О проблемах современного студенчества
Фото: Антон Новодережкин/ТАСС

Если государство хочет действительно поднимать свою экономику, ему необходимо задуматься о социальной поддержке обучающихся

Если государство хочет действительно поднимать свою экономику, ему необходимо задуматься о социальной поддержке обучающихся

Кому-то этот вопрос может показаться неактуальным в нынешней ситуации. Однако стоит сразу отметить, что в условиях беспрецедентного санкционного давления на Россию и практически международной изоляции, когда необходимо заново возрождать собственную промышленность и другие сферы экономики, именно студенты являются той силой, которая могла бы спасти страну и обеспечить её будущее став квалифицированными специалистами во многих сферах. В данной статье хотелось бы рассмотреть социально-экономические аспекты проблем российских студентов. Хотя сразу стоит отметить, что также немалое количество проблем связано именно с академическими и научными вопросами организации процесса обучения, и в дальнейшем эти вопросы также стоит рассмотреть отдельно.

Для начала стоит отметить насущный вопрос низких стипендий. Минимальная установленная законом норма — 1755 рублей в месяц. Далее уже варьируется в зависимости от ВУЗов. Например, 1894 в ВШЭ или 3900 в МИРЭА. Но что может позволить себе студент на свою стипендию. Рассмотрим для примера МГУ.

Государственная стипендия:

2788 руб. — оценки только хорошо

3206 руб. — хорошо и отлично

3465 руб. — только отлично

Государственная социальная стипендия 4183 руб.

Итак, а теперь возьмём меню в университетской столовой:

Минимальные расходы на полноценный обед выйдут:

Салат — 40 руб.

Первое — 25 руб.

Второе — 85 руб.

Гарнир — 30 руб.

Напиток — 20 руб.

Итого 200 руб.

Если студент пять дней в неделю четыре недели в месяце обедает, то ему необходимо 4000 рублей в месяц. На это хватит только социальной стипендии. Даже отказ от напитка не поможет: 3600 рублей в месяц. Можно, конечно, отбросить салат, тогда получится 2800 в месяц и пообедать смогут все, кроме заядлых хорошистов. Ну, и хорошист в принципе может, разок отказавшись от супа. Правда, к этим расходам могут добавиться расходы на транспорт: студенческий проездной на метро стоит 435 рублей в месяц. Если учиться только на отлично, то на метро и на обеды ещё хватит. Правда, могут быть еще расходы на общественный транспорт — 280 руб. в месяц, или на электрички… Не трудно догадаться, что подобные стипендии выглядят скорее как подачки, чем как реальная поддержка студентов.

При этом студент, имеющий хотя бы одну тройку, стипендию уже не получает. Ах, как же это логично, студент слетает со стипендии и вместо того, чтобы потратить время на подтягивание непонятного материала, вынужден, возможно, потратить его на подработку. Троечником он в такой ситуации, наверняка и останется до конца.

Что уж и говорить о том, что с нынешними мизерными стипендиями, иной студент может и вовсе решить, что проще прогулять пару дней в неделю, за них заработать больше, стипендия, которую он получил бы, даже будучи отличником, а потом худо-бедно закрыть сессию на тройки. Конечно, можно сказать, что это вопрос отсутствия или недостатка мотивации и тяги к знаниям, но мотивация мотивацией, а кушать тоже хочется и не далеко не у всех студентов у родителей большая зарплата.

Далее стоит обозначить проблему общежитий, а точнее целый комплекс проблем.

  1. Плохое качество ремонта общежитий. Истории про разваливающуюся мебель (за якобы поломку которой студентов иногда ещё и заставляют платить), плесень, осыпающуюся штукатурку и пр. слышны довольно регулярно. При этом состояние общежитий бывает настолько плохим, что приводит к летальному исходу для проживающих в нём. Например, в прошлом году двое студентов Сахалинского госуниверситета погибли от удара током в душевой комнате общежития.
  2. Нехватка мест в самих общежитиях, приводящая порою к уплотнению комнат и, следовательно, ухудшению условий проживания в них. При этом, как показывает практика, ВУЗы с нехваткой мест в общежитиях умудряются находить деньги на дорогие, пафосные (и не особо нужные) проекты, но не находить средства для строительства новых корпусов.
  3. Высокая стоимость проживания в общежитии, порою раз в 5−10 превышающая размер той самой вышеописанной мизерной стипендии.
  4. Актуальная для Москвы, хотя, наверно, и для других крупных городских агломераций проблема состоит ещё и в непредоставлении общежитий студентам, проживающим в «ближнем» пригороде.

Что такое «ближний» можно довольно наглядно увидеть на следующих примерах:

В МГУ право на общежитие имеют студенты, проживающие далее 5-й зоны электричек, а в ВШЭ далее 8-й. Давайте же рассмотрим, а сколько потратит на дорогу, студент, учащийся, допустим, с 9:00 до 17:00.

Вот, к примеру, пути до главного здания МГУ и до филиала ВШЭ на Мясницкой от станций, находящихся в соответственных крайний «необщажных» зонах. Реальное время на дорогу до ВУЗа будет, разумеется, несколько больше, ибо до ж/д станции надо ещё и дойти.

О проблемах современного студенчества

О проблемах современного студенчества

Будет ли хватать времени, студенту, который по 3−4 часа в день тратит на дорогу на то, чтобы нормально готовиться к парам (не в ущерб режиму сна и отдыха)? Весьма вероятно, что нет.

Запад прямо признался, что собирается привести к власти «второго Горбачева» и повторить в нашей стране катастрофическую «перестройку»

При этом, нормальной практикой для многих ВУЗов становится отчисление студентов по политическим мотивам. Например, привлекавшийся к административному наказанию студент может быть отчислен за нарушение этического кодекса ВУЗа или по какой-то подобной причине. Хотя, конечно же, высказывание своей гражданской позиции никак не должно влиять на получение образования.

Ну и в конечном итоге, если студент всё-таки доучился до конца, не смотря на все «старания» системы образования в корне убить в нём мотивацию это сделать, перед ним ещё возникает вопрос, а куда дальше пойти. Конечно, ВУЗы устраивают мероприятия вроде т.н. ярмарок вакансий. Но зачастую там присутствуют крупные компании и корпорации, не имеющие прямого отношения к профилю обучения, а не те предприятия организации и научные центры, где действительно стоило бы работать на благо Родины выпускникам того или иного ВУЗа.

Таким образом, если государство хочет действительно поднимать свою экономику, возрождать производство и воспитать нынешних студентов патриотами, а не желающими побыстрее свалить туда, где жить комфортнее, космополитами, необходимо задуматься о следующих мерах социальной поддержки обучающихся:

— Введение минимальной базовой стипендии на уровне МРОТ.

—  Массовое строительство новых общежитий и ремонт уже существующих, а также предоставление мест в общежитии на безвозмездной основе.

— Предоставление мест в общежитии студентам из ближнего пригорода.

— Запрет на отчисление по политическим и иным не связанным с учебным процессом причинам.

— Право на гарантированное трудоустройство после окончания ВУЗа.

svpressa.ru

Добавить комментарий

Комментарии  

Главное для молодых нет работы, потому что у нас "экономика" трубы. А на тех работах что остались - нет зарплаты. Нет будущего.