Окажется ли китайский автопром столь же любим россиянами, что и корейский?
Российский авторынок может остаться без корейских легковушек — концерн Hyundai-Kia рассматривает варианты ухода из нашей страны. Сборочное производство под Питером не работает, оно выставлено на продажу и, видимо, на днях сменит владельца. Поставок из Южной Кореи, скорее всего, тоже не будет, так как российским дистрибьюторским структурам их невозможно оплачивать.
«Вследствие событий на Украине на российском рынке в следующем году может возрасти волатильность, рынок может временно закрыться. Есть вероятность, что мы перейдем только к послепродажному обслуживанию из-за того, что в принципе не можем поставлять туда автомобили», — заявил вице-президент Kia Motors компании Чу У Чжон.
Kia Motors входит в состав Hyundai Motor Group., налицо так называемый альянс Hyundai-Kia с единым модельным рядом и унифицированными автокомпонентами. Российский рынок для концерна не является ключевым. Так, по итогам 2021 года в целом по миру было выпущено 3,4 млн. авто марки Hyundai и 2,6 млн. под брендом Kia, суммарно 6 млн. единиц. Из них около 370 тысяч — 6,2% - реализовали в РФ, это 206 тысяч Kia и 167 тысяч Hyundai. В общем-то, немного.
Огромная популярность Kia в нашей стране связана прежде всего с дешевизной. Аналогичные модели Hyundai почему-то позиционируются уже как авто более высокого класса, наверное, отчасти это так и есть. Но именно что отчасти. Речь идёт исключительно о легковушках и кроссоверах среднего класса и ниже, топовые Kia К900 и Hyundai Genesis (нынче просто Genesis — ещё пять лет назад был создан этот суббренд) по понятным причинам остаются за кадром.
Заявление об уходе с российского рынка последовало в процессе оглашения итогов работы компании за третий квартал 2022 года, по сравнению с аналогичным периодом 2021-го, конечно, всё не очень весело. Чистая прибыль упала на 59,6%, хотя все остальные показатели на высоте. Растут продажи в целом на всех рынках, как внутри страны, так и за рубежом. С выручкой тоже хорошо, а вот заработали, да, мало.
«Снижение в основном связано с одноразовыми гарантийными обязательствами, связанными с качеством, поскольку компания по-прежнему уделяет первостепенное внимание защите безопасности клиентов и обеспечению качества автомобилей. В результате в третьем квартале была зафиксирована рентабельность по операционной прибыли в размере 3,3%» — говорится в официальном отчёте компании.
То есть их прилично так «нагнули» за брак, это в мировом автопроме периодически случается. Ничего страшного. Глобальные продажи растут, значит, ещё заработают.
Российские продажи Kia упали аж на 64%, согласно данным Ассоциации европейского бизнеса, реализовано всего 56,8 тысячи авто. Что, в общем-то, несерьёзно. В сентябре — и вовсе минус 81%, реализовано 3300 машин. Однако данное падение связано не только с ростом цен и уменьшением спроса, хотя эти факторы, конечно, тоже имеют место. На первом месте проблемы с поставками в Россию, точнее, с их оплатой.
А если ещё точнее, с американскими военными базами на территории Южной Кореи. Корейцы, быть может, и хотели бы торговать с Россией, но кто же им разрешит-то… Именно по этой причине из РФ ушёл Samsung, уходит и LG. Ведь ежели продолжить поставки и начать «фуксом» принимать платежи, то янкесы могут усмотреть «нарушение демократии» в Стране Утренней Свежести и начать её там усиленно насаждать. Они умеют, и корейцы это хорошо помнят.
Что же касается Hyundai-Kia, то могут сделать ещё проще. По итогам 2021 года продажи Hyundai в США выросли на 19% до 738 тысяч авто, продажи Kia подскочили аж на 20% до 701 тысячи единиц. Суммарно реализовано 1,44 млн машин, то есть 24% произведённого. Америка — ключевой рынок для данного производителя, и, если его закроют, концерн может и разориться. В любом случае при таком раскладе ему придётся туго.
Таким образом в обозримой перспективе ожидать возвращения авто под марками Kia и Hyundai не стоит. Будут ли «оригинальные» запчасти и расходники — тоже не факт. Ведь их официальные поставки тоже могут не пропустить. Штатники, не наши. Да и наши тоже, ведь продажные российские чиновники по большей части управляются из «вашингтонского обкома».
Аналогов, то есть «неоригинала» на машины Hyundai-Kia хватает, в том числе хорошего качества. И владельцам, судя по всему, стоит переходить именно на них.
«Сейчас и по корейцам пойдёт вал контрафакта, который уже наблюдается по японскому и европейскому „оригиналу“. Поэтому в качестве расходников берите заменители хороших производителей — и всё будет нормально. По запчастям сложней. Но есть Алиэкспресс, там много всяких автотоваров, в том числе нормальных. И есть профильные сайты, форумы, где народ обменивается опытом. Если не лениться, то проблем с ремонтом тоже не будет», — объясняет владелец мультибрендового автосервиса Алексей.
Тормозные диски и колодки, масляные и воздушные фильтры, шаровые опоры, топливные форсунки, ШРУСы, рычаги подвески, сцепление, ступицы и т. п. — со всем этим особых проблем не ожидается. По тормозам есть ремкомплекты, тоже всё чинится. А вот в случае более сложного ремонта проблемы возникнут.
Современные двигатели концерна имеют крайне малый ресурс, тот же мотор Kia Sportage ходит около 100 тысяч км, и ничего с этим не сделать. Ремонтировать его бесполезно, экономическая целесообразность данного действия отсутствует. Увы, «одноразовые» машины из дерьма и веток — это нынче мировой тренд, и корейцы тут ничем не выделяются. А вот техника, которой 10−15 лет, наоборот, более надёжная и ремонтопригодная, да и ресурс там куда солидней.
Как правило, до недавнего времени проблема решалась либо заменой авто на новое, либо установкой ДВС с разбитой машины, которую разобрали на запчасти. Оба варианта теперь «в пролёте» — поставок новых Kia и Hyundai не будет, число битых «свежих» машинок тоже автоматически уменьшится. И что же делать?
«Kia занимает существенную долю российского рынка, и уход этой компании станет большой потерей. Kia все эти годы имела на российском рынке долю больше 10%, достаточно много вкладывалась. Автоконцерн Hyundai-Kia имел сборку на территории РФ, достаточно большие планы по развитию. Российские потребители этот бренд любят, ценят, уважают и подсели на него достаточно мощно. В столице, например, это бренд номер один, машин этой марки продавалось даже больше, чем Lada.
Если санкции сняты не будут, то, я думаю, что из России уйдут практически все автопроизводители: европейские, японские, корейские. Китай — под вопросом", — считает директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков.
Да, пока на смену корейским авто приходят китайские. Но что будет завтра, действительно, непонятно. Так называемые «непрямые» санкции Запада продолжают усиливаться, и они, стоит признать, работают. Могут так или иначе дожать и компании из КНР, например, под угрозой ограничения из деятельности в других странах. Уже не все китайские товары поставляются в РФ…
И тогда в плане автомобилей мы, действительно, останемся с голой задницей. «АвтоВАЗ» в полумёртвом состоянии, чиновники превращают его в «попильную» контору, а всё, что этому мешает, тупо уничтожают. Так, на днях кто-то очень целенаправленно разгромил всю коллекцию концепт-каров «АвтоВАЗа», которая стояла много лет и никому не мешала. Жулики на запчасти — не вариант. Все детали там не серийные и на обычные машины просто не встанут. Значит, поступило распоряжение от кого-то.
В краткосрочной перспективе мы как-нибудь выкрутимся. Будем колхозить на Kia моторы от «десятки», выдумывать иные варианты. Народ у нас рукастый и головастый. Но в целом всё грустно, так и до телег дойдём. Нужно возрождать российский автопром, иных вариантов нет. Денег в стране навалом, хватит на десяток автозаводов «под ключ», и на все аналогичные проекты в других отраслях тоже. Только прежде необходимо взять за фаберже тех, кто довёл автопром и всю остальную нашу промышленность до такого плачевного состояния. Иначе вкладываться бесполезно.