Разобрав брошенный 1-й танковой армией при поспешном отступлении исправный Т-90М, они слишком многое смогут узнать и о нашей «Армате» Сергей Ищенко Сергей Ищенко
Последствия нашего трагического отступления под Харьковом в ходе «спецоперации Z» на Украине в отдаленной перспективе могут оказаться даже еще более тяжелыми, чем представляется сегодня.
Дело в том, что, по сообщениям американского издания «Military Watch», в ходе беспорядочного отхода российских войск за реку Оскол нашими танкистами по неизвестной причине оказался брошенным новейший и страшно секретный танк Т-90М «Прорыв». Насколько можно судить по опубликованным снимкам, в руки украинских военных он попал в практически исправном состоянии.
Соединенные Штаты тут же попросили Киев поскорее отправить к ним за океан этот ценнейший трофей. Ясно, что для тщательного изучения. Потому что, разобрав Т-90М, как говорится, «по винтику», американцы получат редкую возможность заглянуть и в тщательно охраняемые Россией технологические тайны знаменитого Т-14 «Армата». Еще только проходящего испытания нашего новейшего танка четвертого поколения. Который успел в так сказать «учебном режиме» повоевать в Сирии. Но на полях сражений на Украине пока не замечен.
Дело в том, что поступивший лишь в апреле 2021-го в очень ограниченном количестве в состав 27-й отдельной гвардейской мотострелковой Севастопольской Краснознамённой бригады 1-й гвардейской танковой армии (в открытой печати весной нынешнего года называлась цифра всего в 70 боевых машин), Т-90М «Прорыв», по оценкам экспертов все того же «Military Watch», на сегодня является «наиболее боеспособным в российском арсенале».
Технологически он унаследовал многие передовые новшества, разработанные российскими конструкторами специально для «Арматы». С учетом этого обстоятельства, в целом, полагают за рубежом, Т-90М безусловно входит в число лучших танков мира. И очень похож на перспективную «Армату». Только легче ее (масса «Прорыва» 48 тонн против 55 тонн у Т-14). И значительно дешевле. Чем собственно, главным образом и объясняется, что Т-90М в наших войсках все же есть. А «Арматы» до сих считай что нет.
Не исключено, что именно по причине этого сходства с первых дней нашей спецоперации за немногочисленными Т-90М Киевом вероятно по требованию Пентагона организована настоящая охота. Но наши потери в этих боевых машинах, несмотря на все усилия украинских военных и их иноземных соратников, пока чрезвычайно редки. Насколько можно судить по открытым источникам, захваченный под Изюмом «Прорыв» — всего вторая такая боевая машина, которой лишилась 1-я гвардейская танковая армия на Украине. Первая была подбита в начале мая при контратаке на занятый ВСУ населённый пункт Старый Салтов Харьковской области.
Об этом 4 мая с большой досадой одновременно сообщили министерства обороны Украины и Великобритании. Почему с досадой? Потому что на опубликованных ими в подтверждение снимках того самого Т-90М «Прорыв», от него мало что осталось. Открытые люки механика-водителя и наводчика-оператора свидетельствуют, что экипаж, скорее всего, уцелел. А вот сам танк выгорел дотла. Посему особой технической информации из этих развалин получить невозможно.
А вот теперь — совсем иное дело. Тот танк, что в качестве трофея украинцы добыли на днях под тем же Харьковом, на фото выглядит как картинка. Уцелел даже наброшенный на машину похожий на пятнистый, серый брезент комплекс средств снижения заметности «Накидка», совсем недавно разработанный московским АО «НИИ Стали».
Для справки: эта российская «Накидка» призвана в два-три раза снижать инфракрасную заметность боевой машины для головок самонаведения противотанковых управляемых ракет. А радиолокационную заметность для них же — во всех диапазонах до шести и более раз.
Но даже и это попавшее в руки врага несомненное российское «ноу-хау» — не главная наша технологическая потеря под Харьковом. Потому что в основу конструкции «Прорыва» положено не только множество других удачных инженерных решений, найденных при создании его предшественников — танков Т-90АМ и Т-90МС. Но многое досталось ему, как уже сказано, и от совершенно секретной пока Т-14.
Прежде всего — пушка. Вместо орудий 2А46М-2 и 2А46М-5, стоящих на танках-предшественниках «Прорыва», на новую машину поставили 125-мм 2А82−1М, специально созданную для «Арматы». Ее ресурс увеличен до 900 выстрелов.
Стрельбу из такой можно вести очень мощными бронебойными подкалиберными снарядами с вольфрамовым сердечником «Вакуум-1» (с бронепробиваемостью до 900 мм) или изготовленными из низкообогащенного урана с добавлением керамических добавок «Вакуум-2» (тот же показатель увеличен до 1000 мм). А для поражения пехоты и легких укрытий полевого типа и на Т-90М, и на «Армате» предусмотрены осколочно-фугасные «Тельники» с подрывом на траектории, а также управляемые реактивные снаряды «Спринтер».
Кроме того, утверждают разработчики, новое вооружение позволило и на Т-90М, и на Т-14 увеличить точность огня на 30 процентов. А дальность прицельной стрельбы у нашей 2А82−1М семь километров. Против пяти километров у лучших боевых бронированных машин Североатлантического альянса. Что при прочих равных условиях делает исход дуэли с любым из изделий германского «Рейнметалла» или американской «Дженерал Динамикс» во многом предрешенным. И прискорбным для врага.
Пока неизвестно, что из этого новейшего арсенала попало в руки украинских военных под Харьковом вместе с трофейным российским танком. Но вероятно — кое-что им, увы, перепало и из боезапаса захваченной Киевом грозной машины.
Наверняка живейший интерес у американских инженеров и военных теперь вызовет и принципиально иная, чем у предшественников из давно хорошо известного в мире семейства Т-90, сварная башня «Прорыва». Конструкция этой стелс-башни революционна. Решетчатыми экранами защищены кормовая и нижняя ее часть. Боеукладка вынесена из боевого отделения. Часть снарядов находится в автомате заряжания. А часть — в съемной кормовой части башни.
Там еще много чего для американцев прежде невиданного. Скажем, автоматическая система управления огнем (СУО) «Калина». За счет объединения в ней датчиков сбора информации, тактической информационно-управляющей системы и оборудования для обмена данными между командиром и наводчиком (так называемый принцип «hunter"-"killer») экипаж «Прорыва» куда лучше, чем на любых иных танках, осведомлен о происходящем на поле боя.
«Глазами» Т-90М служит многоканальный прицел с тепловизионным, телевизионным, визирным и дальномерным каналами, а также с каналом управления выпущенной из собственной пушки ракетой ракетой.
Но, возможно, самым ценным «призом» для наших недоброжелателей после случившегося станут узлы комплекса динамической защиты «Афганит». Который специально разрабатывали для «Арматы». Но, как утверждают, из-за задержки с испытаниями Т-14, стали устанавливать и на первые «Прорывы».
«Афганит» оснащен ультрафиолетовыми пеленгаторами, инфракрасными камерами и АФАР-радарами повышенной дальности действия. Все это — для предупреждения экипажа об угрозах не только с земли, но и с воздуха. Мало того. «Афганит» интегрирован с упомянутой СУО «Калина» для почти мгновенного агрессивного огневого ответа в случае атаки противника на охраняемый танк.
Целеуказание по обнаруженной угрозе командиру Т-90М выдается практически мгновенно. Одновременно автоматически в сторону противника выбрасывается аэрозольная граната, скрывающая объект атаки за облаками густого белого дыма.
Ну, а если все это не поможет, в действие вступит «Реликт», система модульной динамической защиты, принятой на вооружение сравнительно недавно, в 2006 году. Она повышает противоснарядную стойкость и без того почти непробиваемой брони «Прорыва» на 20 процентов. А противокумулятивную защиту — вдвое.
Словом, перед нами надежно бронированный и почти «неубиваемый» российский монстр. Способный даже под самым сокрушительным вражеским огнем хозяйничать на поле боя. Еще не Т-14 «Армата», но ее близкое подобие.
Тем обиднее, что кто-то из наших военных позволил такому — без преувеличения! — чуду отечественной боевой техники в целости и сохранности угодить в чужие, но страшно «любознательные» руки. Конечно, за это следует наказать того, кого положено. И самым суровым образом. За то хотя бы, что, убегая по неизвестной пока причине из собственного танка, он даже не попытался уничтожить этот доверенный ему «Прорыв».
Однако, справедливости ради, стоит признать, что в ходе масштабных боевых действий схожие с нашей теперешней технологические утраты практически неизбежны. У других они тоже случаются достаточно регулярно.
Как, например, у тех же американцев в Сирии в 2018 году. Тогда, в ночь на 14 апреля, эта страна была атакована стаей «Томагавков», выпущенных с кораблей ВМС США в Средиземном и Красном морях. Две крылатые ракеты по техническим причинам не добрались до целей и целехонькими грохнулись оземь. Потом найдены сирийцами. Потом бережно собраны, заботливо упакованы и отправлены в союзную им Москву.
Наш Генштаб сразу заявил, что очень благодарен всем участникам этой истории за столь ценный «подарок». Следом советник первого заместителя гендиректора концерна «Радиоэлектронные технологии» Владимир Михеев признался, что новые системы радиоэлектронной борьбы будут создавать с учетом данных, полученных при исследовании полученных из Сирии трофеев.
А известный военный эксперт, полковник запаса Михаил Ходаренок выразился примерно о том же. Но куда более изящно: «На нас с неба свалился учебник по материаловедению, учебник по технологиям. Достижения американских инженеров обязательно будут учтены при дальнейшем создании и модернизации российского оружия аналогичного назначения. Например, крылатых ракет «Калибр».
Так что — бывает. Какой вывод? Нашим конструкторам поскорее надо идти вперед. И готовить для «Арматы» кое-что получше и погрознее, чем попавшие в лапы США «Афганит» и «Калину». И прочие «Реликты».