Винницкие «западенцы» переименовали улицы Бандеры. На всякий случай
О том, что киевский режим с маниакальным упорством пытается выжечь из памяти украинского народа любую связь с Россией, направо и налево присваивая улицам городов и поселков имена Бандеры, Шухевича и прочих бандитов, именуя их «хероями» и «захистниками незалежности», всем известно.
Но мало кто мог предположить, что пресловутые рекомендации уполномоченного по защите государственного языка, которым предписывается переименовывать топонимы населенных пунктов Украины, хоть как-то связанные со «страной-агрессором Россией» или историей Российской империи и СССР, могут быть трактованы таким образом, как это сделал, например, на днях сельсовет поселка Тывров Винницкой области.
В частности, депутат Верховной Рады Украины Софья Федина разместила в своем tg-канале скрин официального документа, в котором говорится, что данный орган местного самоуправления решил переименовать улицу имени не кого-нибудь, а самого идеолога украинского национализма Степана Бандеры в Логанскую, а улице имени Галицкой Армии, весьма «хероически» воевавшей бок о бок с поляками против российской Красной Армии в 20-х годах прошлого века, присвоить нейтральное имя Казачьей.
Причем в качестве обоснования для такого решения приводятся соответствующие статьи закона «О местном самоуправлении в Украине» и те самые «рекомендации уполномоченного по защите государственного языка».
Данная комбинация наталкивает на определенные размышления.
Например, не стелет ли таким образом себе заранее соломки тывроврский сельсовет, пытаясь, как флюгер, угодить и вашим, и нашим? Дескать, для Киева у нас есть «железная отмазка» — все в строгом соответствии, ведь Бандера и продажная «Галицкая армия», как ни крути, часть истории СССР, а с ней приказано рвать любые связи. А когда режим Зеленского будет демонтирован, нам зачтется «плюсик в карму» — вот, смотрите, мы одни из первых переименовали улицу аж самого Бандеры.
— Первое, что приходит в голову от такой новости — а не фейк ли это? — поделился своими сомнениями с «СП» политолог Богдан Безпалько. — При нынешних технических возможностях нетрудно и указ президента подделать так, что от подлинного его отличить сможет лишь узкий круг лиц. Ведь в текущих условиях на Украине переименовывать улицу Бандеры в Логанскую — все равно что в Третьем рейхе переименовывать улицу, скажем, Германа Геринга в улицу, например, Иоганна Гете. Никто же не поймет.
Я помню прекрасно, как не слишком давно где-то на Украине местные власти отказывались переименовывать улицу, апеллируя к тому, что деятель, в честь которого она была названа, никакого отношения к истории СССР не имеет, что он просто носит такую же фамилию, являясь «щирым украинцем». По итогу улицу все равно переименовали, а за главой местного самоуправления пришли агенты СБУ.
Следовательно, чтобы подобное переименование сейчас проводить, надо или обладать недюжинной смелостью, или быть уверенным, что на тебя не обратят внимания в силу маломасштабности события.
«СП»: — Ну, маломасштабностью здесь не пахнет. Об этом сообщили практически все медиаресурсы России и Украины. Выходит, смелость? Или все же перестраховка на случай смены власти?
— Я бы не стал уверенно говорить о смелости, потому что сейчас на Украине даже непримиримая когда-то оппозиция не просто сменила риторику, а в массе своей переобулась в ультранационализм, воздев над головой красно-черные флажки. Здравые люди там, конечно, есть, но они благоразумно до поры ведут себя тихо. В Киеве, Николаеве или Одессе люди бесследно исчезают, если СБУ находит в их телефонах простую подписку на российские tg-каналы.
А уж в Винницкой-то области, вотчине Петра Порошенко, где национализм широко укоренился даже на бытовом уровне, инициаторов переименования запросто могут уже через несколько часов навестить крайние радикалы, собираясь прилюдно убить не только их, но и все их семьи просто за компанию.
Да и в саму Винницкую область российская армия зайдет не прямо завтра. Может быть, конечно, лично председатель тывровского сельсовета боится именно этого, но тогда переименование прошло бы по-тихому. Так что единственное, что приходит в голову — это какой-то перформанс по согласованию, опять же. С СБУ.
«СП»: — Но зачем?
— Если угодно, чтобы посмотреть, кто и как будет на это реагировать из местных. Вдруг, к вящей радости СБУ, найдутся какие-нибудь «спрятавшиеся русофилы», которые неосторожно одобрят это публично, тогда их можно будет «навестить». Своеобразная такая «ловля на живца». Это, конечно, довольно глупо на самом деле, проще создать какую-нибудь группу или канал в соцсетях, но тем не менее.
— Либо, быть может, это переименование улиц продиктовано тем, что для местного гражданского общества топонимы с именами конкретно этих «хероев» и «захистников незалежности» по каким-то причинам являются мощными социальными конфликтогенами, и их решено до поры до времени убрать, — предположил руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов. — Или до органа местного самоуправления, наконец, дошло, что к личности Степана Бандеры крайне негативно относятся некоторые ближайшие западные союзники киевского режима. Те же поляки считают его, мягко говоря, отрицательным «хероем».
В Израиле этот деятель прошлого также не в почете. Вполне возможно, решение тывровского сельсовета продиктовано именно этими соображениями — нормализовать взаимоотношения с западными союзниками.
Впрочем, исходя из складывающейся на Украине обстановки, логично предположить, что за инициаторами этого переименования в любом случае очень скоро «придут». И, скорее всего, это переназвание будет в самой ближайшей перспективе отменено под нажимом ультрарадикальных и террористических сил.
«СП»: — То есть, можно предполагать все, что угодно, но только не то, что это переименование улиц в Тыврове — проявление желания «низовых» здравых сил на Украине хоть как-то начать размежевание с токсичным киевским режимом?
— Да, отчасти это имеет право на существование. Но еще раз подчеркну — некому встать во главе таких сил. Киевский режим здорово, так сказать, зачистил политическую поляну. На Украине в данный момент нет абсолютно никого — ни организаций, ни личностей — кто отважился бы открыто выступать против этого самого киевского режима. Так что я лично очень скептически отношусь к тому, что подобное движение имеет место.
Он, конечно, вне всякого сомнения, будет сметен и демонтирован. Это факт. Но не благодаря движениям «снизу», а исключительно внешним воздействием.