Депутат Госдумы - о системе здравоохранения Хакасии и отношении к варягам
Фото: 19rusinfo.ru

Депутат Госдумы, зампредседателя комитета по охране здоровья, кандидат медицинских наук Алексей Куринный, который сейчас находится с рабочим визитом в Хакасии, назвал региональные меры поддержки медиков уникальными.

Он считает, что о здравоохранении следует говорить как об инвестиционном направлении, куда необходимо вкладывать деньги. Об этом он рассказал в студии 19rusinfo.ru, которую посетил во второй день визита в Хакасию.

Каковы цели визита, что нужно сделать для привлечения медицинских кадров, будет ли увеличено федеральное финансирование, чем он может помочь Хакасии? Ответы на эти и другие вопросы смотрите и читайте в интервью.

- Алексей Владимирович, у нас в республике вы впервые. Каковы цели визита?

- Ознакомиться с работой системы здравоохранения прежде всего. Посмотреть, какие существуют системные ошибки, проблемы существуют, чтобы можно было на федеральном уровне их решать.

- Знаем, что успели побывать на нескольких объектах здравоохранения, пообщаться со студентами-будущими медиками. Что скажете? Как оцените потенциал системы здравоохранения республики?

- Средний, где-то чуть выше среднего. Ваше руководство (региона, - прим.ред.) вовремя отработало в части федеральных инвестиций. Я говорю про радиологический корпус, потому что сейчас уже закрыта система строительства новых крупных объектов такого рода по стране. Успели в вагон уходящего поезда, это здорово. Хорошее оборудование, обещали нам, что запустят его в эксплуатацию до конца года. Наконец, жители вашего региона будут получать нормальную лучевую помощь, а это, наверное, больше половины лечения в онкологической сфере. Обстановка с онкологическими заболеваниями в Хакасии не очень хорошая, чуть хуже по отношению к среднему показателю в Российской Федерации. Безусловно, радиологический корпус - хорошее подспорье.

Если говорить о сельских населенных пунктах, пока, к сожалению, это уровень 80-х годов прошлого века в основном. Но это общая картина по всей Российской Федерации. Программа модернизации работает, но по моим расчетам, это четверть от существующей потребности. Хорошо, что в этом году у вас масштабная замена - 16 ФАПов в этом году. Еще будет отремонтирован ряд участковых больниц. Это тоже удачный расклад, потому что мы совершенно не знаем, что будет после 2025 года. Решение о продлении программы принято, но что будет в нынешних внешнеполитических условиях, в нынешней бюджетной политике, большой вопрос.

То, что обновили, построили - здорово. Но самая главная проблема - кадровая. Она была подтверждена в том числе и у вас в республике. Может быть хорошее оборудование, прекрасное здание, ремонт, но если там некому работать, никакого смысла реализовывать все эти инициативы нет.

Пытался и пытаюсь обозначить эту проблему на федеральном уровне. К сожалению, нацпроект кадры обошли боком. Фактически увеличения финансирования должностных окладов медицинских работников не произошло. На мой взгляд, это главный элемент для того, чтобы привлечь их в систему здравоохранения и городскую, и, тем более, сельскую.

В республике применены свои меры. К слову говоря, уникальные. Это и обеспечение жильем - не везде есть такие программы, и выплаты подъемные - тоже мало где есть подобный подход. Но даже эти меры без кардинального увеличения должностных окладов и зарплат пока имеют локальное значение.

Это общефедеральная проблема, особенно остро стоящая в отдаленных регионах и сельской местности. Ее крайне необходимо решать. К большому сожалению, проект, который мы разрабатывали совместно с правительством о централизованном увеличении должностных окладов, отложен на 2025 год.

- Хакасии необходимо увеличение доли федерального финансирования. Речь не только о первичном звене и высокотехнологичной помощи, но и о строительстве новых учреждений, оснащении оборудованием и транспортом. Да, есть нацпроекты, различные проекты, и Хакасия в них активно участвует. Но хочется больше новых объектов и в целом развития. Планируется ли увеличение доли федерального финансирования регионального здравоохранения?

- Пока мы добились решения правительства о том, чтобы на будущий 2023 год не уменьшать финансирование. Практически по всем остальным разделам будет сокращение - где на 5%, где на 10%. Здравоохранение решили не трогать. Опять же, по моим расчетам, расчетам независимых специалистов, все, что сейчас мы имеем в рамках государственного финансирования, а это три источника - федеральный бюджет, Фонд медицинского страхования, региональные бюджеты, - это все, наверное, только половина от необходимого финансирования.

В постсоветских странах Европы - Польше, Литве, Латвии - доля финансирования здравоохранения составляет приблизительно 5,5-6% по отношению к ВВП. У нас в стране она в течение 20 лет была 3,5%. С ковидом чуть повысилась до 4,3%, но все эти дополнительные деньги потрачены на этот самый ковид - зарплаты, оснащение.

Кардинальных базовых системных вложений в общую систему здравоохранения, особенно в первичное звено, не произошло. Без этого развиваться дальше система не может. А это одна из системообразующих отраслей в том числе и экономике. Если раньше считалось, что это социальная сфера, то сейчас четкие расчеты показали - отсутствие нормального финансирования государственного здравоохранения приводит не только к росту затрат граждан, но и потере экономики - до 15-20% годового ВВП. Это очень приличные потери, поэтому о здравоохранении нужно говорить как об инвестиционном направлении, куда необходимо вкладывать деньги. Это потом окупается сторицей для экономики государства.

- Действительно, больной для Хакасии вопрос - кадровый. Одна из мер поддержки - целевое обучение. Студенты учатся за счет бюджета, получают стипендию, доплату от региона, а потом отказываются возвращаться сюда. С отказниками ведется претензионная работа, но немало примеров, когда они возмещают затраты на обучение и остаются в регионе, где учились. Можно ли на федеральному уровне решить вопрос обязательного распределения выпускников медицинских вузов в регионы после учебы? Вопрос очень актуальный.

- Не только для Хакасии, но и для многих небольших регионов, где нет полной собственной образовательной системы. У вас есть лечебный факультет, но нет стоматологического, педиатрического направлений пока. Вопрос советской системы распределения. Если в ближайшее время не будет кардинально решен вопрос увеличения финансирования, другого выхода не будет.

Если говорить о целевиках, то в этом году впервые министерство здравоохранения заблокировало обучение в ординатуре всем тем, кто не вернулся и не выполнил свои целевые обязательства. То есть они не смогли получить узкую специализацию. Причем это сделано по всей стране.

Второй момент. В связи с изменениями в закон об образовании медицинские специалисты высшего профессионального образования, которые обучаются на 1, 2, 3 курсах, в случае расторжения и невыполнения целевых обязательств обязаны вернуть не только стипендию и региональные доплаты, но и всю стоимость обучения. Для учащихся старших курсов действует прежняя схема - убеждения, уговоры (хотя не очень они эффективны), запрет совершенствования в профессиональной части. По нашим подсчетам, если раньше не возвращалось порядка 80% целевиков, то теперь - порядка 40%.

- Иными словами, работа ведется.

- Да, но, к сожалению, от непопулярных решений никуда не деться и в части финансовых санкций, и в части проблем с карьерой для не выполняющих целевые обязательства. Но, если мы не добьемся кардинальных изменений, все может быть еще в более жестком варианте - возврате к советской системе, когда человека направляли, и у него не было возможности больше нигде работать, кроме как в том месте, куда его послало государство.

- Хакасия заняла 81 место в рейтинге регионов по приверженности населения здоровому образу жизни-2022. Это достаточно плохой результат. В последние три года Хакасия была примерно на такой же позиции. Как думаете, что можно и нужно сделать Хакасии, чтобы переломить ситуацию. Как людей заинтересовать ЗОЖ?

- Думаю, этот показатель во многом условный, потому что он не опирается на объективный критерий, а на опросы жителей. Но, в любом случае, ЗОЖ - это 30% здоровье (здравоохранение в целом), 30% - окружающая среда, которая не очень благоприятная в Хакасии и 30% - образ жизни. Нельзя сделать так, чтобы человек раз, и захотел вести здоровый образ жизни. Здесь очень много составляющих.

Например, правильно питаться сегодня могут позволить себе не все в силу доходов. Или получать нормальное профилактическое лечение. Лицам старше 60 лет в среднем для лечения хронических заболеваний, которые к этому возрасту обычно появляются, требуется лекарств на 3,5-5 тысяч рублей. Кто их наших пенсионеров может себе это позволить? Мало кто. В результате это все снижает и продолжительность жизни, повышает количество осложнений.

Первое, что должно сегодня действовать с утра до вечера - пропаганда. В последнее время на федеральных и региональных каналах наблюдаю грамотную рекламу отказа от алкоголя, табакокурения, рассказы о необходимости диспансеризации. Это все должно обязательно делаться, единственное, это все лимитирует определенный жизненный уровень, доходы.

- Накануне вы встретились с главой Хакасии Валентином Коноваловым. Выразили готовность оказывать правительству Хакасии содействие в решении вопросов на федеральном уровне. Чем вы можете помочь региону?

- Ваш регион очень удачно участвует в федеральных программах. За последние 4 года федеральные поступления увеличились почти втрое. Это как раз работа команды. Это не только деятельность каких-то лоббистов, как многие представляют - поехал в Москву, выбил и привез чемодан денег. Это не так. Это постоянная работа правительства, подготовка проектно-сметной документации, работа с профильными чиновниками приводит к этому результату.

На каких-то этапах требуются встречи, корректировка документов, мы активно работаем и будем работать с Валентином Олеговичем. Он активный, молодой, и, самое главное, - свой человек, из республики, который здесь живет, представляет ее проблемы, на себе чувствует. Это правильно, потому что я не очень хорошо отношусь к практике варягов. Тех, кого кто-то куда-то присылает. Потому что нужно вникать, все это заканчивается перетряхиванием управленческой команды, что приводит к расколу условных элит. Все это крайне редко заканчивается прекрасным рассветом. По крайне мере, на моей памяти, такого не было.

Будем взаимодействовать и по партийной линии, и в рамках ряда медицинских проектов. Радиологический корпус у вас построили, а хирургического современного корпуса нет. Ряд больниц районного уровня нуждается в модернизации. В Белом Яре построили новую больницу и неплохо ее укомплектовали, а в других райцентрах... Я не зря говорил про 80-е годы.

На будущий год по тем прикидкам, что мне показали, на капитальный ремонт медучреждений из регионального бюджета запланирована приличная сумма, но без федерального софинансирования привести в порядок всю систему невозможно.

- Это к вопросу о том, что региону нужно больше федеральных средств. У региона есть силы, если желание, но не хватает денег.

- У вас есть опытная команда, которая все, что возможно из федерального бюджета если не на 100%, то близко к этому, уже забирает. Необходимо продолжение этой работы, выстраивание налаженных связей, которые уже есть. Двукратный рост собственных доходов, троекратный рост федеральных поступлений за 4 года - это безусловные показатели. Причем вначале это был новый глава, еще не обросший связями. Сейчас это уже совсем другой подход и возможности совершенно другие.

 Влада Соколова

Добавить комментарий

Комментарии  

В целом объективная оценка. Человек в теме. Жаль что реальной помощи оказать не в силах.
возможна, только если на федеральном уровне будет интерес. Можно ли представить себе, чтобы молодой врач, например, с пятилетним опытом работы был бы так же финансово и личностно успешен, как его ровесник-айтишник? Так вот, пока этого не будет, кадров, ребята, не будет! Молодежь наконец научилась считать свои деньги и время.
Айтишники то же 1 из миллиона может и получает большие деньги, а рядовые так же за копейки работают.
"... мы совершенно не знаем, что будет после 2025 года." - Я думаю, мы совершенно не знаем что будет и после 2022 года.
"назвал региональные меры поддержки медиков уникальными" - браво, Саяногорск оставшийся без докторов по праву можно считать уникальностью!
Там больше вопрос по руководителю, чем по оргвопросам.
А чем была плоха советская система распределения? Что ее так боятся вернуть?