Что взять «частично мобилизованным», кроме военного билета и георгиевской ленточки
Говорят и пишут, что после 21 сентября в России заметно повысился спрос на спальные мешки, термобелье, удобную обувь, определенные медикаменты и другие товары, скажем так, военно-полевого типа. Все это пользуется спросом у тех, кто явился на частичную мобилизацию, а также у добровольцев, участвующих в спецоперации, сообщают «Известия», ссылаясь на копию письма депутата Госдумы, члена комитета по строительству и ЖКХ Александра Якубовского в ФАС и Генпрокуратуру.
Надо ли все это покупать или все и так выдадут? Ведь по нашим старым армейским традициям взятое с собой имущество могут и отобрать, ибо «не положено по уставу». А с другой стороны ситуация вообще-то бредовая: идешь в танкисты, что — нужно купить себе новый танк, а то будешь воевать на старом, так что ли? А если в ПВО или авиацию?
Генеральный директор Национального фонда защиты потребителей Александр Калинин напоминает, что цены на товары колеблются в зависимости от спроса и предложения:
— Что же касается термобелья и обуви, спальных мешков и прочего, то, мне кажется, что подорожание всего этого — естественный процесс. Осень на дворе и военная спецоперация. Поэтому на что-то возникает спрос — в большей или меньшей степени. Это бывает: надо по сезону ботинки купить — такова логика нашей повседневной жизни.
«СП»: — Так что письма в ФАС не помогут?
— Это не совсем проблема Федеральной антимонопольной службы. У нее вообще-то несколько задач. Это и регулирование естественных монополий, и регулирование конкуренции. Что у нас с конкуренцией не так? На рынке представлены сотни организаций, торгующих такого рода товарами. Чем их больше, тем лучше.
Другое дело, что, если качество продукции неудовлетворительное, тогда Роспоребнадзор будем привлекать. Если продукты питания не соответствуют нормам, то привлечем Россельхознадзор — это их компетенция, особенно если продукты питания животного и растительного происхождения ввозятся из-за рубежа.
«СП»: — А значит и Генпрокуратура скорее всего не сильно заинтересуется ситуацией, не смотря на депутатский запрос?
— Прокуратура вмешивается тогда, когда есть явные признаки нарушения законодательства и это идет в ущерб гражданам. Где тут нарушение законодательства, где ущерб? Мне кажется, что какой-то явной, «фонтанирующей» проблемы во всем этом нет…
Да, эксперты заметили рост спроса на товары первой необходимости и резкий его спад на все прочее. Но любое неординарное событие провоцирует спекулятивный рост цен. Или пишут, что часть наименований термобелья на площадке Wildberries подорожала. Например, комплект флисового белья на этой неделе продается по цене в 1,6 тыс. рублей, хотя еще на прошлой неделе он был на 20% дешевле. А белье с шерстью барана мериноса стоит почти четыре тысячи рублей, а на прошлой было меньше трех, то есть товар подорожал на 40%.
Но есть и обратные примеры: допустим, по фонарикам есть примеры как подорожания на 27% за аналогичный период, так и снижения стоимости. Цены на батарейки на этой неделе тоже опускались. В среднем такого рода товары подорожали на 10−20%. Но есть и более серьезные спекуляции. Подорожали перевязочные материалы, жгуты и медицинские препараты.
Конечно государственная система должна быстро реагировать, когда потерявшие совесть и страх предприниматели кратно завышают цены на все товары, в которых нуждаются мобилизованные и добровольцы. Наживаться на наших защитниках, их семьях недопустимо. Но кратного повышения цены мы все-таки пока не заметили.
Не исключено, что это панические настроения. Так, например, в магазине «Озон» указано, что высокие военные ботинки берцы английского производства, наоборот, подешевели до 27%. Впрочем, это указанная цена данного интернет-магазина, и как обстоят дела на самом деле, понять непросто.
Вообще если что-то покупать мобилизованному, с расчетом, чтобы это не отобрали в казарме, выдав взамен что-то такое же, но уставное, стоит присмотреться к всесезонному комплекту полевого обмундирования (ВКПО), прежде он назывался всесезонным комплектом базового обмундирования (ВКБО). Это «многоуровневая система», включающая в себя несколько слоев или уровней одежды, а именно восемь.
Полный комплект оригинального единого войскового броневого шлема 6Б47 стоит 23 тыс. руб. Бронежилет или боевой нагрудник защитный (БНЗ) с подсумками стоит 40 тыс. рублей. Возможно именно это будет самой востребованной частью экипировки, и на нее вскоре подскочит цена. По крайней мере так было с той стороны фронта полгода назад.
Мобилизованным советуют брать с собой документы, сменную одежду, средства личной гигиены и полотенце. Нельзя брать алкоголь, наркотические и психотропные вещества. По призывникам есть определенный перечень имущества, который изымается «потому что запрещено». С мобилизованными также. Лучше не брать с собой скоропортящиеся продукты, а все остальное по правилу «разрешено все, что не запрещено».
Ветеран подразделения «Альфа», подполковник запаса ФСБ Алексей Филатов напоминает, что впереди у нас межсезонье, будет дождливо и прохладно:
— В принципе нужно хорошее сменное белье, носки и хорошие ботинки, ну и желательно хорошая форма. Сверху — непродуваемое, непромокаемое и теплое. Все это есть отечественного производства. Но спрос большой, поэтому наметился дефицит. Вопрос даже не в деньгах, а просто самых лучших вещей уже нет физически.
Говорят, что наблюдается дефицит спальных мешков полноценных аптечек. Мне звонят, просят посоветовать хорошие бронежилеты.
Однако спрос на них возник уже давно, с самого первого дня спецоперации. Мобилизованные ребята искали какие-то варианты. К сожалению наша промышленность оказалась не совсем готова к этому. А санкции внесли проблемы в логистику доставки товаров. Поэтому и наблюдаются определенные проблемы. Некоторые спрашивают средства защиты, налокотники, наколенники. И бронежилет должен быть легким и хорошим.
«СП»: — Разве бронежилет «Ратник» не годится?
— В принципе он нормальный, но не совсем удобный, есть более удобные в эксплуатации иностранные модели. Но тут надо разобраться: зачем именно вам нужен бронник? Одно дело если нужна тяжелая броня для преодоления опасного участка, если нужно идти на выстрелы лоб в лоб, используя свою броню по полной программе.
А если вы участвуете не в штурмовой, а общевойсковой операции, то в этом случае многие даже военнослужащие с опытом предпочитают действовать без тяжелой защиты. Любое утяжеление лишает маневренности, и ты становишься легкой целью. Если же двигаться быстро, и скажем так, хаотично, то попасть в тебя окажется непросто.
Но тем не менее большинство из нас хочет иметь хорошую броню. Это как «запасной парашют» — практически никогда не применяется, но душу успокаивает.
«СП»: — Не случится ли так, купишь себе чего-то очень дорогое, иностранное, а тебя, такого всего из себя крутого, раз — и пошлют сразу, как говорят, «на передок»? Может лучше не шиковать, а быть поскромнее?
— Не думаю, что есть прямая связь между хорошим обмундированием и попаданием на передовую. Да, бойцы подразделения «Ахмат» одеты с иголочки. Обмундирование, рюкзаки — всё сшито качественно. Но командование должно смотреть не на это, а на подготовку — по крайней мере в идеале так должно быть.
Нужно брать с собой аптечку, и вот ее следует собрать по максимуму. Но тут сложно что-то посоветовать. Мы, спецназовцы, применяли очень много различных иностранных медикаментов, которые спасали в том числе от сквозных и проникающих ранений, продлевая жизнь на несколько часов, а этого достаточно, чтобы его эвакуировать в медсанбат. Возможно, сейчас уже все разобрано, достать невозможно.
Поэтому советую взять с собой вещи первой необходимости бинты, тампоны для проникающих ран, несколько жгутов. Обезболивающие брать не рекомендую, поскольку это наркотические средства, но перед выполнением боевой задачи их должны выдать.
«СП»: — Но если всем этим не щеголять, а взять для дела, то я думаю не помешает?
— Наверное. Скорее всего сейчас решаются серьезные вопросы, и по мелочам мобилизованных не контролируют.
А самое главное — хороший, боевой настрой. Всего на всю жизнь не наберешь. Главное — соответствующее бодрое настроение и тогда сможешь найти себе и тепло, и ночлег, и питание. Всегда нужен некий творческий подход, солдатская смекалка. Мы в подразделениях давно практикуем выходы на расстояние 30−40 км в день. Тут уж сам солдат определяет, что ему взять с собой и что ему придется использовать.
Комментарии