это, как человек, достаточно поработавший в ОПК. Это главное, после факта импотенции политической разведки. ОПК важнее генералов. А у нас тут дыры жуткие, спасибо Рогозину за талантливый PR-пустоты. Вчера был первый полёт модернизированного Су-57, то есть его разрабатывали, разрабатывали, и он уже устарел, нужна модернизация, а всё не идёт в серию. С такими тылами воевать можно разве что с зулусами, а с Украиной затруднительно. А если с Британией? То вообще кирдык?
Ну и Генштаб, конечно, который не подготовил действующего резерва — это торжество военной мысли. У Сталина под Москвой нашлись сибирские дивизии, а у Герасимова под Запорожьем вчера призванные?
«СП»: — КС пока на ГКО не тянет? И что делать?
— А на лица в ГКО посмотрите — и сравните с нынешними. Если вы малограмотного идиота нарядили в маршальский мундир, он сразу стал Рокоссовским?
Что делать? Вообще-то надо было этот вопрос задавать специалистам давно-давно. А теперь и не скажешь, что делать… Кутузова назначили главкомом под Смоленском, и то Москву сдали. А представьте, что назначили его бы уже после пожара Москвы? Да ничего б и он не смог.
Нужна кадровая революция сверху. Пока ещё живы специалисты, но это уже пожилые и измученные люди, сами они власть уже взять не смогут. Так что только сверху. Начиная с Ивана Степановича Силаева, он жив ещё и на удивление в приличной форме. Забудьте горбачевский лозунг «дорогу молодым» — дайте старикам исправить, что вы наворотили. Не репрессии нужны, а кропотливое восстановление обороноспособности страны, чтоб у Ирана дроны не покупать. Верните МиГ на ведущую роль в авиастроении, восстанавливайте радиоэлектронику — без своей элементной базы сегодня ваши танки — это груда железа. А нужен универсальный чип для всех систем вооружения, от «Шилки» до истребителя. Да много чего. И завершить СВО срочно, иначе она нас всех под собой похоронит.
Мобилизационная экономика возможна, но нельзя мобилизовать дерьмо, извините. Кроме кадровой революции нужно менять отношения собственности. Да, у магазина продуктов может быть частный хозяин, даже у сети доставки вроде «Вайлдберри» может быть, и хорошо. А у оборонного комплекса не может. И у «Норникеля» не может, и у Газпрома. Там, где у госпредприятия во главе угла частный интерес, эффективного производства для нужд государства не будет.
Важна идеология, но она не может существовать в воздухе. Она должна отражать интересы ведущего класса в обществе, а покуда ведущий класс — это воры, то и идеология у них будет воровская. А носители иной идеологии будут сидеть у тюремной параши.
— Речь шла об экономических проблемах, которые сопровождают проведение СВО, — поясняет военно-политический эксперт Владимир Сапунов.
— Не об общесоциальных, а именно о тех, которые связаны с СВО. Вооружённый конфликт сразу вскрыл массу проблем в тыловом обеспечении, что особенно иллюстративно выразилось в нехватке квадрокоптеров, тепловизоров, оптики, средств связи. А когда началась мобилизация, её сопровождал шок, вызванный нехваткой даже обмундирования. Однако шок это был только для тех, кто не знал, с какими проблемами столкнулись мобилизуемые в ДНР и ЛНР в феврале-марте. Там отправить на «передок» без каски и броника с винтовкой Мосина было нередким делом. Разумеется, провалы на фронте в осенние месяцы и просчёты при мобилизации показали, что наша экономика работает на армию недостаточно.
«СП»: — По словам Путина, российские власти еще с начала пандемии коронавируса столкнулись с определенными сложностями и с необходимостью модернизировать свою работу, «придать ей новый импульс и новый характер». Придали?
— Не думаю. Наша власть крайне инертна и безынициативна, повсюду процветают лизоблюдство и кумовство, пассионариев и неугодных давят. На всех уровнях. Властная система явно оказалась не готовой спецоперации, которую она иногда тихонько саботировала. Федеральное правительство под руководством Мишустина как раз показывает вполне нормальную работу — экономического кризиса СВО не принесла. Но этого недостаточно — экономику надо переводить на жёсткие мобилизационные рельсы, иначе нам не выиграть.
«СП»: — Что можно сегодня сделать, чтобы это исправить? Есть ли у нас на это время? Может, нужны кадровые решения?
— Нужны не просто кадровые решения, а чистки, в первую очередь — в региональных и местных администрациях. На их среднем и «полусреднем» уровне прежде всего. Мобилизация показывает тотальную неприспособленность их к экстремальным условиям. А если бы не было волны общественной критики, прессы как «четвёртой власти» — вообще не пошевелились бы.
«СП»: — Насколько вообще КС можно считать аналогом ГКО, госкомитета обороны. И как он должен функционировать, чтобы быть успешным?
— Мягковато до уровня ГКО. Сами посудите — генералов, проваливших работу, просто отправляют на другие должности без понижения в звании. Нужен не просто ГКО, нужна Ставка. Генералы с мест должны лично ежедневно докладывать Верховному главнокомандующему о положении дел на фронте. И если что-то приукрасили — с соответствующими выводами. Ну, а Ставка должна заниматься в комплексе всеми вопросами — от фронта до мобилизационной экономики.
«СП»: — У нас много говорится о необходимости мобилизационной экономики. Может, для начала нужна мобилизация сознания и появление мобилизационной идеологии?
— Конечно, нужна. Но откуда она возьмётся? У нас половина преподавателей Высшей школы имеет проукраинские взгляды — так и детей воспитывают. Часто это похоже на диверсию против своего государства. Какая тут мобилизационная идеология. И стараний СМИ для молодого поколения не всегда достаточно. Но это не означает, что не нужна мобилизационная экономика. Об этом вообще рассуждать не стоит. Только «всё для фронта — всё для победы». И каждый гражданин своей страны должен это осознавать.