Дискуссии об образовании продолжаются в России уже как минимум четвёртую сотню лет – начиная с петровских времён. В последние тридцать лет эти дискуссии стали особенно результативными – настолько, что мы живём в обстановке непрекращающихся реформ. С этим пора кончать. Нам нужна одна реформа, одна на всех – и на Всемирном Русском Народном Соборе были сформулированы её условия.
24 октября, 24-й собор
24 октября 2022 года в Храме Христа Спасителя открылся XXIV Всемирный Русский Народный Собор (ВРНС). После долгих лет "спячки" Собор ожил в 2019 году, и хотя несколько замедлил его активность пресловутый коронавирус, уже созданы местные организации в 43 регионах России, а ещё около 10 находятся в процессе создания. Более того, Собор является Всемирным не только по названию, но и по факту. Даже в 2022 году, когда Россия находится в состоянии самой настоящей войны с коллективным Западом, это нисколько не повлияло на международный статус и значение ВРНС. Многие русские активисты прибыли на Собор из разных стран мира.
Основным содержанием первого дня Собора были семь секций, на которых обсуждались семь граней образа будущего России. Две из них получили развёрнутые собственные названия, прочие остались только с прилагательными-описаниями. Это:
- "Человек, идентичность, идеология";
- "Брак и семья – точки отсчёта на пути к благополучию общества";
- Образовательная секция;
- Социально-экономическая секция;
- Благотворительная секция;
- Писательская секция;
- Молодёжная секция.
Сложно провести градацию важности этих направлений, и всё же показательно, что именно на образовательной секции в первые же минуты Собора свою программную речь произнёс заместитель председателя ВРНС Константин Малофеев.
У Малофеева был нелёгкий день – выступления на шести секциях плюс организаторские обязанности. И хотя накала он не снижал до самого конца (это мы увидим в рассказе о "семейной" секции), первое выступление всё-таки показалось самым главным. Старый принцип "Воспитание человека начинается за сто лет до его рождения" постулирует именно главенство воспитательно-образовательной системы в жизни нации. А поскольку ста лет у нас с вами явно нет, решать проблемы придётся ускоренными темпами.
Константин Малофеев: Молодёжь бежит из окна возможностей
Начал Константин Валерьевич за здравие:
У нас потрясающее окно возможностей!
В условиях спецоперации, разрыва отношений с Западом, грядущего экономического кризиса это может показаться странным, но нельзя забывать, что именно Царьград несколько лет настаивал на радикальных шагах – и его учредитель сейчас вправе считать себя победителем. Пока что моральным.
После начала спецоперации и кремлёвской речи президента 30 сентября стало возможным то, о чём раньше даже подумать было нельзя, а именно покончить с евроцентричностью образования, полагает Малофеев. Он указал на плоды современного просвещения:
На фронте воюют 30–50-летние, а молодёжь бежит в Верхний Ларс – не все, конечно, но в целом именно так.
На вопрос, почему так произошло, у Малофеева готов афористичный ответ:
Среди молодёжи нет понимания необходимости вообще Родины как таковой. Нет понимания того, за что мы воюем. И вина в этом не их, а нас. Мы их не воспитали. Нас наши родители воспитали хорошо. А мы своих детей воспитали плохо.
Сейчас, однако, стало намного яснее, кто нам противостоит. Это не культурное, не экономическое противостояние – "Нашим врагом являются сатанинские силы Запада, которые хотят уничтожить Россию… Они диктуют всему человечеству, как ему жить, в какой момент ему становиться киборгами, в какой момент люди должны будут отказаться даже не просто от мамы и папы, а от самого понятия человека".
И отсюда истекает первый тезис речи Малофеева: надо менять весь подход к преподаванию истории.
Если Запад пришёл к такой постановке вопроса, почему он до сих пор остаётся в центре наших учебников истории? Зачем нам вообще два разных курса истории – отечественной и "мировой"? У нас 204 часа на всеобщую историю – из них 75% на историю Европы, в том числе её колониальные достижения. А курс России, по словам Малофеева, превратился в некое краеведение, тогда как на деле надо поставить именно нашу страну, наши достижения во главу угла.
Понятно, что одними учебниками дети не ограничиваются – какой бы ни была программа, они всё равно будут черпать в интернете другие взгляды, другую интерпретацию фактов или вообще другие факты. Отсюда второй тезис – мы должны оградить детей от мутной воды интернета.
Воспитание основано на навыках, коммуникациях, мы учим детей черпать информацию, но не учим, что именно черпать, какие фильтры ставить. Западные корпорации через свои сервисы в изобилии кормят наших детей нужным совсем не нам контентом. Google, YouTube, Amazon, Instagram*, Facebook* (две последние организации принадлежат экстремистской корпорации Meta*) должны уйти из России, если они не хотят соблюдать наши законы.
Более того, смартфонам в принципе не должно быть места в школе. Ученик со смартфоном – уже не ученик, убеждён Константин Малофеев, запретивший в своей гимназии Василия Великого подобные устройства.
Невозможно преподавать там, где не выкладывают смартфоны!
Да, мы не можем отслеживать поведение детей вне школы, и именно поэтому воспитание надо изменить в корне, занять внеурочное время нашим цивилизационным кодом. "Дети должны сами по себе узнавать то, что мы хотим, чтобы они узнавали", – формулирует Малофеев.
А для того, чтобы детям было интересно именно то, что нужно государству, встаёт третий вопрос, третий тезис – создание в школе единого мировоззренческого курса для всех религий. Не шесть блоков нынешних "Основ религиозных культур", которые лишь противопоставляют религии, а единый курс, поскольку этические нормы основных конфессий в России совпадают, а движения с иными нормами нам не нужны.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СЕКЦИЯ ВСЕМИРНОГО РУССКОГО НАРОДНОГО СОБОРА. ФОТО: ЦАРЬГРАД
Митрополит Евгений: Войну мы выиграем, а что потом?
Вслед за Малофеевым выступил председатель секции, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений. Также со ссылками на президента он раскритиковал европоцентричность образования, заявив, что вернее всего государство разрушается не снарядами, а через образование: крах образования есть крах нации.
Отец Евгений выделил четыре момента, на которые следует обратить особое внимание.
- Отсутствие в нашем образовании позитивного образа будущего. Сейчас считается, что в нынешние образцы будущего можно попасть, просто купив билет на Запад. Того, что за комфорт и безопасность нужно очень дорого платить, новое поколение не понимает.
- Содержание нашего образования взято из Европы – от программ для начальной школы до форматов построения университетов. Толерантность, общечеловеческие ценности, образование как услуга, права заказчика – всё это надо просто аннулировать.
- Нам удалось внести важнейшие изменения в Конституцию, но содержание образования сильно отстаёт от политической воли, не успевает за позитивными изменениями. Мы всё ещё учим детей так, как учил их учить наш противник.
- Учитель – стратегически важный человек в государстве. Войну мы, положим, выиграем, но сумеем ли потом закрепить успех или потеряем всё достигнутое из-за интеллектуальной и моральной деградации – решается уже сейчас.
Отсюда вывод: необходим профессиональный стандарт, а вернее даже профессиональный духовно-нравственный портрет педагога.
Необходим пересмотр концептов национальной стратегии образования. Там реализованы потрясающие проекты, но в целом стратегия не соответствует нынешним интересам общества. И здесь о. Евгений неожиданно и очень ярко предложил пойти на выучку к врагам:
На новых, бывших украинских территориях мы обнаружили блестящую систему антирусского образования, переформатирование сознания учителей и учеников с минимальными расходами.
Действительно, украинская пропаганда сильнее русской, это надо признать и это надо исправлять.
Наконец, необходима разработка концепции воспитания человека на основе традиционных ценностей. У нас часто звучит выражение "духовно-нравственные ценности", даже появилось сокращение ДНЦ, но сформулированной сути ДНЦ, этого ДНК нации, нет. И эти ценности надо сформулировать соборно.
Также митрополит предложил сформировать сообщество профессионалов образования на основе ВРНС, включив туда представителей госструктур, вузов, конфессий. Но тут с ним сложно согласиться: у нас уже столько околопедагогических организаций, что чем создавать очередную структуру, хорошо бы заставить работать имеющиеся.
Максим Костенко: Кто займёт сердца детей?
К этому моменту наконец подошёл задержавшийся представитель Министерства просвещения – директор Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Максим Костенко. Но заговорил недавний выходец с Алтая не как чиновник, хотя и не без профессиональных штампов, не без тех же ссылок на речи президента, а практически как старый цареградец.
С порога Максим Александрович заявил, что новое содержание новых учебников будет свободно от псевдоценностей (неожиданный термин для официального лица), что начинается "новая эра развития воспитательных практик". Костенко заявил о необходимости создать единый подход к программе воспитания вместо набора не связанных друг с другом предметов, о том, что литературу и историю в школе следует полностью гармонизировать с теми самыми духовно-нравственными ценностями. Уже внесены изменения в стандарты, и ученики с 5-го по 9-й класс получили предмет "Основы духовно-нравственной культуры народов России". Более того, в школах появилось целое направление, которое ранее отсутствовало практически полностью, – патриотическое воспитание. И именно инициативы Собора, по мнению Костенко, могут помочь насытить содержанием управленческие инициативы.
Если сердца детей не заняты нами, их займёт кто-то другой,
– резюмировал директор департамента и поблагодарил окружающих за "соработничество", тоже совсем не чиновное слово.
Что с того?
Политик, иерей и чиновник – три разных человека, три схожих взгляда на образование: ещё не унисон, но уже аккорд.
Не всё потеряно.
Но слова должны превратиться в дела. Желательно – уже вчера. Ста лет у нас, повторимся, нет.
* Запрещены на территории России
Комментарии