Оружие «Спецоперации Z»: БТР-82А — помолодевший ветеран, на которого можно положиться
Фото: Пресс-служба Минобороны РФ/ТАСС

В результате боестолкновения бронетранспортеров экипаж ВСУ сбежал с поля боя, бросив американскую машину

Пресс-служба оборонного ведомства Российской Федерации опубликовала видеокадры, на которых запечатлен фрагмент боевого столкновения между военнослужащими союзных сил и подразделением ВСУ. И то, и другое подразделение поддерживалось огнем бронетранспортеров — БТР-82А с российской и М-113 с украинской стороны. Результат противостояния оказался предсказуем и закономерен. Украинские националисты предельно быстро покинули поле боя, бросив на нем «подарок» своего заокеанского хозяина.

Подтвержденные фактами примеры победы русского оружия — это всегда приятно, но говорить мы будем не об этом. Мы попытаемся разобраться, что это за машина. Некоторые специалисты говорят о ней, как о принципиально новом бронетранспортере. Другие, на мой взгляд совершенно справедливо, считают ее хоть и удачной, но, все же, очередной реинкарнацией старого доброго БТР-80, в далеком 1984 году получившего статус серийного бронетранспортера. В качестве основных претензий, предъявляемых «восьмидесятке» называли недостаточность огневой мощи и откровенно слабую противоминную защиту.

Это и стало главным побудительным мотивом принятия в 2010 году на вооружение ВС Российской Федерации его модернизированной версии — БТР-82АМ. В чем отличие БТР-82АМ и БТР-82А? Первые производились исключительно путем модернизации «прародителя» — БТР-80. Вторые — это в эксплуатационном плане новые машины, появившиеся в результате реализации отдельного проекта. Данная программа не предусматривала проведение НИОКР по разработке принципиально нового бронетранспортера, поскольку это затратно и по времени, и по деньгам. В качестве ключевых задач проекта рассматривались:

— рост огневой мощи машины;

— усиление противоосколочной и противоминной защиты корпуса;

— обеспечение возможности ведения огня в движении, причем это касалось любых метеорологических условий и времени суток;

— сохранение сильных сторон БТР-80, например, высокой подвижности.

Насколько это удалось? Проанализируем.

Даже мимолетного взгляда на БТР-82А достаточно, чтобы убедиться, что корпус ему достался в наследство от «старшего брата», причем практически без изменений. В качестве материала для его изготовления использована все та же 7−10-миллиметровая катаная стальная броня. Уровень выживаемости десанта и экипажа незначительно повышен путем использования внутреннего кевларового противоосколочного подбоя. Производитель заявляет об усилении противоминной защиты, правда, о том, как технически решена эта задача не объясняет. Следует отметить появление кресел с энергопоглощающим подвесом и кондиционера.

БТР-82А имеет «танковую» компоновку внутренних отсеков: отделение управление впереди, силовое на корме, боевое — в центре. Кроме того, он значительно «прибавил в весе» — с 13,6 т до 15,4 т. Отчасти причиной этого могло стать оснащение машины новым силовым агрегатом — 8-цилиндровым турбодизельным 300-сильным КамАЗ-740.14−300 объемом 10,85 литра. Благодаря такому решению новый бронетранспортер, как минимум, сохранил подвижность и высокую проходимость. Несмотря на солидный расход топлива (38 л/100 км), полная заправка БТР-82А обеспечивает ему запас хода в шестьсот километров по шоссе и от двухсот до пятисот — на грунтовых покрытиях. Повороты башни обеспечивает 5-киловатная вспомогательная силовая установка, а для движения «вплавь» предназначен кормовой водометный движитель.

В качестве основного вооружения БТР-82А получил башенную пушечно-пулеметную установку (БППУ), в которой 30-миллиметровая автоматическая пушка 2А72 спарена с пулеметом ПКТМ (7,62 мм). БППУ оснащена цифровым двухплоскостным стабилизатором, электроприводом, дневным (ночным) прицелом наводчика ТКН-4ГА, имеющим канал управления дистанционным подрывом боеприпасов. На версии прицела ТКН-4ГА-3 ночной канал заменен на тепловизионный. Кроме того, новая машина получила комбинированные приборы наблюдения и цифровые радиостанции «Акведук», способные шифровать передаваемый сигнал. Роль дополнительного вооружения играют дымовые гранатометы.

Артиллерийская установка способна вести стрельбу всеми типами боеприпасов калибра 30×165 миллиметров, разработанных для пушки 2А42. В понятие «все» включены и бронебойные подкалиберные боеприпасы на расстоянии в 1000 метров пробивающие наклонную 47-миллиметровую броню. При использовании осколочно-фугасного снаряда показатель дальности стрельбы возрастает до 3000 метров и более. Наличие селективного питания обеспечивает мгновенное переключение между лентами, снаряженными снарядами различных типов. Размер боекомплекта: ПКТМ — 2000 патронов, 2А72 — 300 снарядов.

Ключевые тактико-технические и эксплуатационные характеристики БТР-82А выглядят следующим образом:

— скорость (максимальная), км/ч — 100;

— скорость на плаву, км/ч — 9;

— угол подъема (максимальный), градус — 30;

— преодоление вертикальных препятствий (стенка), м — 0,5;

— ширина преодолеваемого рва, м — 2.

Состав экипажа, человек — 3;

Состав десанта, человек — 7.

Серийное производство БТР-82А формально началось в 2011 году, однако годом ранее для своих вооруженных сил партию из семидесяти машин закупил Казахстан. Уже в 2017 году количество БТР-82А, эксплуатируемых в силовых структурах Российской Федерации превысило 1400. В настоящее время эта машина вполне достойна статуса «основного бронетранспортера ВС РФ».

Машина принимала участие во всех вооруженных конфликтах (с той или иной степенью присутствия российских войск) последних лет: Донбасс (2014−2021), Сирия (с 2015 по настоящее время), Нагорный Карабах (2020). Теперь — специальная военная операция по денацификации и демилитаризации Украины. Ее главные эксплуатанты за исключением России — страны постсоветского пространства: Казахстан, Узбекистан, Беларусь, Азербайджан, Абхазия. Некоторые включают в этот список Сирию, но официально БТР-82А на вооружение ее армии не принят.

Очевидно, что бронетранспортер с индексом 82А ни прорывным, ни революционным не стал, даже несмотря на тот факт, что некоторые из «специалистов» поспешили назвать его «лучшим в мире». Тем более, некорректным выглядит его сравнение с Т-90М «Прорыв» или машинами, созданными на унифицированной платформе «Армата». Тем не менее, это «крепкая» версия старого доброго БТР-80 и просто хорошая боевая машина, что она, собственно, уже неоднократно доказала в ходе российской спецоперации «Z».

Кроме того, что называется, на подходе машины перспективного семейства бронетранспортеров «Бумеранг». Их судьба на сегодняшний день достаточно туманна — современное оружие требует очень больших финансовых и временных затрат. Поэтому представляются логичными действия военного руководства России, желающего иметь под рукой проверенный БТР, как нельзя более лучше подходящий для участия в миротворческих операция и вооруженных конфликтах малой интенсивности.

svpressa.ru

Добавить комментарий