Альянс допомогался Киеву до того, ему нечем пополнять запасы вооружений
«Люди добрые, помогите, чем можете. Поиздержались мы, защищая родимые европейские ценности на Украине, последние вооружения президенту Зеленскому отдали, сами ни с чем остались!» — примерно к этому сводится смысл видео-интервью, которое генсек НАТО Йенс Столтенберг дал Reuters.
«НАТО, государства-члены находятся в тесном контакте с оборонной промышленностью по вопросу ускорения темпов производства, поставок больших объемов оружия и боеприпасов, так как нам надо пополнять наши склады обеспечения сдерживания и обороны всей территории НАТО, а также для того, чтобы иметь возможность поддерживать Украину», — разъяснял ситуацию для прижимистых европейцев Столтенберг.
По его словам, страны НАТО, прежде всего США, оказали беспрецедентную поддержку Киеву, поэтому собственные запасы альянса значительно сократились. Теперь, чтобы их пополнить, ему приходится убеждать членов альянса раскошелиться, а представителей оборонной промышленности — увеличить выпуск вооружений.
Генсек в последнее время всё больше напоминает предводителя дворянства и светского льва Кису Воробьянинова из «12 стульев» в исполнении незабвенного Сергея Филиппова. Того гляди, начнёт с отчаянья плясать лезгинку, припевая: «Давай деньги, деньги давай!» А уговорить прижимистых партнёров, и так уже затянувших пояса из-за проблем с газом, пшеницей, удобрениями и прочим очень непросто!
Но Столтенбергу в России вряд ли кто сочувствует. Особенно наглядно это прослеживается в комментариях в сети. Некоторые считают, что настало удобное время для того, чтобы поставить ЕС на место: «Самое время остановить европейскую промышленность окончательно». «Им, чтобы воспроизвести то, что они отправили Украине понадобятся годы. Пусть поработают!»
Кто-то предлагает ввести опережающие санкции против оружейных заводов: «Надо запретить им поставку любого сырья и энергетики. Причём и от любых, вторичных поставщиков под страхом санкций от России!»
Третьи подозревают, что дело нечисто, кое-кто явно химичат, стараясь и тут извлечь выгоду. «Гегемон вам с радостью поможет, заодно обогатится», — комментируют пользователи.
Военный эксперт Виктор Литовкин полагает, что Столтенберг занимается банальным вымогательством.
— Это крокодиловы слёзы, когда Столтенберг заявляет, что у них заканчиваются вооружения. Всё у них есть. Заводы работают, технику выпускают. Им нужны деньги, новые заказы. Поэтому страны, входящие в альянс, и жалуются, что всё закончилось.
На самом деле, они передали Украине много техники далеко не новой. Дело в том, что страны Восточной Европы, вступившие в НАТО, два десятилетия не могли поменять старую военную технику на натовскую. Есть советские калибры, есть натовские. Например, у нас гаубица на 152 мм, а у них — на 155. И это только один из примеров. А для того, чтобы менять старую технику на новую, нужны деньги. И для того, чтобы её утилизировать, тоже нужны деньги.
Когда началась спецоперация, американцы заставили их всю советскую технику вытолкать на Украину. Получается, что старые вооружения так или иначе утилизирует Россия, а новые своим партнёрам по НАТО Штаты поставят за доллары. Получается, что те берут у американцев кредиты, и на полученные под проценты деньги у американцев же покупают вооружения.
Получается, что США зарабатываю дважды. А Столтенберг рассказывает, что страны, входящие в альянс, бедные-несчастные, всю свою технику переслали на Украину, им теперь самим воевать нечем.
Повторюсь, всё у них есть! Просто сейчас надо убедить общественность, что вооружений не хватает. На самом деле речь идёт об обеспечении работой военно-промышленного комплекса Соединённых Штатов, — считает эксперт.
Да, Европа поставила на Украину много советской техники, но ведь Зеленскому поступает и новое высокоточное оружие, такое как управляемые снаряды. Или даже взять беспилотники — это ведь новые смертельные игрушки! И стоят они не три копейки. «Недорогие» модификации турецких Bayraktar идут от 2,5 миллионов, а американский MQ-1 Predator будет стоить уже 22 миллиона.
И при этом «оборонка» — это целый комплекс производств, который нуждается и в энергоносителях, и в металлах, и во многом другом. На ВПК работают многие отрасли, которые еще не очухались после пандемии «короны», проехавшей по мировой экономике катком. А потом коллективный Запад еще и санкционную войну развязал, в результате чего цены на энергоносители — а без них оборонке не обойтись никак — взлетели даже не до небес, а гораздо выше. И как в таких условиях наращивать производство?
— Вооружения — настолько высокоприбыльный бизнес, что уже не важно, какие расходы приходится нести при его производстве, они всё равно окупятся, — поясняет аналитик Юрий Петров, много лет проработавший в российском ВПК. — Если это, конечно, не что-то экспериментально-уникальное, непонятно для каких целей созданное. Но такие модели не доходят до серийного производства. На всё остальное покупатель найдётся.
Если же у альянса действительно не хватает, например, снарядов, то военные заводы Европы вполне могут справиться с этой проблемой. Скорее всего, генсек НАТО просто прибедняется. Может, надеется получить дополнительные средства, а, может, пытается объяснить, почему, несмотря на массированную военно-техническую помощь со стороны блока, Зеленскому не удалось переломить ход спецоперации в свою пользу.
Комментарии